"ЭТНИЧЕСКИЕ ВЕЛИКОБРИТАНЦЫ" И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА АЗЕРБАЙДЖАНА
Язык закавказских турок за последние полтора века назывался официально по-разному: "мусульманский", "тюркский", "кавказско-татарский", "закавказско-тюркский", "азери", "азербайджанский" и так далее, однако поиски общепризнанного определения так и не привели к консенсусу среди самих закавказских турок – "азербайджанцев". В марте прошлого года радио "Азадлыг" (Свобода) даже провело по этому вопросу дебаты среди азербайджанских ученых в рамках программы Pen сlub. Репортаж с этих дебатов напоминал захватывающий и незаконченный детектив с крутыми задумками автора, предоставившего читателю решить задачу в соответствии со своим воображением.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ, ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ВЕДУЩЕЙ НА ДЕБАТАХ журналисткой Шахназ Бейляргызы, были просты до неприличия: "Как должен называться государственный язык Азербайджанской Республики? Азербайджанский, азери или тюркский язык?" Как видим, прогресс налицо, и список названий сократился. "Татарский" и "мусульманский" уже не рассматриваются, поскольку первый воспринимается как наследие "русского колониализма", а второй – неприемлем по идеологическим соображениям. Тем не менее ведущие ученые – языковеды и историки Азербайджана окончательно заплутали в трех соснах, то есть названиях языка.
Убедительно рекомендуя прочитать данный репортаж (http://www.radioazadlyg.ru/content/article/24931422.html ), я тем не менее хочу процитировать оттуда два монолога, принадлежащих доктору наук, профессору Фируддину Джалилову, некогда возглавлявшему Министерство образования Азербайджана.
"С самого начала, когда я взял в руки перо, я был против слова "азери". Потому что это слово на фарси. С чего это мы должны называть свой язык персидским словом? Во-вторых, в связи с азери в 20-х годах прошлого века некий Кесреви начал кампанию, инспирированную Ираном. Будто в Иране есть род, именуемый азери, фарсидского происхождения. Называя весь азербайджанский народ "азери", они пытались навязать ему фарсидское происхождение. Выражение "азери" – это и научная, и политическая ошибка. В связи с этим я написал книгу – азери не относятся к фарсам, они тюрки. Слово "азер" происходит от слова "Азербайджан", - говорил профессор.
Итак, изначально профессор "был против слова "азери", потому что это слово на фарси". Однако потом Джалилов догадался написать книгу, в которой "доказал", что "азери не относятся к фарсам, они тюрки". Лишь после этого "научного открытия" он примирился со словом "азери".
Однако, даже "доказав", что азери являются тюрками, Фируддин Джалилов продолжил ратовать за то, чтобы закавказские турки именовались тюрками, а язык – тюркским. "Во времена Мамед Эмина Расулзаде (глава непризнанной международным сообществом Азербайджанской демократической республики в 1918-1920 годах. – Л.М.-Ш.) наш язык назывался тюркским и нация – тюрками. И в паспортах моих родителей в 1936 году было написано "тюрк". По указанию Сталина название национальности - "тюрк" было ликвидировано и стали писать "азербайджанец". Это было крестовым походом империи против всего тюркского, тюркизма. Поэтому, каким бы большим политиком ни был Гейдар Алиев, в этом вопросе он допустил ошибку. Приведенная вами цитата тоже глубоко ошибочна с научной точки зрения. Почему меня не пригласили на это совещание? Да просто потому, что я высказал бы там свое мнение. Пригласили Играра Алиева. А он заявил, что, когда слышит слово "тюрк", возникает ощущение, будто ругают его мать".
С АКАДЕМИКОМ ИГРАРОМ АЛИЕВЫМ ВСЕ ПОНЯТНО: ДЕЙСТВИТЕЛЬНО крупный историк, он нередко выполнял пропагандистские заказы руководства Азербайджана, однако, будучи талышом по национальности, ненавидел турок и само слово "тюрк". А вот цитата, о которой говорит Джалилов, из речи Гейдара Алиева 1995 года на одном из бесчисленных обсуждений этнонима закавказских турок и названия их языка. На том совещании будущий "великий лидер" Азербайджана сказал, что "изменять сейчас название языка, именовать его иначе неверно как с философской точки зрения, как с позиции сегодняшнего дня и будущего нашего государства, так и с точки зрения государственности". Как можно изменить то, чего не существует в природе, Гейдар Алиев, к сожалению, не объяснил. Равно как не объяснил, как можно сохранить то, о наличии чего споры идут десятилетиями.
