Последние новости

НА ПОВЕСТКЕ – НАУЧНАЯ БИОГРАФИЯ ВААНА ТЕРЬЯНА

К 140-летию со дня рождения поэта

О жизни и творчестве Терьяна создана целая библиотека, однако составляющие ее исследования, к сожалению, не отличаются ни охватом проблем, ни глубиной анализа многослойности творчества поэта, особенно если учитывать величие Терьяна и его исключительную роль в истории армянской лирики. История терьяноведения, которая до сих пор не стала предметом отдельного научного исследования, насчитывает более века. Она начинается в 1908 году, сразу после публикации первого сборника поэта — «Грезы сумерек», и продолжается до наших дней.

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА, СОЗДАННАЯ О КАЖДОМ ПИСАТЕЛЕ, со своими закономерностями развития, представляет собой особую область литературоведения. Терьяноведение не является исключением. Содержащиеся в нем – будь то преднамеренные или неосознанные - ошибочные подходы и идеологические ограничения преодолевались с годами, постепенно. Чтобы более четко представить этапы пройденного пути терьяноведения, актуальной необходимостью становится его периодизация. В основе, конечно, лежит прежде всего хронологический принцип и группировка работ литературоведов по конкретным научным вопросам и темам, без чего выявление закономерностей различных этапов и общих особенностей будет невозможно.

Терьяноведение прошло три основных этапа развития: 1908-1950-е годы, 1960-2000-е годы и с начала XXI века до наших дней. За периодом становления терьяноведения, который пришелся на годы жизни поэта, последовали этапы его развития. Разделение на временные периоды, конечно, условно и не может точно совпадать с какой-либо конкретной датой. Сегодня на повестке дня терьяноведения стоит создание его полной, академической биографии.

Научная биография писателя является одной из важных областей литературоведения и истории литературы. Борис Мейлах характеризовал её как особую проблему литературоведения и самостоятельный жанр. Биография художника – один из наиболее испытанных и надежных подходов, позволяющий рассматривать художественное произведение в свете жизнеописания писателя, учитывая его эпоху и окружение.

Иногда невозможно определить границы между биографическим фактом и художественным фактом, абстрагированным под его влиянием, а также разграничить импульсы реальности и их художественное отражение в произведении. Литературное произведение является результатом жизненного опыта писателя. Уточнение деталей жизни поэта даёт возможность оценить содержательный объём конкретного произведения и анализировать литературный текст сквозь призму биографии его автора.

 Ваан Терьян с супругой НвардВ писателе воплощены не только его собственная жизнь и окружение, но и его эпоха, а также общественная жизнь. В одном случае возникает проблема ситуационной психологии, в другом – историко-социальная. Так, например, стихотворения Терьяна, посвящённые Нвард Туманян, наиболее ярко демонстрируют двойственную адресность произведения искусства. Они одновременно обращены и к самому автору, и к другим – конкретному человеку и всему миру.

С другой стороны, фиксация момента психологического и творческого всплеска, предопределённого внутренними и иррациональными стремлениями поэта, его поведением, опытом и познанием, а также обстоятельствами жизни, открывает путь к применению психологических методов, в частности метода психоанализа. Следовательно, изучение связи писателя и его произведения в рамках одного метода невозможно, и требуется применение комплексного сопоставительного метода.

ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НВАРД И ТЕРЬЯНА, ДОПОЛНЕННАЯ НОВЫМИ ФАКТАМИ, помогает представить глубинные смысловые слои определенной части художественных произведений поэта. Это также в значительной степени способствует раскрытию мировоззрения и образа мышления Терьяна, подтверждая, что переживания писателя часто были обусловлены конкретными жизненными обстоятельствами. Анализ связи между жизнью и творчеством художника, а также интерпретация литературных направлений опираются как на традиционные, так и на современные литературоведческие и общественно-научные методы и теории, в особенности на исследования П. Лакомбa, Р. Барта, Р. Рапетти, А. Хопке, У. Эко, Дж. Хилмена, В. Хализева, В. Тюпы, О. Туришевой, Ю. Лотмана, Г. Лансона, Б. Кормана, Дж. Каллера, Т. Иглтона, М. Бахтина, Х. Фрая, М. Гибсона.

