Последние новости

​МОЖНО ПОДОЙТИ К ВОПРОСУ СПРАВЕДЛИВО И ПО-ДОБРОМУ, А МОЖНО И ИНАЧЕ,

говорит, отвечая на вопросы "ГА", иерей ереванской церкви Св. Ованеса тер Шмавон ГЕВОНДЯН

- Тер Шмавон, наверное, только ленивый не отреагировал на появившийся в интернете, скажем так, "прейскурант", где четко прописаны цены на крещение, венчание и т.д. в Тавушской епархии. Первой реакцией был, конечно, шквал негодования в адрес священнослужителей. С другой стороны, в Европе на дверях многих армянских церквей висят подобные "прейскуранты", и это ни у кого не вызывает бурной реакции или негативных эмоций. Давайте и мы попробуем разобраться без эмоций…

- Сначала определимся с предысторией вопроса, то есть с тем, как было раньше. Священник никогда не имел земли там, где он служил. Если у жителей деревни или маленького городка были свои земельные участки, их кормившие, то у священника не было ничего. При этом прихожане давали священнику так называемую десятину - кто продуктами, кто деньгами… И он мог на это жить, кормить семью. Если священник совершал требы (священнодействия, выполняемые по требованию и частным нуждам отдельных верующих), то люди после целования Креста всегда давали ему мелочь – в меру своих желаний и возможностей. Так священники жили. После прихода советской власти все это упразднилось. Уже не стало десятин, и священникам стали "платить" только лишь по выполнении треб – опять же кто сколько сможет, захочет. Священник не получает заработной платы, он служит в церкви без какой-либо оплаты, потому что призван это делать. И народ по своему разумению, желанию, возможностям после совершения требы отдает какие-то деньги в качестве дара священнику. Да, за рубежом действительно прописано, сколько "стоит" та или иная церемония – в зависимости от того, совершает ее один священник или несколько, участвует ли хор и т.д. И прихожане воспринимают это нормально – подобная практика вписывается в их психологию. У нас все оставлено исключительно на разумение наших прихожан. Каждый человек дает священнику по желанию и возможностям. Есть возможности - дает больше, нет возможностей - меньше. Иногда бывает, что возможности есть, но люди платят меньше, иногда – наоборот. Но, повторюсь, все зависит исключительно от желания человека. Ни один священник не имеет права сказать: "Этого мало, заплати больше". То, что произошло в Тавушской епархии, имело место исключительно в рамках конкретного подхода ее предводителя. Между тем, по моему мнению, сегодня люди должны сами решать, сколько "платить" священнику. Просто надо понимать , что священники не получают заработной платы и на прихожанах лежит определенная ответственность за своего духовного пастыря.

- Если исходить из той тяжелой социально-экономической ситуации, в которой находится большинство простых обывателей, не может ли "прейскурант" отвратить людей от церкви? Если человек беден и не может заплатить, так что , ему не креститься, не венчаться, не отпевать? Ведь если церковь дает такой четкий посыл, что платить нужно обязательно, что делать тем, кто просто не может заплатить, потому, что нет денег? Ну представьте, пара хочет венчаться в ААЦ, но молодые не в состоянии "заплатить" за церемонию венчания. Что же им делать? Все мы знаем - многие живут бедно, особенно в районах.

- Я согласен с вами. Бывают исключительные случаи, конечно, и со мной они случались неоднократно. Люди приходят, и мы даем им деньги на свечки, на полотенца, крестики – словом, на все необходимые атрибуты той или иной церемонии. Но так ведь бывает не всегда... Понимаете, как-то этот вопрос должен найти свое решение - сегодня, завтра, когда-нибудь. Это очень болезненный, деликатный вопрос, он висит в воздухе и действительно нуждается в решении. Возможно, самым идеальным вариантом для Армении было бы следующее решение: чтобы люди, считающиеся себя последователями Армянской Апостольской Церкви, ежемесячно вносили в соответствующий фонд, не облагаемый налогами, некую символическую сумму – скажем, 150 драмов. И из этого фонда священники могли получать заработную плату. Таким образом возможно решить вопрос жизнеобеспечения священников, и требы тогда будут совершаться бесплатно. Вы ведь не поспорите с тем, что священнику ежемесячно нужна некоторая сумма денег, на которую он сможет жить и кормить семью. Впрочем, это сугубо мое собственное мнение – я понимаю, что оно может идти вразрез с другими мнениями, подходами, которые сейчас есть в церкви или государстве.

Если кто-то сейчас захочет обвинить нашу церковь в чем-то, он может реально использовать инцидент с

- Но вы согласны, что сегодня не время вывешивать "прейскуранты"?

- Да. Это плохо смотрится в первую очередь потому, что мы сами видим в этом нечто отрицательное, неподобающее. Но ведь, с другой стороны, суть в том, что речь идет не о стоимости крещения или венчания, не о стоимости церемонии. Это просто оплата священнику, которому тоже нужно что-то есть, чтобы не умереть с голоду. Если мы так будем подходить к вопросу, он отпадет сам собой. Все дело в подходе. Конечно, негативных ассоциаций не избежать, если считать оплату "платой за крещение". Но, повторюсь, речь идет не о плате за крещение, а о даре священнику.

Мы должны смотреть на вопрос с другого ракурса. Сама молитва не имеет цены, она бесценна, и если какую-то сумму люди платят по своему разумению, желанию или даже если эта сумма изначально оговорена, то надо воспринимать это, условно говоря, в качестве "зарплаты" священнику. Вы совершенно справедливо говорите о том, что наши люди в районах живут плохо. Но ведь и священник там живет. И если у других есть хоть какие-то возможности заработка, в том числе есть земля, которую они возделывают, то у священника всего этого нет. А ему как жить?

