МОЩНЫЙ АККОРД В ЗАВЕРШЕНИЕ СЕЗОНА
Вот и подошел к концу филармонический сезон 2013-2014 гг. Насыщенный, с богатой фантазией, с интересными именами и программами. Филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна остался по-прежнему верен себе: он не сдал своих позиций, наполненный пульс держался на высоте, в течение всего концертного года не было недостатка в талантливых исполнителях. Не станем перечислять их имена - они у всех на слуху. А завершился сезон возвращением к опере Пуччини "Тоска" в концертном воплощении. Успех был невероятный. Публика долго не отпускала артистов. Такой звонкий, мощный аккорд в завершение сезона - явление замечательное.
Причина тому не столько даже в исключительно высочайшем уровне привлеченных к участию солистов, не в их удельном, зашкаливающем за рамки "весе", а в той тщательности, в том изначально решительном настрое, который так точно соответствует самому духу одного из самых престижных проектов года.
ЖИВОЙ ИНТЕРЕС, С КОТОРЫМ БЫЛА ВСТРЕЧЕНА ОПЕРА в концертном исполнении в Большом зале филармонии, несмотря на отсутствие особого театрального антуража, декораций, костюмов и прочее, понятен - одна из самых любимых опер, долгие годы украшавшая афишу Академического оперного театра, давно не шла на нашей сцене. Энтузиазм публики был вполне вознагражден: сложная, изысканная партитура великого оперного композитора была прочитана дирижером, оркестром и солистами поистине по-итальянски - страстно, увлеченно. Оркестр звучал объемно и насыщенно. Требующая от каждого оркестранта мастерства солиста, а от певцов помимо музыкальности, великолепного вокала, драматических данных еще и ансамблевой виртуозности, эта красивая музыка была исполнена с замечательным попаданием в стиль, с интонационной пластичностью звуковых линий, мягкостью колорита, обилием нюансов, с особым поэтическим флером. Она рождает легкость и глубину восприятия. В воплощении этой музыки чувствуются энтузиазм и огромная любовь к автору. В проекте с блеском участвовали знаменитый камерный хор "Овер" под управлением Соны Ованнисян и хор "Спегани" под руководством Сарины Автандилян.
Эдуард Топчян не впервые удивляет нас поразительной способностью совершать художественные прорывы в оперном жанре. Его заслуга помимо чисто музыкальной части, которую он осуществляет на уровне, - это умение привлечь людей, способных создать замечательный ансамбль. Многие помнят концертное исполнение таких шедевров мирового оперного репертуара, как "Мадам Баттерфляй" Пуччини, "Аида", "Отелло", "Риголетто" Верди, "Паяцы" Леонкавалло, "Евгений Онегин" Чайковского и другие.
При всей легкости освоения новой партитуры за успехами дирижера стоит огромная целеустремленная работа над собой, постоянное накопление творческого багажа. Во всем ощущается бережное отношение к композиторскому замыслу, стремление воплотить его с предельной полнотой. И с каждым разом его дарование раскрывается в еще более очевидных достоинствах: мягкость, певучесть, серьезная мысль и романтическая свобода. Ничего рассчитанного на публику, твердая и легкая рука. Дирижер не давит, не диктаторствует, а увлекает своим бодрым, энергичным состоянием зал, ни на секунду не забывая об обязанностях. А темперамент ограничен чувством меры и вкуса.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СООТНОШЕНИЕ трех главных героев оперы - страстной, неукротимой Тоски, благородного, мужественного, романтически мечтательного Каварадосси, злобного, коварного и жестокого Скарпия - оказалось весьма своеобразным и оригинальным благодаря прежде всего трактовке Асмик Папян образа Тоски. Она - абсолютный лидер. Хотя каждая из трех партий чрезвычайно благоприятна для исполнителей, однако требует вокального и сценического мастерства. Все эти партии, да и второстепенные тоже, написаны блестяще и достойны самого пристального подхода.
Концерт показал, что участие Асмик Папян в роли Тоски превращает концерт в спектакль. Исполнительский стиль певицы впитал лучшие черты современного оперного искусства выдающихся мастеров, которые превратили оперный театр в осмысленное динамичное действо. Ее голос звучал красиво и вдохновенно, сливаясь с взволнованной кантиленой итальянской музыки. Сложная жизнь человеческой души как бы заново рождалась в известных всему миру ариях. Отмеченная даром жить эмоцией, вызывать великое волнение души, певица достигает высот мастерства. Тончайшие изгибы мелодии Пуччини с ее выразительными и скользящими интонациями звучат пластически причудливо. Случайно появляется облачко гнева, и лицо актрисы принимает строгое выражение, в глазах загораются злые огоньки. Но только на мгновение. Пуччиниевская мелодия - пленительная, прозрачная - у Асмик полна энергии и красоты молодой и сильной страсти.
