ФЛАГМАН МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
В этом году Национальный филармонический оркестр Армении отметит самую значительную дату своей истории - 100-летие со дня основания. Это, конечно, его праздник. Но в гораздо большей степени и наш праздник. Тех, кому дорога культура страны, дорого искусство и вечный творческий поиск нового в искусстве!
Свой юбилей коллектив оркестра встречает умудренный опытом, увенчанный славой пропагандиста музыкального искусства. Он заслужил уважение, этот оркестр, потому что целый век, словно солдат, не знал передышки, отстаивал высокое предназначение музыки. Он всем нам видится испытанным в боях кораблем, смело устремленным вперед.
ЗА ЦЕЛЫЙ ВЕК СВОЕЙ ЖИЗНИ ОРКЕСТР СЫГРАЛ БЕСЧИСЛЕННОЕ МНОЖЕСТВО ПРОГРАММ, ПРЕМЬЕР, видел в своем зале сотни тысяч зрителей. Но, как бы ни были внушительны цифровые данные, они сами по себе в искусстве значения не имеют. Важно, что стоит за цифрами, какой эстетический духовный потенциал они выражают. Симфонический оркестр Армении сыграл выдающуюся роль в общем развитии музыкальной культуры, композиторского и исполнительского творчества. Какие это яркие страницы в истории армянской музыки. Какие редкие минуты истинных музыкальных открытий всплывают в памяти, когда представляешь его историю. У него богатые творческие традиции. Да и могло быть иначе? Ведь создателями оркестра были такие выдающиеся музыканты, как Аршак Адамян, Александр Спендиаров, Сурен Чарекян, Георгий Будагян, Константин Сараджев, Микаэл Малунцян, Оган Дурян, Микаэл Терьян…
Возникший в 1925 году благодаря усилиям ректора Аршака Адамяна из педагогов консерватории и студентов симфонический оркестр дает множество концертов и вскоре становится популярнейшим коллективом, известным далеко за пределами Армении. С 1939 по 1941 гг. симфонический оркестр выполнял двойную функцию - был симфоническим и оперным оркестром. В 1939 году он принял участие в Первой декаде армянского искусства в Москве, обеспечив высокий уровень оперных спектаклей, которыми дирижировали Константин Сараджев, Микаэл Тавризян, Георгий Будагян и Рубен Степанян.
Спустя два года в Армфилармонии нашел свое место наконец симфонический оркестр, который возглавил Константин Сараджев, а оперные постановки осуществлял главный дирижер Оперного театра Микаэл Тавризян. Помимо должного профессионализма, он отличался необычной дисциплиной, собранностью и, что очень важно, работал над оперным репертуаром не менее охотно, чем над репертуаром симфоническим. Однако через какое-то время оркестры вновь объединяют, а в 1942 году в исполнении объединенного оркестра Госоперы и Армфилармонии под управлением Микаэла Тавризяна прозвучала Седьмая симфония Шостаковича, воспринятая как событие огромной художественной значимости.
Исполнительское мастерство коллектива выковывалось несколькими поколениями дирижеров и артистов оркестра, среди которых не было недостатка в выдающихся инструменталистах. Во все периоды своей истории он был оркестром-пропагандистом, постоянно обновляющим репертуар.