Вопросы соотношения биографического и художественного факта, а также индивидуальности писателя в искусстве всегда находились в центре внимания литературоведов. Были разработаны различные теории, которые иногда противоречили друг другу, а иногда дополняли и обогащали друг друга. В этом смысле особенно значимы труды Г. Винокура, Л. Гинзбург, О. Сент-Бёва, Г. Брандеса, Р. Пьеро и других. Сент-Бёв даже пытался отождествить жизненные и художественные факты. Согласно его теории, автор и его произведение неразрывно связаны, а значит, необходимо знать все о писателе, включая такие аспекты, как: «Как он относился к женщинам, к деньгам? Был ли он богат или беден? Каков был его образ жизни, повседневные привычки… И наконец, какие у него были пороки или слабости…».

Это восприятие имело как сторонников, так и резких критиков. П. Лакомб, следуя Сент-Бёву, преувеличивал значение личности писателя, фактически ставя его биографию выше объективных факторов. Отчасти это объясняется тем, что Лакомб занимался исключительно вопросами творческой психологии, так что, по его убеждению, все исторические и литературные явления определяются самодостаточными психическими процессами личности творца. В результате своих психологических исследований он пришел к выводу, что в основе каждого литературного произведения лежит определенное эмоциональное отношение, которое является основным принципом его организации.

Лакомб также рассматривал различные методы изучения истории литературы, подчеркивая важность литературной критики и анализа текстов. Марсель Пруст в своей работе «Против Сент-Бёва» выражает совершенно противоположное мнение, утверждая, что подробности биографии писателя мешают пониманию его творчества, поэтому при анализе произведения следует опираться исключительно на текст.

Французская постмодернистская критика 1960-х годов в лице Р. Барта, М. Фуко, Ю. Кристева выдвинула теорию «смерти автора», согласно которой жизнь и личность автора не имеют значения в процессе художественного анализа. По мнению Барта, говорит не автор, а язык, текст, который организуется в соответствии с культурными принципами своего времени.

Однако эти теории не выдержали испытания временем и впоследствии были отвергнуты. Умберто Эко противостоит постмодернистскому скептическому подходу и теориям, ставящим под сомнение всё в культуре и искусстве, игнорирующим концепцию автора, роль нарративных приемов, функцию замысла и биографический фактор.

СОВРЕМЕННОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЕЕ ПСИХОЛОГИЗИРОВАННЫМ. Следовательно, как внутренний мир писателя, так и биографические факты приобретают большее значение при интерпретации литературного произведения и часто становятся отправной точкой для выявления его подтекстовых слоев.

 В писателе воплощены не только его собственная жизнь и окружение, но и его эпоха, а также общественная жизньОдним из таких биографических фактов является введенный в научный оборот документ, который рассказывает об одной из встреч Терьяна и Нвард Туманян. Этот документ свидетельствует о переживаниях и размышлениях поэта, а также о его творческом вдохновении во время написания стихотворения, начинающегося строкой «Не ропщи на свою боль – она щедрый источник любви», которое поэт записал в альбоме Р. Зардаряна.

Рождение этого стихотворения весной 1917 года подтверждает, что переживания поэта были обусловлены конкретными обстоятельствами его жизни, абстрагированы и превращены в художественное произведение высокой художественной ценности под непосредственным впечатлением от конкретной жизненной ситуации.

Стихотворения Терьяна, обращенные к Нвард, наиболее ярко демонстрируют многозначность адресации художественного произведения. Впервые раскрываются обстоятельства и импульс к созданию одного из таких стихотворений, которые одновременно адресованы и Нвард, и самому автору, и Р. Зардаряну, а также абстрагированному читателю.

Ваан Терьян происходил из рода священников. Его евдокийский предок по отцовской линии, Газарос, сын Микаэла, был священником деревни Карчнкоц и первым из рода, кто в 1830 году вместе с 35 000 армянских переселенцев обосновался в Джавахке, сначала в деревне Дилиска, неподалеку от Ахалкалака, а затем, в 1835 году, в Гандзе.