Певица верна себе в каждой арии: какой бы выразительностью ни отличались фиоритурные пассажи ее голоса, в пении всегда ощущаются сердечная теплота, умение по-своему одушевлять звук, что помогает ей выразить самые тонкие нюансы человеческой психологии. Любая ария в ее исполнении драматична. Причем она никогда не закрепляет жест, поворот, взгляд - все каждый раз рождается заново. А в памяти остаются, пожалуй, прежде всего озарившее актрису трагическое вдохновение, горящие глаза, напряженная пластика воздетых рук. И главное - движение души, то едва уловимое и затаенное, то экстатическое. В "Тоске" Асмик выкладывается полностью, отдав образу все свои чувства, индивидуализировав хорошо знакомую всем роль, полностью отождествляя себя с трагической героиней. Театральная иллюзия создается из реальности столь глубоко прочувствованной, что она на самом деле становится истиной. Ее облик, ее прекрасные черты (на сцене она бесподобна), ее лебединое бесстрашие являются настоящим чудом в наш такой несентиментальный век.
БОРЬБА МЕЖДУ ШЕФОМ ПОЛИЦИИ Скарпия в великолепном исполнении потрясающего баритона из Монголии Амартувшина Эпхбата и Тоской слишком неравная, и героиня в конце концов теряет самообладание. Когда Скарпия обманом вынуждает ее раскрыть местонахождение тайного убежища республиканца Анджелотти (бас Грант Папян), Тоска познает всю горечь поражения. Она едва не теряет сознание, видя довольного собой, торжествующего Скарпия, который бросается к ней с пропуском в руке. Оказавшись в его объятиях, она инстинктивно хватает кинжал и пронзает им Скарпия. В исступлении героиня выкрикивает слова ненависти в лицо умирающему, но, увидев бездыханное тело, словно пробуждается. "Он умер! - восклицает она и осеняет себя крестом. - В смерти прощение!" В этой сцене Асмик достигает истинного драматизма. Зал с напряжением следит за ее действиями, за тем, как в суеверном порыве она ставит зажженные свечи по обе стороны головы Скарпия. Потом судорожно подбирает свою накидку и быстро удаляется на последних нотах звучащей в этой партии музыки.
Подлинным откровением для ереванцев стал великолепный бас Амартувшин, успевший уже завоевать многие престижные сцены мира. Уникален и тенор Ованес Айвазян, воплотивший образ художника Каварадосси. Задушевность, обаяние теплоты раскрывает он в первые же минуты общения с Тоской. Певец восхищает разнообразными вокальными красками. Его прощальная, прекрасная ария в финале наполнена воспоминаниями. Едва сдерживая слезы, он произносит душераздирающие слова: "И вот я умираю. И в этот смертный час я так жажду жизни". Великолепен он в последней сцене, когда, отказавшись от повязки на глаза, находит в себе силы взглянуть на Тоску в последние мгновения жизни.
Достойны внимания и исполнители других партий. Анджелотти - бас Грант Папян, Сполетта - тенор Перч Каразян, Скароне - Ованес Нерсесян, тюремщик - Погос Беазбекян (бас), маленький пастух - сопрано Левон Айрапетян. В роли Ризничего успешно выступил молодой певец - воспитанник незабвенного профессора Рафаэля Акопянца Саркис Бажбеук-Меликян (баритон).
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:48
Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
-
2023-03-08 10:20
Микаэл Таривердиев известен широкой публике как композитор кино, создатель музыки к таким знаковым фильмам советского кинематографа, как «Семнадцать мгновений весны», «Король-олень», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Земля, до востребования» и многих других. На его счету более 70 фильмов, музыка к которым до сих пор согревает сердца.
-
2022-11-21 14:57
Отечественные ценители классической музыки всегда рады встрече с талантливыми музыкантами - выходцами из Армении, продолжившими карьеру за рубежом и добившимися немалых успехов. К таким музыкантам, несомненно, относится и известная пианистка, лауреат фортепианного конкурса Emmanuel Durlet Бельгии, обладатель Почетного диплома Academia Chigianain Siena Анаит Чаушян, которая на днях выступит с концертом в Ереване. Музыкальная встреча с Анаит Чаушян состоится во вторник, 22 ноября, в Большом зале «Арам Хачатурян» и будет посвящена памяти ее отца - именитого композитора, заслуженного артиста Армении Левона Чаушяна. Изначально концерт планировался как часть 14-го Ереванского международного фестиваля музыки, но из-за событий на границе Армении в сентябре его пришлось отложить на время. Сегодня Анаит Чаушян находится в Лондоне, откуда и согласилась дать онлайн интервью «Голосу Армении».
-
2022-05-30 10:05
Откровенно говоря, на этот концерт шла без особого настроя. Атмосфера вокруг Большого зала филармонии им. А. Хачатуряна – митинги, наличие многочисленных палаток, необычайная суета и шум - не лучший фон для восприятия классической музыки. А оглушающая песня-призыв "Зартнир, Лао", того и гляди, разбудит не того, кого надо. Подобный прецедент уже был в Театре оперы и балета, когда в момент кульминации спектакля "Гаянэ" в центре партера вдруг возник огромный флаг явно с митинга и чей-то громовой голос неожиданно обратился к публике и ошалевшим участникам спектакля с боевым призывом объединиться, чуть ли не лишив чувств перепуганных танцовщиц на сцене. Поэтому стечение народа к дверям филармонии в день концерта можно было принять за демонстрацию – ощущение, что весь город намерен ворваться в пространство Большого зала, который и без того был заполнен до отказа.