Последние новости

"ПАРЯЩИЕ АНГЕЛЫ" "НЕСНИМАЮЩЕГО РЕЖИССЕРА"

Снимать кино о людях, которые сами снимают кино, - дело непростое, порой даже неблагодарное. Всегда найдутся доброжелатели, готовые кинуть камень в огород режиссера, замахнувшегося на картину о другом, как правило, известном режиссере. К счастью, с фильмом "Парящие ангелы. Роман Балаян" режиссера Самвела Спиуни (Сарибекяна) все обстоит иначе. На премьере армяноязычной версии фильма, прошедшей в столичном кинотеатре «Москва», собрались доброжелатели и профессионалы без кавычек, по достоинству оценившие работу "самого гениального неснимающего режиссера". Этот ярлык некогда нацепил на Самвела Сарибекяна сам Сергей Параджанов, и был по-своему прав.

ВЫПУСКНИК - С КРАСНЫМ ДИПЛОМОМ - ЕРЕВАНСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕАТРАЛЬНОГО ИНСТИТУТА, студент московского ВГИКа, а затем снова выпускник, теперь уже Высших курсов сценаристов и режиссеров в Москве, Самвел Сарибекян долгие годы не мог пробиться в кино. Ему, режиссеру с большим опытом театральных постановок, практикой в знаменитом Театре на Таганке и годами работы на "Арменфильме", снимать не давали - характер, дескать, не тот, да и взгляды не партийные. Но Самвел не сдавался и шел к своей мечте - стать кинорежиссером, тем более что к тому были все предпосылки: природный талант и режиссерское чутье, которые ценили в нем все его учителя Марат Мариносян, Александр Григорян, Юрий Любимов, Анатолий Эфрос, Владимир Наумов, Роман Балаян - о каждом из педагогов и мастеров, у которых довелось набираться знаний и опыта, Самвел Сарибекян вспоминает с гордостью и уважением.

Уже на 2-м курсе ЕрХТИ Самвел осмелился осуществить постановку повести Агаси Айвазяна "Приключения сеньора Мартироса", превратив текст-прозу в пьесу на глазах автора. "Это был один из первых спектаклей в институте, в котором разрешили занять профессиональных актеров извне, а не студентов, - вспоминает Сарибекян. - "Разрешение" оставалось в силе до конца учебы в вузе, а спектакль по повести Айвазяна был высоко оценен как преподавателями, так и самим писателем". По окончании вуза Самвел несколько лет проработал в Государственном русском театре им.К.Станиславского, где осуществил немало интересных постановок. До отказа от театра в пользу кино молодой режиссер вынес на суд публики спектакли по таким произведениям, как "Мертвые без погребения" Ж.-П. Сартра, "Лошади" П. Шеффера, "Восточная трибуна" Ал. Галина, "Счастье мое" Ал.Червинского (вместе с режиссером Офелией Аветисян) и другие.

"Однако мир кино всегда манил меня: на сцене мне не хватало крупного плана, который мог дать только кинематограф. И однажды я пришел на "Арменфильм", куда меня взяли вначале в качестве декоратора, потом звуковика, дальше - ассистента режиссера. Мне довелось ассистировать режиссеру Баграту Оганесяну, снимавшему фильм "Хозяин" по сценарию Гранта Матевосяна", - вспоминает Самвел. Тогда же он решил получить кинематографическое образование, без которого двери в большое кино перед ним были закрыты, и отправился в Москву поступать во ВГИК. Творческий талант в "госте из Армении" распознал Вл.Наумов, на курс которого и поступил Самвел. Однако через год ему пришлось покинуть ВГИК... из-за казуса в день сдачи курсовой работы. По совету Вл.Наумова Самвел взял академический отпуск и стал искать киноработу, чтобы не терять форму. На этот раз судьба забросила его в Батуми, где режиссер Валерий Мелконян снимал фильм "Самая холодная зима с 1854 года" по Уильяму Сарояну. И вновь Самвел набирается опыта, работая над чужим проектом. В этот период он узнает, что в Москве после перерыва возобновили деятельность Высших курсов сценаристов и режиссеров и приезжает на "Арменфильм" за направлением.