Дед Терьяна Григор также служил в церкви, а отец – Сукиас – в 1870 году был рукоположен в священники деревни. Мать Ваана, Юхабер, была грамотной женщиной, так как была дочерью писца Григора из деревни Чамдура Ахалкалакского района.

Ваан, или Ваник, как его называли в деревне, был одним из 12 детей Тер-Сукиаса. Он родился 28 января (9 февраля) 1885 года. Отец Терьяна был одним из самых образованных людей своего времени. Он прекрасно знал учения Платона, Аристотеля, Джона Дрепера, Ренана, Бокля, Спенсера, Дарвина, Бэкона. Образ отца навсегда запечатлелся в сознании Ваана, слился с образом родины и стал предметом неизбывной тоски.

Отец Сукиас сделал все возможное, чтобы его дети получили лучшее образование для своего времени. Братья Ваана Терьяна стали известными представителями армянской интеллигенции: Арам Тер-Григорян был юристом и журналистом, а Газар Тер-Григорян (Джавахеци) — писателем и педагогом.

Ваан провел первые 12 лет своей жизни в родном городе Гандза. В 1897 году он отправляется в Тифлис, в 1899 — в Москву, в Лазаревский институт, где сближается с Ал. Мясникяном, П. Макинцяном и Ц. Ханзадяном. Вместе с ними в 1902–1903 гг. издает рукописную газету «Надежда», в которой публикует также свои литературные и художественные произведения. В 1906 году он оканчивает институт и поступает в Московский университет, обучаясь на историко-филологическом факультете, в отделении русского языка и русской литературы. Здесь он сближается с Ал. Цатуряном и М. Сарьяном, расширяя круг друзей и единомышленников.

Ваан Терьян при жизни опубликовал всего два поэтических сборника: «Грезы сумерек» (1908) и первый том «Стихотворений» (1912). Сборник «Грезы сумерек» открыл новую главу в истории армянской поэзии. В армянской литературе началась эпоха Терьяна, которая продолжается и сегодня. Актуальность лирики поэта обусловлена вечным стремлением человека к прекрасному и бесконечностью прекрасного.

В 1910–1912 гг. В. ТЕРЬЯН ВМЕСТЕ С П. МАКИНЦЯНОМ, К. МИКАЕЛЯНОМ И Ц. ХАНДЗАДЯНОМ выпустил три книги литературно-художественного альманаха «Гарун». В 1912 году поэт основал издательское общество «Пантеон».

Осенью 1913 года Терьян отправился в Петербург, чтобы продолжить образование на факультете восточных языков и литературы университета. Молодому, но уже известному и любимому поэту в поступлении в Императорскую академию наук помог профессор Н. Я. Марр. Здесь, помимо арменоведения, Терьян углубился в изучение восточных языков — грузинского, арабского, персидского и ассирийского. Он учился у выдающихся востоковедов своего времени: Н. Марра, арабиста И. Я. Крачковского, арменоведа-византиниста Н. Адонца.

Исследовательница петербургского периода (1913–1917) жизни поэта Донaра Мкртчян пишет: «В первый период учебы Терьян достиг таких успехов, что заслужил самое теплое отношение со стороны столь строгого и требовательного ученого, как Н. Марр... Университетские годы в Петербурге прежде всего ценны возможностью изучения древнеармянской литературы... Петербургский период в творческой жизни Терьяна стал временем тематических и жанровых поисков».

В 1915-1916 гг. Терьян принял участие в создании антологии В. Брюсова «Поэзия Армении» (1916, Москва) и книги «Сборник армянской литературы», составленной и отредактированной Максимом Горьким (1916, Петроград). Для горьковского сборника Терьян перевел легенду Ов. Туманяна «Погос-Петрос». Также поэт перевел на русский драму Г. Сундукяна «Пепо», первый том романа Раффи «Искры», драму Ширванзаде «Злой дух». Терьян скончался 7 января 1920 года в возрасте 35 лет от туберкулеза, который в те годы являлся неизлечимой болезнью.