АФИШИ ТЕХ ДАЛЕКИХ ЛЕТ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О ТОМ, КАК МНОГО СОЧИНЕНИЙ армянских авторов прозвучало в исполнении оркестра. Вот программы лишь двух первых симфонических концертов объединенного оркестра: Григорий Егиазарян - "Армения", поэма для симфонического оркестра; Ашот Сатян - ария Гаянэ из оратории "Давид Бек" в исполнении Татевик Сазандарян; Николай Чемберджи - "Песни родины", сюита для симфонического оркестра в 4 частях; Анушаван Тер-Гевондян - "Танцевальная сюита"; Арно Бабджанян - Концерт для фортепиано с оркестром; Эдуард Мирзоян - "Героям Отечественной войны", Поэма для симфонического оркестра. Эта программа была исполнена замечательными дирижерами И. Хараджаняном и С. Чарекяном. В программе второго концерта - Каро Закарян, Григорий Егиазарян, Александр Арутюнян, Арам Хачатурян (Вторая симфония). Это ли не образец для оркестра нынешнего, который включает современных авторов, к сожалению, только в дни памятных дат и юбилеев! И вот закрадывается крамольная мысль: имели бы мы сегодня столько хорошей армянской музыки во всех жанрах, не будь тех исполнителей-энтузиастов, стимулирующих творчество композиторов? Вряд ли. Ведь неозвученные ноты - это еще не музыка. Вот о чем не лишне задуматься нынешнему руководству оркестра…
Концерты оркестра неизменно вызывали глубокий отклик в сердцах не только армянских слушателей. Вот что писал после своих гастролей в Армении Святослав Рихтер в 1953 году: "Встреча с вами (оркестром. - Н.Г.) была для меня величайшей радостью. В вашем лице я познал вас как исключительный, хороший, темпераментный и чуткий оркестр. Оркестру свойственны тонкие нюансы, хорошая ансамблевость, легкая и выразительная игра. Он имеет хорошего главного дирижера - Микаэла Малунцяна…"
Артистизм, раскованность, высокая свобода владения самыми различными музыкальными стилями, духовный контакт с партнерами в самых разнообразных по составу ансамблях - наиболее явные достоинства оркестра, каким он предстал перед слушателями в период Огана Дуряна. Выступления оркестра под эгидой этого дирижера составили один из самых ярких этапов в жизни оркестра в нелегких условиях. Здесь никогда не было бесконфликтного равновесия - слишком сложным организмом был этот оркестр, слишком яркой и сложной личностью являлся Дурян. Но как это ни парадоксально, именно такие непростые взаимоотношения коллектива и руководителя стали основой их взаимных достижений и взлетов. Ибо успех "сражения", которое именуется концертом, всегда продиктован как силой замысла дирижера, точностью его стратегии, так и силой сопротивления коллектива, который лишь в процессе работы с дирижером бурно устремляется в то русло, которое было намечено им.
СВОЙ ЗАМЕТНЫЙ СЛЕД В БИОГРАФИИ ОРКЕСТРА СОСТАВИЛИ И ГЛАВНЫЕ дирижеры Михаил Терьян, Рубен Варданян, Арам Катанян, Рафаэль Мангасарян, Ваагн Папян и другие. И все же расцвет оркестра в течение более одного десятилетия связан с двумя личностями - Давидом Ханджяном и Валерием Гергиевым. Их концерты всегда были интересны личностными проявлениями.
С годами становится все более ясным истинный масштаб Давида Ханджяна и его вклад в армянскую музыкальную культуру. Артистизм уживался в Ханджяне с деловитостью, мощный темперамент - со строгим самоконтролем. Отчетливо помню его за пюпитром - статная фигура, пластичные руки. Их взмах экономен, отчетлив. Все проникнуто поэтическим вдохновением, любовью к исполняемому творению. В его программах очень важное место занимала современная армянская музыка - он был ее последовательным и вдохновенным пропагандистом. За семь лет в исполнении оркестра под его руководством мы переслушали необъятный симфонический репертуар.
А сколько было прекрасных часов в жизни тех, кто любит серьезную музыку, в период Валерия Гергиева, ныне дирижера мирового масштаба. Огромное творческое и организаторское дарование, непререкаемая дирижерская воля были направлены на то, чтобы продолжить жизнь оркестра в лучших традициях, чтобы он постоянно обновлялся, совершенствовался. Здесь было и скрупулезное уважение к авторскому тексту, и умение пробиться сквозь него к тем высотам музыкальных произведений, где одновременно живут и личность композитора, и личность исполнителя.
И совершенно особая страница биографии оркестра - Лорис Чкнаворян, возглавивший его в самые кризисные для нашей культуры годы. Эта была поистине подвижническая деятельность, недооценить которую было бы несправедливо. Мало того, он сумел создать второй оркестр, найдя достойное применение способным артистам, оставшимся без работы.