Один тот факт, что уже свыше века представители закавказских турок не могут определиться с единым этнонимом (совещание у Гейдара Алиева очередное тому подтверждение) и, следовательно, названием своего языка, убедительно подтверждает, что пестрый конгломерат тюркоязычных кочевых племен Южного Кавказа все еще не сложился в единый народ.
В связи с этим возникает вопрос использования азербайджанскими пропагандистами выражения "азербайджанец" по отношению к жителям и гражданам других государств. В самом деле, внутренняя пропаганда Азербайджана нередко толкует слово "азербайджанец" как обозначение всех проживающих в республике народов. Мол, азербайджанцами являются проживающие в Азербайджане лезгины, талыши, таты, аварцы, удины, русские и другие граждане республики. Наверное, представители этих народов могли бы согласиться с этим определением, если бы не одно обстоятельство: "азербайджанцами" в Баку называют еще и тюркоязычное население Ирана, России, Грузии и так далее. Президент Азербайджана Ильхам Алиев, например, любит называть себя президентом непонятно где найденных пятидесяти миллионов азербайджанцев, а в бакинской прессе о любом закавказском турке, где бы он ни проживал, пишут как об "азербайджанце". Но если, согласно утверждениям бакинской пропаганды, проживающий в Азербайджане лезгин является "азербайджанцем" - по месту проживания, то вряд ли кто-либо из азербайджанских пропагандистов возьмется объяснить, на каком основании та же пропаганда называет "азербайджанцем" тюркоязычного жителя Дагестана или Грузии, например.
ТЕМ НЕ МЕНЕЕ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОПАГАНДЕ существует еще большая нелепость: выражение "этнический азербайджанец". Чтобы понять степень абсурда этого определения, стоит провести вполне корректную параллель и представить выражение "этнический великобританец", включающее в себя индусов, шотландцев, арабов и прочее неанглийское население Соединенного Королевства. В России, например, проживают этнические русские, татары, коми, чуваши, мордвины и так далее, но никак не "этнические россияне". В США – этнические англичане, голландцы, ирландцы, китайцы… Этнос - это в первую очередь единство и общность происхождения. Политической составляющей, например, проживание в едином государстве, в этом термине нет и не может быть.
"Азербайджанец", согласно внутренней пропаганде Азербайджана, это – совокупность проживающих в этой республике наций и народностей, аналог слов россиянин или американец, следовательно, выражение "этнический азербайджанец" лишено всякого смысла. Попробуйте убедить проживающего в этой республике талыша или лезгина, тата или удина, что он является "этническим азербайджанцем". Или внушить, например, талышу, что он входит в единый этнос с закавказским турком. Народы этой республики являются этническими талышами, лезгинами, аварцами и так далее, но никак не "этническими азербайджанцами".
Этническая пропаганда Азербайджана носит выраженный политический характер и имеет два вектора: внутренний и внешний. Во внутренней пропаганде она направлена на ассимиляцию нетюркских народов республики, в том числе путем их обобщенного наименования, а во внешней преследует цель вычленения закавказских турок. И надо сказать, что некоторая часть нетюркских народов Азербайджана, не замечая подводных рифов преступной этнической политики государства, обманывается этой пропагандой, искренне считая, что безликое слово "азербайджанец" на самом деле уравнивает их в правах с пришлыми в регионе закавказскими турками.
Подобная политика, однако, имеет и оборотную сторону. Дело в том, что она запутала и самих закавказских турок. Упомянутый в начале данной статьи репортаж с дебатов ученых является лишь видимой частью айсберга, в то время как споры о самоназвании закавказских турок давно уже выплеснулись на различные форумы и в социальные сети интернета. Но даже в самых горячих и непримиримых дебатах нетрудно заметить четкое разделение на "своих" и "чужих", в котором "чужими", естественно, являются нетюркские народы республики.
