Последние новости

ПОСВЯЩЕНИЕ ЛЕГЕНДЕ КВАРТЕТА

От услышанной в этот вечер программы к - покоряющее и редкое ощущение подлинности. В зале царила особая атмосфера. Комитасовцам удалось сохранить интимность сыгранных произведений, обнаружить в исполнении такие разнообразные интонации и так бережно и впечатляюще их передать, что не восхититься профессиональными умениями музыкантов было невозможно. А какой личный масштаб был задан первой скрипкой Эдуардом Татевосяном, как вольно и мощно он со своей "командой" распорядился с блестящим композиторским замыслом, исполняя "Диссонанс-квартет" Моцарта. Музыка звучала удивительно аутентично, с четкой, прозрачной фактурой, с внятной, выпуклой динамикой, очень интеллигентно и по-хорошему камерно.

В ЗВУЧАНИИ КВАРТЕТА - И БОГАТАЯ ТЕМБРОВАЯ НАСЫЩЕННОСТЬ (особую окраску вносит густой тон виолончели (Асмик Варданян) и вместе с тем острота, легкость, присущие тонкой игре первой скрипки. Его дополняют своими оттенками вторая скрипка (Сюзи Ерицян) и альт (Александр Косемян), придавая общей звучности объемность, гибкость. Музыканты достигают редкой уравновешенности ансамбля и пластики дыхания, а сочетание различных темпераментов и манер игры кажется самым естественным. Но этот высочайший профессионализм - лишь внешнее выражение духовного единства, которое составляют четыре музыканта.

Эта программа комитасовцев, состоящая из квартетных сочинений Моцарта, Дебюсси, Комитаса-Асламазяна, была посвящена 115-летию со дня рождения одного из основателей этого квартета, выдающегося деятеля армянской культуры, замечательного скрипача Авета Габриэляна. Его помнили все: и те, кто когда-то слушал его игру, и те, кто у него учился, и те, кому только случайно довелось с ним встретиться, и те, кто слушал его замечательное исполнение только в записи. Не много в нашей жизни людей, память о которых так врезается в ум и сердце.

Кажется, при жизни он не мог пожаловаться на свою творческую судьбу, с самого начала пути он нашел в сердцах людей созвучие своему искусству. Ему улыбнулась всемирная слава. Скрипач милостью Божьей, музыкант феноменальной виртуозности и высочайшего мастерства Авет Габриэлян всегда оставался преданным сыном своего Отечества, на какой бы сцене не выступал. Несравненный мастер, он стал живой легендой для меломанов всего мира.

Как одухотворенная материя, искусство Авета Габриеляна, развиваясь по своим законам, самым неожиданным образом давало импульс для развития творчества тех, кто, по счастью, попадал в его магнитное поле. По признанию многих музыкантов, он был для них эталоном камерного музицирования. Музыканты старшего поколения были свидетелями грандиозного цикла концертов, устраиваемых Квартетом им.Комитаса в Доме культуры Армении в Москве.

Скрипач милостью Божьей, музыкант феноменальной виртуозности и высочайшего мастерства Авет Габриэлян

МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО УДАЧА СОПУТСТВОВАЛА КВАРТЕТУ С САМОГО НАЧАЛА ЕГО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ. Создан он был, как известно, в стенах Московской консерватории и до 1976 года успешно работал в Москве. В те годы в его составе играли Авет Габлиэлян (1-я скрипка), Левон Оганджанян (2-я скрипка), Михаил Тэрьян (альт) и Сергей Асламазян (виолончель). Со временем квартет превратился в легенду мирового исполнительского искусства, приобрел славу одного из лучших квартетов мира. Он раздвинул рамки квартетного искусства как специфически камерного жанра, возвысил его значение среди других видов исполнительства и форм концертной жизни.

Высокий профессиональный уровень коллектива и, главное, свой собственный почерк привлекали внимание не только публики, но и коллег. С армянским квартетом выступали крупнейшие музыканты - Рихтер, Дорлиак, Гилельс, Мержанов, Игумнов, Зейферти и многие другие. Все, кто хоть раз играл с ним, восхищались благородством звучания ансамбля, особой певучестью, тонкой нюансировкой, слитностью. Это неудивительно - и тогда и ныне в квартете играли и играют музыканты высокого класса.

Тем людям, которые знали, слушали, видели Авета Габриэляна, уже тогда был ясен гигантский масштаб этой уникальной человеческой и художественной личности. В каких только направлениях не текла эта могучая река - Габриэлян, сколько породила она озер, ручейков. С каким удивительным мастерством и чувством вел опытный, обогащенный знаниями и жизненными впечатлениями Артист своих коллег по музыкальным лабиринтам, как чутко направлял он свет их внутренней интуиции. В нем больше всего поражал даже не недосягаемый профессиональный и инструментальный уровень, а прежде всего наглядно демонстрируемая возможность творческой свободы в тех точных пределах, где можно применить идею свободы. На памяти у музыкантов старшего поколения его выступления с Рихтером, где он демонстрировал эталон высочайшего вкуса и необыкновенной ансамблевой чуткости. На памяти армянских музыкантов и слушателей удивительный цикл квартетных концертов, где множество классических шедевров сочетались с музыкой нашего времени. Сколько партитур помечено посвящениями великому артисту! Это был беспримерный подвиг.

