"ДЕНЬГИ. СТРАСТЬ. ВЛАСТЬ." - ОБЫЧНАЯ ИСТОРИЯ
Вечная классика и острая актуальность. Большой спектакль и большой стиль. Сюртуки и кружевные воротнички. Социальные сети и камеры наблюдения. И все это - в выверенной до миллиметра и полной театральности эстетике.
В Ереванском Государственном Русском драматическом театре им. Станиславского готовятся к премьере. Руководитель театра Сурен Шахвердян работает нал спектаклем "ДЕНЬГИ. СТРАСТЬ. ВЛАСТЬ" - именно так интерпретирует режиссер роман классика русской литературы И. Гончарова "Обыкновенная история". Это уже второй проект, реализуемый в нашем Русском театре при финансовой поддержке московской некоммерческой организации "Русские сезоны".
ТАКОЙ ФОРМАТ СОТРУДНИЧЕСТВА ВЗЯЛ СТАРТ ЕЩЕ В 2023 ГОДУ. На прошедшей в Санкт-Петербурге международной конференции "Русский театр за рубежом как институт русской культуры" было объявлено, что Министерство культуры РФ через организацию-посредника "Русские сезоны" осуществит финансовую поддержку зарубежных русских театров по двум направлениям - закупка самого современного театрального сценического оборудования и премьерная постановка русской классики. Наш театр им. Станиславского, в последние годы прекрасно показавший себя не только на родине, но и за ее пределами, оказался среди первых бенифициаров этой идеи. В результате он обзавелся новейшей звуковой и световой техникой и выпустил спектакль "Маленькие трагедии".
"Наверное, мы оказались добросовестными партнерами, вот даже в плане отчетности ни одной бумажки ни на один час не задержали... Думаю, благодаря этому и в этом году "Русские сезоны" предложили Армении, а конкретнее Русскому театру, еще один проект. Естественно - это русская классика, именно ее финансируют "Русские сезоны" в разных странах СНГ", - комментирует Марианна Мхитарян, экс-директор театра, приложившая немало усилий к тому, чтобы Армения стала одной из первых пользователей программы, и руководитель проекта нынешнего.
"Знаешь, с чем я столкнулся? Благодаря "Русским сезонам" и Марианне, я впервые в жизни, ставя спектакль в Армении, получил возможность, что говорится, ни в чем себе не отказывать. И когда эта роскошная конструкция, которая сейчас стоит на сцене, была воздвигнута, я понял, что это так давит! Когда минималистическая площадка и три стула - все проще на самом деле. А тут надо выверять каждый сантиметр, и, по крайней мере поначалу, мне приходилось преодолевать этот монументальный формат, соответствовать ему. Никогда не задумывался специально над визуальной театральностью, а здесь впервые.., - рассказывает директор Русского театра и режиссер спектакля Сурен Шахвердян. - При том, что нам выделили очень большие по армянским меркам деньги, выбор произведения оставили на наше усмотрение, и это мой выбор. Лет 12 назад я смотрел "Обыкновенную историю" в "Гоголь-центре" в очень крутой постановке Серебренникова. Впечатление было огромное! Честно говоря, до этого не читал романа, но начал той же ночью и подумал, что когда-нибудь обязательно тоже поставлю это произведение. Потом я видел и другие постановки - эта история часто появляется на российских площадках. История очень сегодняшняя, очень современная, гениальный текст, в котором очень много актуальнейших мессиджей, просто наши сегодняшние проблемы! Я трансформировал какие-то вещи - Адуев-старший у нас владелец холдинга по переработке мусора, и это конкретный человек, с которым я знаком лично. Я вообще работал, имея перед собой людей из жизни".
ОНИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИЗ ЖИЗНИ - НЕ ИЗ ДЕВЯТНАДЦАТОГО ВЕКА, А ИЗ ДНЯ СЕГОДНЯШНЕГО, они моментами пугающе остро современны. И тут волей-неволей подумаешь о великом преимуществе великой классики и ее сложносочиненных персонажей. Какие яркие, многопластовые, неожиданные образы создают маститые актеры театра Манвел Хачатрян, Ирина Арутюнян, Темине Хачатрян, Лиля Мукучян, