"ПАРАДЖАНОВ-100" – ВЕЧНОСТИ ЗАЛОЖНИК У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
Занавес раздвинулся. Черная дуга, словно подмигнула, усмехнувшись собственному фокусу, и сложилась в "0", затем в 100. И глаз художника смотрел сквозь лупу на время и человечество - глаз Сергея ПАРАДЖАНОВА.
Проект "Параджанов - 100" в постановке Ваана Бадаляна, презентованный как юбилейный вечер, тоже показал фокус и оказался грандиозным спектаклем, какого давно не видела наша сцена.
О ТОМ, ЧТО В АТМОСФЕРНИЧАНЬЕ В ЧЕСТЬ ПАРАДЖАНОВА БЫЛА ЗАДЕЙСТВОВАНА ВСЯ ПЛОЩАДЬ СВОБОДЫ, как и об инсталляциях на здании Оперы - образах из армянских миниатюр, образах из фильмов великого режиссера - не узнал только ленивый. Есть, знаете ли, такие радетели культуры, которых страшно возмутил факт лежащих по всему периметру прямо на асфальте раскрытых книг, и борцы с "сатанизмом" устроили свистопляску в соцсети. Впрочем, появление Евангелий в "Цвете граната" Параджанова когда-то тоже стало "темой", а времена, как известно, удивительно похожи друг на друга. Уже после первого показа спектакля, после того, как тысячный зал оперного театра буквально выл от восторга, когда гости столицы, потрясенные увиденным, подходили к режиссеру и в глаза называли его гением, пуристы от культуры резко замолкли - наверное, отправились бороться с Памятником сожженым книгам в Берлине. А в соцсети начались другие пляски - "Хочу два билета на "Параджанова", и имоджи со слезками. Но билетов на второй показ было уже не достать.
"Идею этого проекта мы обсуждали еще 4 года назад с Завеном Саркисяном, светлая ему память. Тогда он был директором Дома-музея Параджанова и пригласил меня: через четыре года 100-летие, давай уже сейчас об этом думать. Я очень воодушевился, тем более, что, когда после института стажировался во Франции, это тоже был проект, посвященный Параджанову. Тогда я изучал архивы, перелопатил кучу материала, собрался какой-то большой пласт информации. И вот удивительным образом через 24 года эти знания пригодились. Возник заказ Министерства ОНКС - отметить юбилей Параджанова было решено на правительственном уровне. Началась работа, в которой все время возникали паузы. Интенсивно мы работали с августа, а с актерами - всего месяц. Ну и один день на сборку на оперной сцене", - рассказывает Ваан Бадалян.
Оставим за скобками то, какой ценой можно за день смонтировать фрагменты, которые репетировались в Маленьком театре, а не на оперной сцене, превосходящей "Маленькую" в размерах раз в 30. Сконцентрируемся на результате.
ВМЕСТО ТРАДИЦИОННОЙ, ПОДЧИНЕННОЙ "ЮБИЛЕЙНОМУ ВЕЧЕРУ", НА СЦЕНЕ ВОЗНИКАЛА ИНАЯ, ПАРАДЖАНОВСКАЯ ЛОГИКА. Логика ассоциаций, утверждающая внутреннюю свободу человека и вовлекающая зрителя в полноправное сотворчество. Из сменяющих друг друга "симулакрумов", из трансформирующихся друг в друга образов рождалась необычная логика взаимосцеплений и железная логика спектакля, пастернаковское обращение к Художнику - "Ты вечности заложник у времени в плену".
Фойе Оперного театра превратилось в мрачный лабиринт. С экранов, развешанных по его стенам, переговаривались, тайно перешептывались страшные брейгелевские хари с коллажей Параджанова. До и по окончании спектакля между зрителями ходили печальные ангелы с золотыми крылышками и в армейских ботинках. На так любимом Акопом Акопяном сером фоне возникали персонажи, словно сошедшие с полотен Магритта - прячущиеся от людей и от себя. Классические фрагменты армянской миниатюры накладывались на образы из "Цвета граната" и перевоплощались в персонажей почти компьютерной графики. Гранаты, этот символ жизни, растекались кровью, их с каменными лицами поедали люди в энкаведешной форме. На фоне черного, совсем нелебединого озера выписывал па высокого балета своеобразный Ротбарт - Злой дух в маске, сильно напоминающей Феликса Эдмундовича Дзержинского. Серебряные подносы и расписные блюда, "танцевали" в паре с кяманчой, золоченные старинные рамы, выхватывая отдельные лица, становились портретами портретов и образа Тфилиса, питавшего Параджанова. Армянские напевы сплетались с нежной грузинской песней, врываясь в канву музыкальной ткани спектакля, созданной молодым композитором Сергеем Умрояном. А по-над всем этим магическим, волшебным действом звучал голос Сергея Параджанова - " Из моей жизни отняли 15 лет!".