"Поразительной была еще одна его способность, - писал Эдвард Мирзоян в книге "Фрагменты". - Скажем, звучит с трепетной вибрацией мелодия. Думаешь: еще немного и это будет уже переход за черту, где неизбежна уступка высокому вкусу. Но именно этого никогда не происходило. В этих случаях я всегда думал: какая культура, какое чувство меры! И какая эрудиция! Габриэлян был очень образованным человеком, много читал, много знал. А внешне оставлял впечатление где-то наивного, может быть, даже рассеянного человека".

А РЕПЕРТУАР КВАРТЕТА БЫЛ НЕОБЪЯТЕН. СКОЛЬКО СИЛ, ТАЛАНТА, ЭНЕРГИИ вложено в это бесконечное разнообразие программ, сколько горения, любви, подвижничества. Несмотря на то, что работа в квартете требовала много сил и времени, в жизни А.Габриэляна большое место занимала сольная деятельность. С 1925 года он становится солистом Московской филармонии, выступает с концертами во всех столицах и крупных городах Советского Союза.

Как свидетельствуют биографы Габриэляна, разворот гастрольной деятельности Квартета им. Комитаса (это имя было присвоено правительством Армении в 1932 году), естественно, значительно сократил масштаб сольных выступлений музыканта. Нам особенно дорого творчество квартета, потому что он почти всегда являлся первым исполнителем квартетной музыки армянских композиторов. Да и все новые произведения последних лет были исполнены этим коллективом (уже в новом составе) с любовью, высоким мастерством и артистизмом. Необычайно обширен и богат был репертуар комитасовцев и в 60-70 годы. Как отмечали специалисты, им близки философски-углубленные образы Бетховена и мужественная лирика Брамса, романтические откровения Грига и Шуберта и поэтическая прелесть музыки Бородина, глубокая человечность и психологическая заостренность камерных трагедий Чайковского и трепетная красочность импрессионистических творений Дебюсси и Равеля. Моцарт в их интерпретации обретает особую романтическую окраску, обогащается порой неожиданными новыми эмоциональными оттенками.

"ОДНОГО ИМЕНИ ДОСТАТОЧНО, ЧТОБЫ СОЕДИНИТЬ В СВОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ высокий профессионализм, щедрую гамму выразительных средств, поэтичность и вдохновение, - писала в статье о квартете Анаит Цицикян. - В каждом концерте дарил он своему слушателю мир прекрасных музыкальных образов, настроений, чувств - красочный мир земной красоты. Смычком, как кистью, он создавал разнообразные волнующие музыкальные картины, миниатюры, развернутые полотна - картины неувядаемые, полные очарования, будь то музыка армянская, русская или западноевропейская. А слушатели постигали смысл, ритм и поступь современной жизни или прикасались к трепетному или живому дыханию мелодий минувших эпох".

Как известно, Квартет им. Комитаса очень много гастролировал, был одним из первых коллективов Советского Союза, выехавшим на гастроли за рубеж. Приведем лишь два отклика: "Каждый из исполнителей - виртуоз в своем роде. Вена ждала долгие годы, чтобы услышать такой ансамбль и почувствовать, что ни один из ее собственных струнных квартетов не мог бы стоять даже близко к Квартету Комитаса по блеску и славе". Газета "Эстеррейхише Цайтунг", Австрия, май 1955 г.

"Если бы советско-американские отношения были такими же, как те, которые были у Квартета им. Комитаса и слушателей Фраэнер Холл, то "холодной войне" пришел бы конец. Нетрудно понять, почему квартет имеет репутацию "ведущего струнного ансамбля России". Каждый из музыкантов своего рода совершенство, а вместе они составляют группу, которая играет в редком ансамбле". Газета "Джорнал Игахо", Покателло.

Нынешний квартет достойно продолжает славные традиции, несмотря на то что наступили времена не для слабых духом. Это первая скрипка, руководитель квартета Эдуард Татевосян, получивший из рук самого Габриэляна скрипку Гварнери и место первого скрипача, вторая скрипка Сюзи Ерицян, лауреат Международного конкурса им. Арама Хачатуряна, альтист Александр Косемян, воспитанник профессора Г.Богданяна, первый исполнитель многих альтовых произведений армянских композиторов, виолончелистка Асмик Варданян. Осенью Квартет им. Комитаса отметит свой юбилей - 90-летие со дня основания.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПОТОМОК АЙВАЗОВСКОГО: АЛЕКСЕЙ ГАНЗЕН
      2023-01-28 10:12
      3995

      Лет десять назад на одном из наших вернисажей искусствовед Шаэн Хачатрян познакомил меня с интересной молодой женщиной - Ириной Федоровной Касацкой, правнучкой Алексея Ганзена. Как выяснилось, она давно и основательно занимается родословной потомков Айвазовского, многое делает для того, чтобы восстановить утраченную связь времен, возродить былой интерес к творчеству своего талантливого прадеда – Алексея Ганзена.