"НАПРАВЛЕНИЕ Я, КАК И ПРЕДПОЛАГАЛ, НЕ ПОЛУЧИЛ, ЗАТО ПОЗНАКОМИЛСЯ С СЕРГЕЕМ ПАРАДЖАНОВЫМ, к которому позже наведывался в гости в его тбилисскую обитель и благодаря которому познакомился с Романом Балаяном, учеником Сергея Иосифовича. Помню, Роман пригласил нас с Параджановым на банкет, но в тот день отобедать вместе не удалось... Судьба вновь свела меня с Балаяном в Москве, на Высших курсах, когда Никита Михалков ввиду занятости на съемках "Сибирского цирюльника" был вынужден отказаться от студентов, и нам предложили подыскать себе мастера. В поисках я случайно столкнулся с Романом, которому, как выяснилось, предложили возглавить наш курс. Мне пришлось приложить определенные усилия, чтобы он дал свое согласие", - говорит Самвел Сарибекян.

Казалось, два года учебы на курсе Романа Балаяна должны были привести Самвела к началу собственного пути в кино. Однако в Нагорном Карабахе прогремели первые выстрелы, и "самый гениальный неснимающий режиссер" оказался на дорогах Арцахской войны. Здесь друзья и окрестили его "Спиуни" (человек со шрамом). Это боевое имя Самвела спустя годы появилось в титрах его авторских картин. В 1993 г. режиссер Самвел Спиуни снял документальный фильм о пустыне Дер-Зор, по которой десятки лет назад спасался от турецкого ятагана армянский народ. А потом наступила душевная пустота: долгожданная возможность начать работу в кино столкнулась с послевоенной депрессией и творческим простоем. Понадобилось почти 20 лет, чтобы вновь начать работу.. Вспомнились годы, проведенные на уроках Балаяна, герои его фильмов, столь родные по духу Самвелу, и он загорелся идеей снять документальную картину о своем учителе.

Фильм "Парящие ангелы. Роман Балаян", снятый на русском языке, вышел на экран столичного кинотеатра "Москва" в 2011 г. - к 70-летию Романа Гургеновича и 30-летию его нашумевших "Полетов во сне и наяву". На премьере присутствовал сам виновник торжества. На днях на суд отечественного зрителя Самвел Спиуни-Сарибекян вынес армянскую версию фильма в переводе Марине Мариносян. Картина раскрывает Романа Балаяна - талантливого режиссера мирового класса, классика и в то же время новатора советского кино, которому удалось вывести на экран нового героя - эдакого нелюдимого человека, раздираемого противоречиями и не могущего найти свое место под солнцем. В то же время Балаян представлен личностью, для которой важно, чтобы потомки вспоминали его в первую очередь как "приличного человека", а не известного режиссера.

"ОБЫЧНО РЕЖИССЕР, СНЯВ ФИЛЬМ, НАЧИНАЕТ ОПРАВДЫВАТЬСЯ, ЧТО МОГ БЫ СДЕЛАТЬ ИНАЧЕ, - сказал перед показом Самвел. - Однако я хочу отметить лишь три эпизода, которые, к сожалению, не вошли в картину. Это кадры с танками и военными, снятые в Степанакерте у отчего дома Романа Балаяна в период "комендантского часа", которые у нас отобрали в ереванском аэропорту по возвращении из Карабаха. Это откровения Романа Гургеновича о том, как он так и не снял свой армянский фильм по повести "Буйволица" Гранта Матевосяна: режиссер и писатель не сошлись во мнениях по сценарию, и Балаян отказался снимать фильм "вопреки представлениям о нем" писателя. И третье - это первый фильм Романа "Вор", который он так никому и не показывает, считая, что он снят в период ученичества у Параджанова под влиянием его поэтического киномышления и его особого киноязыка".

Грамотно выстроенный с точки зрения композиции фильм начинается с рассказа о самом, пожалуй, главном творении Балаяна - картине "Полеты во сне и наяву", идущей вразрез с советским кинематографом и все же прорвавшейся к миллионам зрителей. Самвел Спиуни страницу за страницей - а фильм построен в виде книги с отдельными главами - перелистывает весь творческий путь Романа Балаяна, кратко, но глубинно раскрывая достоинства его картин. Лишь представив роль своего героя в кинематографе, мировую значимость Балаяна-режиссера, Самвел Спиуни заводит с экрана беседу о Балаяне-армянине, обращаясь к национальным истокам его таланта.

В фильме приведены отзывы известных деятелей кино - режиссеров, актеров, сценаристов о своем друге и коллеге Романе Гургеновиче. Все интервьюеры - не армяне. Как признается Самвел Спиуни, к этому ходу - позволить зрителю услышать о достоинствах своего учителя из уст представителей других национальностей - он прибег специально. "Пусть другие говорят о наших талантах", - заметил автор "Парящих ангелов".