Это – не бытовой шовинизм, как можно было бы подумать. Это – результат продуманной политики Азербайджана, направленной, сколь бы удивительно это ни звучало, на ассимиляцию нетюркских народов пока еще формирующейся и даже не имеющей общепринятого самоназвания нацией.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2015-07-17 15:46
Азербайджанское государственное агентство АзерТАдж 18 июля опубликовало сообщение о подписании меморандума о взаимопонимании по подготовке специалистов университетом ADA (Дипломатическая академия Азербайджана) и Министерством сельского хозяйства Азербайджана. Дипломатическая академия Азербайджана будет готовить специалистов для Министерства сельского хозяйства.
-
2015-07-17 15:40
13 июля в Баку состоялось заседание кабинета министров Азербайджана, в ходе которого с обширной речью выступил президент этого образования Ильхам Алиев. В своем выступлении И. Алиев подверг жесткой критике практически все министерства, за исключением силовых: он ни слова не молвил о работе министерства по чрезвычайным ситуациям, министерства национальной безопасности, министерства внутренних дел и министерства обороны.
-
2015-07-13 15:09
Месть христианским могилам В ночь на 5 июня в столице Азербайджана на православное кладбище поселка Сабунчи состоялось нападение вандалов. Совершилось двойное святотатство, ибо на этот раз были разрушены не только надгробные камни христиан – жителей Баку, но и, как указано в письме в редакцию, "разрушены надгробные плиты на братских могилах".
-
2015-07-08 12:42
Между двумя одиозными фигурами пропагандистской обоймы Азербайджана развязалась нешуточная война. Начал ее, насколько нам известно, прозванный соплеменниками муллой Гапоном и широко известный под этой кличкой главред портала хаккин.аз Эйнулла Фатуллаев, неожиданно обрушившийся на депутата Милли меджлиса Азербайджана Расима Мусабекова оскорбительной публикацией.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-12-27 10:28
Азербайджанское государство в лице Ильхама Алиева – выпускника МГИМО постоянно развивает и внедряет всё новые цели провокаций в информационной борьбе против Армении. Чаще всего она идёт в ракурсе фальсификаций истории. Азерагитпроп на этот раз решил направить свои силы против самого известного армянского бренда в России и в мире – армянского коньяка, включая его легендарный символ – гору Арарат. Баку начал производить «азербайджанский» коньяк «Агрыдаг» (турецкое название горы Арарат).
-
2023-04-19 10:00
Почему Пашинян солгал о местонахождении второго лазутчика? После гибели в окрестностях общины Тех 4 военных Пашинян объявил с самой высокой трибуны страны, что требовать его отставку в разгар событий на границе – это методы 5-й колонны. Капитулянт сообщил также, что поведение в ходе 44-дневной войны некоторых военных диктует ему соответствующие выводы. "Высокопоставленный военный, фактически, сеет панику в войсках и поручает своим подчиненным сеять панику", - заявил Пашинян с трибуны парламента 12 апреля, чтобы отвлечь внимание общества от гибели 4-х военных в окрестностях общины Тех 11 апреля.
-
2023-02-11 10:22
"Армения обречена на решительные шаги"? "Агрессия 13 сентября была зафиксирована по 7 направлениям, где дислоцировались российские военные. Причем, имел место сговор с азербайджанскими агрессорами по поводу передачи разведданных", - заявил на днях в эфире одного из телеканалов режима заместитель председателя партии "Во имя республики" Рубен Меграбян. Лидером партии является широко известный в русофобских кругах ранее осужденный за незаконное уклонение от службы в армии Арман Бабаджанян.
-
2022-09-29 10:14
Евгений Трифонов как ретранслятор бакинского политического заказа Именующийся политологом Евгений Трифонов пишет решительно обо всём: русских староверах, Средней Азии, восстании на Алтае. А также об Иране, Закавказье, Прибалтике, Чили, Аргентине, казаках…