    • И СНОВА "КАРМЕН"
      2023-01-24 09:32
      4462

      Обычно рецензия на спектакль появляется после торжественной премьеры, а о дальнейшей его судьбе критики, как правило, не задумываются. Но ведь порой, перейдя в текущий репертуар, спектакль нередко меркнет, теряет свои краски, свежесть звучания.  Связано это со множеством причин, о которых не раз говорилось на страницах "ГА", и иногда с новыми солистами, введенными в спектакль и не справляющимися с новыми художественными задачами, и.т.д. И в результате в спектакле, покорившем некогда публику, начинает преобладать некий усредненный подход к музыкальному материалу, теряется ощущение музыкальной драматургии.

    • СМЕХ И БОЛЬ ВЕЛИКОГО АРТИСТА
      2023-01-23 09:27
      4083

      23 января Карпу Хачванкяну исполнилось бы 100 лет. Невозможно вновь испытать те эмоции, что захватывали зал, когда в театре шли спектакли с участием вечного премьера Карпа Хачванкяна. Они давно сошли со сцены, и нет среди них их героя. В театре, действительно, нельзя остановить мгновение, как бы прекрасно оно ни было. Есть, конечно, некоторые записи спектаклей, но саму ауру, атмосферу спектакля они в полной мере не смогут передать. Неизбежно исчезает тайна. Спектакль – явление единственное. Но дистанция времени позволяет отчетливо осознать, суть и смысл того, что вызывает столь живой и сильный отклик души.

    • ПРОЩАЙ, ДОРОГОЙ МИМИНО!
      2023-01-19 10:37
      5789

      В эти дни вся Грузия прощается с Вахтангом Кикабидзе. Великолепный певец, киноактер, создавший незабываемые образы в фильмах, сценарист и просто обаятельный человек, он был популярен не только в родной Грузии. Его любили во всех республиках бывшего СССР и за его пределами.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "А ГДЕ ТЕБЯ СЕГОДНЯ НЕТ? НА БОЛЬШОМ КАРЕТНОМ"
      2023-01-25 09:52
      2033

      25 января легенде авторской песни, актеру театра и кино, поэту Владимиру ВЫСОЦКОМУ исполнилось бы 85 лет Первые из написанных им песен относятся к началу 1960-х годов. Вначале они исполнялись в кругу друзей, позже получили широкую известность благодаря распространявшимся по стране магнитофонным записям. Как написала в своей книге "Владимир, или Прерванный полет" супруга Высоцкого Марина Влади, поэзия Высоцкого отличалась многообразием тем (уличные, лагерные, военные, сатирические, бытовые, сказочные, "спортивные" песни), остротой смыслового подтекста и акцентированной социально-нравственной позицией автора. В его произведениях, рассказывающих о внутреннем выборе людей, поставленных в экстремальные обстоятельства, прослеживались экзистенциальные мотивы.

    • СЛОВО И ДЕЛО САБИРА СТЕПАНЯНА
      2023-01-13 10:21
      3651

      К 90-летию со дня рождения Биография крупного хозяйственника, организатора производства, заслуженного геолога Армянской ССР Сабира Николаевича СТЕПАНЯНА (1933 - 2016 гг.) так богата знаменательными событиями и датами, что одно только их перечисление займет немало места. Выделю главное.

    • 100 ЛЕТ НАЗАД НА КАРТЕ МИРА ПОЯВИЛАСЬ ИМПЕРИЯ СОВЕТОВ
      2022-12-30 09:51
      5228

      Разве США боялись бы воссоздания строек социализма? С 30 декабря 1922 г. по 21 сентября 1991 г. – этап особого существования республики под названием "Армянская ССР" в составе Союза Советских Социалистических Республик. Эта республика не была субъектом международного права, стало быть, с точки зрения этого права, такого государства не существовало, существовала лишь административно-территориальная единица под названием "Армянская ССР" в составе СССР. По этой причине многие политологи не признают факт существования Второй Армянской республики…

    • С «БУКИНИСТОМ» ПО ЖИЗНИ
      2022-12-26 11:34
      3418

      Букинист. Это слово у жителей Еревана вызывает лишь одну ассоциацию – живописно оформленный книжный магазин на проспекте Маштоца, 20, где можно найти все: от детских книжек и развивающих игр до словарей, тематических книг и учебной литературы. Сюда, в это книжное царство, стремятся все, кто ищет бестселлеры художественной или бизнес литературы, желает преподнести оригинальный подарок по интересу или найти затерявшееся на полках старое издание.