Сегодня Самвел Спиуни-Сарибекян работает над короткометражной картиной "Желтый дождь в грезах моей матери", а также над сценарием к фильму об азатамартиках по рассказам писателя Левона Хечояна. Кажется, "неснимающий режиссер" понемногу освобождается от параджановского ярлыка.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ДЖУТ, МАНДЖУТ И ДРУГИЕ "ДЕТИ" МАНУКА АРУТЮНЯНА
      2020-03-28 16:00
      475

      Небольшая мастерская музыканта, реставратора, создателя и коллекционера старинных инструментов Манука Арутюняна расположена в укромном уголке за ереванским Вернисажем.

    • РИСУЙ, СЛУШАЯ ХАЧАТУРЯНА
      2020-03-27 09:30
      1186

      "Образовывайся, отдыхай и выигрывай!" - эти три слова представляют суть мероприятия, организованного на днях в режиме онлайн Домом-музеем Арама Хачатуряна и нацеленного на привлечение к участию всех желающих без возрастных ограничений. Предложенный широкой публике проект назван "Звуки и краски" и заключается в следующем: дом-музей включает музыку, под звуки которой слушателю предлагается изобразить на бумаге, холсте, картоне, а также любом подручном "полотне" (бруске дерева, керамической таре и т.д.) свое восприятие музыки.

    • КУКОЛЬНИКИ В ОНЛАЙН-РЕЖИМЕ
      2020-03-26 09:30
      1222

      21 марта мировая общественность отметила Международный день кукольника - персональный праздник деятелей кукольных театров. Не остались в стороне и армянские кукольники, устроившие феерическое представление в режиме онлайн и познакомившие публику Фейсбука со своими неповторимыми работами.

    • МАСТЕРА ЭСТАМПА БЛАГОДАРЯТ "ДИАЛОГ КУЛЬТУР"
      2020-03-25 09:50
      1523

      Уже 4 месяца, как завершило работу "II Международное биеннале художественной печати, Ереван 2019", однако письма благодарности и положительные отклики продолжают поступать на адрес организаторов этого крупного события в сфере современного искусства эстампа. В организацию "Диалог культур", ставшую у истоков биеннале, пишут как его многочисленные участники из разных стран, так и члены профессионального жюри, продолжая восхищаться проделанной работой.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ФИЛЬМ ОБ АРЦАХЕ И ПОЗОРНЫЙ ПРОВАЛ АЗЕРПРОПА
      2020-03-17 10:34
      4052

      11 марта в Москве, в Центральном Доме кинематографистов России, с большим успехом прошла премьера документального фильма "Возвращение" о борьбе армянского народа за свободу Нагорного Карабаха - Арцаха, за мир на этой древней земле. Фильм снимали известные российские кинодокументалисты: петербургский тележурналист Светлана Кульчицкая и режиссер Павел Медведев.

    • КАК ПРИРУЧИТЬ ВОЛКА
      2020-02-29 16:00
      2475

      Экранизация классики - это тот случай, когда ожидания могут не совпасть с реальностью. 20 февраля на наши киноэкраны вышел фильм "Зов предков", снятый режиссером Крисом САНДЕРСОМ по мотивам одноименной повести Джека Лондона.

    • ТЕАТР В СЕРДЦЕ СТОЛИЦЫ
      2020-01-15 13:30
      3301

      Среди новогодних кинопремьер наступившего года фильм "Театр, излучающий свет" режиссера Эдуарда Амбарцумяна, снятый на студии "Контакт Медиа" для Общественного телевидения Армении и показанный им 2 января. Фильм рассказывает о Национальном театре оперы и балета им. Александра Спендиарова, истории его создания,  царящем в нем духе и о многом другом, связанном с этим неповторимым очагом культуры Армении.

    • БЫВШИЕ, НОВЫЕ БЫВШИЕ И СОВСЕМ НОВЫЕ
      2019-12-26 11:17
      4714

      "Боже мой, что за популистская информация распространяется под руководством Ара Хзмаляна! И снова в защиту старых, старых кочаряновских директоров!.. Как человек, пять месяцев исполнявший обязанности министра, может разоблачить эту ложь! Когда ко мне пришел наш руководитель администрации и сказал, что Дадасян настаивает на уже предоставленной территории и говорит, что он приспособится к существующим условиям, не будет вносить никаких изменений в облик памятника, откровенно говоря, я засомневалась. Теперь вам понятно - вот где она, армянская шустрость! Извините, но если такой человек, как Дадасян, должен до конца жизни руководить Государственным театром пантомимы, лучше, чтобы такого государственного театра у нас не было!"