Исследователями жизни и творчества Терьяна все стихотворения поэта воспринимаются как своеобразный лирический роман, главы которого составляют поэтические циклы, такие как «Грёзы сумерек», «Ночь и воспоминания», «Золотая жизнь», «Золотая цепь», «Страна Наири» и другие. Этот стихотворный «роман» был написан за очень короткую творческую жизнь — всего за каких-нибудь 15 лет. Поэзия Терьяна посвящена тому кругу чувств и мыслей, которые являются вечными и неотделимыми от человека: недосягаемая любовь, утраченные желания, душевная боль и тоска, светлая печаль, но вместе со всем этим – ожидание радости и надежда. Перу Терьяна принадлежат самые сладкозвучные, самые мелодичные стихотворения в армянской литературе. В смысле музыкальности, лиричности Терьян просто не имеет себе равных. Поэт любил армянский язык всем своим сердцем, любил как классическую музыку, так и народные песни, которые, по его словам, «тихими шагами погружаются в мир человеческих чувств — в пропасти нашей души».

Более ста лет прошло после смерти Терьяна, и за это время высказывались самые разные, подчас противоречивые суждения о его поэзии, однако до сих пор никто не поставил под сомнение тот факт, что поэзия великого лирика для каждого читателя звучит как пленительная музыка.

Наделенный такой же нежной и ранимой душой другой чародей армянской поэзии Петрос Дурян на закате своей двадцатилетней земной жизни сказал: «Я, который на свете любил только песни, хочу, чтобы мое последнее дыхание также было песней». Эти слова безусловно можно отнести к самому сладкоголосому представителю новой армянской лирической поэзии — Ваану Терьяну.

Сусанна ОВАНЕСЯН

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • СПАСЕТ ТОЛЬКО ЕДИНСТВО
    2025-02-13 10:08

    В Армении постоянно появляются новые оппозиционные партии и движения, и они часто объявляют себя единственной политической силой, которая способна возродить страну. Но как может партия или движение, состоящее из нескольких человек, выполнить такую задачу? Зарегистрировать партию - не проблема, но от этого до реальных преобразований очень далеко. Один в поле не воин. Все-таки во всех странах мира правительство выбирает и свергает народ. И мы не исключение. Чем бы ни обернулся для нашей страны приход нынешней власти, какие бы зарубежные политические силы ни были в этом заинтересованы, но это был выбор народа. Пусть ошибочный, пусть трагический, но выбор преобладающей части граждан нашей страны, которые бесконечно верили Пашиняну и связывали с его приходом к власти светлое будущее Армении. Все помнят, как это было. И это еще раз подтверждает то, что без массовой поддержки общества никакие изменения невозможны.

  • АЙВАЗЯН: «ПАШИНЯНОВСКАЯ ХУНТА В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ДЕМОНСТРИРУЕТ ПОЛИТИЧЕСКУЮ И МОРАЛЬНУЮ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ»
    2025-02-13 09:32

    «Объявляя, что в сентябре 2023 года армяне должны были воевать, а не массово покидать Арцах, нынешняя власть РА в лице Алена Симоняна демонстрирует политическую невменяемость, - пишет на своей странице в Фейсбук доктор политических наук, военный историк Армен Айвазян.

  • Владимир САРКИСЯН: «И ЭТО ЯВЛЕНИЕ РУКОВОДИТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ ОРГАНОМ СТРАНЫ?!»
    2025-02-12 19:16

    Ален Симонян или агент влияния Азербайджана, или не осознает, что несет, или он решил слить Армению Азербайджану за определенное преподношение от друзей Азербайджана?

  • ПРЕЗИДЕНТ АРЦАХА ТРЕБУЕТ ОТ СИМОНЯНА ПУБЛИЧНО ИЗВИНИТЬСЯ ПЕРЕД НАРОДОМ АРЦАХА
    2025-02-12 11:59

    Президент Республики Арцах Самвел Шахраманян решительно осуждает оценки, данные вчера с высокой трибуны парламента и на брифинге с журналистами председателем Национального Собрания Республики Армения Аленом Симоняном относительно борьбы народа Арцаха, защиты Родины, а также действий властей Арцаха, которые потрясли и без того не излечившиеся от ран души насильственно перемещенных жителей Арцаха. Об этом сообщает Информационный штаб Арцаха.

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