"Фильмы, коллажи - они известны всем. Поэтому я взял за принцип - ничего, кроме живого присутствия Параджанова, его мыслей, его голоса, - говорит Ваан Бадалян. - Честно говоря, я собрал огромное количество материала и хотел бы вместить ещё многое - кто есть режиссер, откуда начинается его искусство, этот воображаемый мир, который он создает, но из-за нехватки времени получилось компактнее. Ведь образ Параджанова очень противоречивый, противоречиво его великое искусство и чудовищно жестокая жизнь. Многие воспринимают его артистом-весельчаком, любившим развлекать и удивлять. Но когда изучаешь архивы, фотографии, видеозаписи, особенно после тюрьмы, - это страшные кадры. Главным в этой постановке для меня было противостояние между Художником и Системой, чтобы было услышано, пусть через 100 лет: с артистом нельзя так поступать!".
ПРИЕХАВШАЯ ИЗ БРИТАНИИ СОФИ КОШКЕРЯН СТАВИЛА ОТДЕЛЬНЫЕ ПЛАСТИЧЕСКИЕ СЦЕНЫ с актерами Маленького театра и студентами ГИТиК-а мастерских Сурена Шахвердяна и Гора Маркаряна - "потрясающие ребята, которые работали как проклятые и за месяц добились многого и с которыми я надеюсь мы еще встретимся". "Он великолепен! Мне крупно повезло", - говорит режиссер о продюсере спектакля и директоре Малого зала филармонии им. А. Бабаджаняна Артеме Нагдаяне, про которого давно известно - если за дело взялся Артем, художник может спать спокойно.
... Задник засиял пронзительной вершинной синевой, той, в которой Арарат кажется не стремящейся вверх вершиной, а божественным даром, ниспосланным Небесами. Но вместо священной горы "с небес" колосников опустились цветные карпеты - как еще один привет из "Цвета граната" и как знамена. И снова, уже в который раз публика задохнулась от восторга перед этой, такой действенной красотой, создавать которую Ваан Бадалян большой мастер...
И напоследок. Из эффекта, произведенного спектаклем, МОНКС должно сделать выводы числом 2. Во-первых, постановка, запланированная как разовая акция, но ставшая явлением, должна работать стационарно, особенно, с учетом восторга туристов, на которых у нас так принято ориентироваться. В-главных - чтобы в стране было серьезное искусство, государство должно в него вкладываться не только в честь юбилея международно признанных гениев.
... Глаз художника смотрит на время и человечество сквозь лупу.
Фото Степана Погосяна
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-24 12:24
На экране панорамы земли армянской древние храмы и простоявшие сотни лет крепости сменяли друг друга. Люди, собравшиеся в зале, смотрели на кресты куполов, а кресты - на людей. Мужские голоса - звонкие, хриплые, проникновенные - читали молитвы, прося у Бога сил и вразумления, процветания своей страны, света души и просто света... С показа видеофильма "Молитва за Армению" началась в Культурном союзе "Текеян" торжественная церемония вручения ежегодной премии "Ваан Текеян", которая присуждается за достижения в культуре. В культуре с одной неукоснительной оговоркой - той, которая имеет армянское лицо.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-14 10:00
Драм-машины и басы социального рока сопровождают финал мировоззренческой дуэли с печальным концом - никто не убит, но два живых героя спектакля, точно трупы, сидят перед могилой и мертвыми глазами смотрят в зал... Невероятный по нашим меркам масштаб и театральность постановки позволяют избежать тривиальных ответов на хрестоматийно-плоские вопросы "кто виноват?" и "почем нынче нравственные ценности?" и превращают новый спектакль Русского театра им. Станиславского "Деньги. Страсть. Власть" в постановке Сурена Шахвердяна в исследование - серьезное, но и экстрастильное.
-
2024-10-12 10:28
Два дня на сцене Русского театра Тбилисский Государственный армянский драматический театр им. Петроса Адамяна играл свою последнюю премьеру - "Хануму" в постановке руководителя театра Армена Баяндуряна, в качестве художественного руководителя постановки выступил великий грузинский режиссер Роберт Стуруа. Успех был отвальный…