В городе ситуация несколько иная. Большая часть населения Армении сосредоточена в Ереване. И у священников, так или иначе, нет недостатка в требах, а потому вопрос их жизнеобеспечения как-то решен. В Ереване, Эчмиадзине, близлежащих церквах, районах проблема не стоит остро. А теперь представьте, как обстоит вопрос хотя бы минимального жизнеобеспечения священника, который служит, например, в Ашоцке… Мизерная рождаемость, венчаний происходит очень мало, потому что молодежь в основном находится за пределами родного дома, покидая его в поисках заработка. Суть в том, что мы обсуждаем вопрос, который если кто-то захочет комментировать некорректно, то сможет сделать это однозначно. Но мы сейчас говорим о жизнеобеспечении священника – человека, у которого есть семья, дети, который тоже является налогоплательщиком.

Ведь ни один священник не освобожден от налогов – он тоже платит за электроэнергию, за газ, за воду и т.д. Зачастую священникам приходится очень много тратить, ездя по своим приходам. Иной раз на несколько деревень приходится один священник! Можно комментировать вопрос в духе: "Ой, посмотрите, они установили цены на крестины". И это действительно будет выглядеть крайне негативно. Но еще раз скажу, что речь идет об "оплате" священнику, ибо сама треба, само таинство не имеет и не может иметь цены. Это духовная субстанция - вне рамок человеческого разума. Но священник-то - живой человек, из плоти и крови... Вопрос надо решать сообща и деликатно, но его необходимо решать.

- Знаете, очень многие прокомментировали имевший место инцидент в духе - "таким образом церковь бросает людей в объятия всевозможных сект…"

- А что, до случившегося сектантов было меньше? Или те, кто дает подобные комментарии, не в курсе, как в сектах обирают и обижают тех же самых людей, жестко принуждая их платить десятину, делать подарки, запугивая вечными муками ада, если они не заплатят? Вы посмотрите, что творится в сектах - они же грабастают миллионы. Конечно, если кто-то сейчас захочет обвинить нашу церковь в чем-то, он может реально использовать инцидент с "прейскурантом". Но опять-таки все зависит от восприятия. Можно подойти к вопросу справедливо и по-доброму, а можно и иначе….

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • УЗУРПАЦИЯ?! А ПО ОТНОШЕНИЮ К КОМУ ГРАЙР ТОВМАСЯН СОВЕРШИЛ НАСИЛИЕ?
      2019-10-17 16:23
      1716

      Депутат парламента  Армении Арман Бабаджанян направил генеральному прокурору заявление в связи с преступлением, совершенным группой лиц по узурпации государственной власти. На основе подготовленных в Специальной следственной службе материалов принято решение о возбуждении уголовного дела по ч.1 ст. 300 УК Армении, сообщили в ССС. В деле фигурируют глава Конституционного суда Грайр Товмасян и другие лица. Кажется, мы уже ко всему начали привыкать, но это что-то из ряда вон выходящее… 

    • ОПОЗДАВШИЕ ПИСЬМА НА ФОНЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ
      2019-10-17 10:49
      1117

      Почему на Форуме друзей Арцаха "Сотрудничество во имя справедливости и мира", в котором приняли участие 150 участников из 30 стран мира, руководство Республики Армения было представлено одним только замминистра иностранных дел Шаваршем Кочаряном? Разве других не пригласили?

    • ДОГОВОР С ЮВЕНАЛЬНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ
      2019-10-16 11:38
      1600

      "Весь комплекс вопросов, касающихся малоимущих семей и детей, по сути, переходит под контроль международных организаций и НКО", - заявила в интервью "ГА" координатор инициативы "Армянские матери во имя семьи" и член ОО "Адеквад" Армине СААКЯН.

    • ДЕКЛАРАЦИЯ ФОРУМА ДРУЗЕЙ АРЦАХА
      2019-10-15 16:30
      1467

      11 октября в столице Республики Арцах  Степанакерте  прошел грандиозный  Форум друзей Арцаха "Сотрудничество во имя справедливости и мира", организованный МИД Арцаха и АРФ "Дашнакцутюн".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Католикос Гарегин II: Мы считаем, что «История армянской церкви» продолжит преподаваться в школах
      2019-09-26 15:26
      325

      «Есть множество вызовов, с которыми сталкивается наша страна, которые волнуют наш народ. И все это, естественно, находит свое отражение в нашей жизни на Родине и в Диаспоре», –  сказал в беседе с журналистами Верховный патриарх и католикос всех армян, Его Святейшество Гарегин Второй в ответ на вопрос, видит ли он в политической ситуации в стране что-то, что вызывает обеспокоенность.

    • Двери резиденции Католикоса теперь открыты для всех
      2019-09-19 09:29
      370

      Работы по реконструкции резиденции Католикоса Всех Армян, начатые в 2009 году, завершены. Церемония открытия резиденции состоялась в среду.

    • СИМВОЛ ЛЮБВИ И СПАСЕНИЯ
      2019-09-14 17:00
      1415

      Крест для христиан является гордостью и символом могущества Бога, на Кресте была пролита невинная кровь Христа. Иисус  показал свою безграничную любовь к людям. Крест для христиан стал залогом надежды, любви и спасения.

    • ХРАМУ РИПСИМЭ - 1400 ЛЕТ
      2019-09-10 10:11
      1531

      Армения настолько богата культурными и историческими памятниками, что в списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО их могло быть намного больше, но их нет. А все потому, что в последние десятилетия мы наплевательски относимся к нашему культурного наследию.