Это - история оркестра.
Менялись дирижеры, менялся состав оркестра, иной становилась стилистика коллектива, его эстетика. Неизменными остались любовь к музыке, творческое беспокойство, огонь, который ныне поддерживает талантливый дирижер, заслуженный деятель искусств Эдуард Топчян. Под управлением Э. Топчяна оркестр сыграл множество программ - западноевропейской, русской и зарубежной классики, а также некоторых современных авторов. Помимо всего оркестр под управлением Топчяна в течение последних десятилетий все увереннее атакует оперный жанр (в концертном исполнении), страстно желая возродить его былое значение. Но особое завоевание оркестра и его руководителя - это яркость и размах фестивального движения.
Сказать, что сегодня оркестр находится на пике славы, неверно: ведь пик - это вершина, после которой неминуемо следует спад. А Национальный филармонический оркестр - всегда в движении, преодолевая одну вершину за другой. Его творческий потенциал безбрежен…
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-04-25 09:46
Самвел Паркевович Мурадян - личность уникальная. Известный литературовед, доктор филологических наук профессор ЕГУ, отметивший недавно свое 80-летие, до сих пор сохранил в себе детское восприятие жизни. Для многих он - соединение ребенка с мудрецом. В его книгах, монографиях, многочисленных статьях, научных исследованиях присутствует тот же праздник смысла, формы и колоссальных знаний, что и много лет назад. Вся его деятельность - и лекции, и книги, комментарии по случаю, споры, в которые он ввязывается, всегда имеют прямую и благородную цель: защитить базовые ценности литературы. Защитить наши исторические культурные завоевания, оживить коллективную память, чтобы не затерялась в ней чья-то драматичная судьба, не пострадала, не искривилась чья-то репутация от злого навета или пустой молвы.
-
2025-04-24 10:47
В ночь с 23-го на 24 апреля в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна Национальный филармонический оркестр под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Эдуарда Топчяна исполнением «Реквиема» Моцарта отметил скорбную дату нашей национальной боли. В концерте кроме филармонического оркестра приняли участие Государственный камерный хор «Овер» (художественный руководитель и хормейстер Сона Оганесян), Ереванский государственный камерный хор под управлением Кристины Восканян и солисты – Анна Аглатова (сопрано), София Туманян (меццо-сопрано), Тигран Мелконян (тенор) и Милан Сильянов (бас). Дирижер – Эдуард Топчян.
-
2025-04-21 09:35
Замечено, что мировая культура не ведает сиротства. Для нее в отличие от политики не бывает метрополий и провинции, нет сверхдержав и отсталости. Ваграм Гайфеджян, родившись в тихой, консервативной грузинской провинции, небольшом городке Тифлисской губернии России Ахалцихе (1879 г.), одной из крупнейших армянских общин за пределами Армении, стоял у истоков авангардизма, которому, по формулировке искусствоведа Эллен Гайфеджян, выпала судьба определить облик и своеобразие путей развития национального изобразительного искусства первой половины двадцатого столетия, навести мост между дореволюционным и советским искусством, стать одним из основоположников советской армянской художественной школы. На протяжении многих десятилетий творчество этого выдающегося художника определяло художественный уровень наших выставок, было эталоном профессионального качества. Но, вероятно, в том и состоит тайна и сила подлинного искусства, что каждое новое соприкосновение с ним открывает нам новые грани, меняет ракурс восприятия, обогащает зрителя эмоционально и нравственно.
-
2025-04-12 11:35
Этапы большого пути: филармоническому оркестру Армении 100 лет Существует понятие социальной сущности понятия интонация, “интонационного фонда нации”, который является достоянием культуры народа и не менее важен, чем язык, архитектура, письменность. Поскольку уже по интонации можно определить принадлежность музыки к тому или иному народу, времени, эпохе. Именно таким “интонационным фондом нации” можно назвать Национальный филармонический оркестр Армении, который в этом году отмечает свою круглую дату – 100 лет со дня основания.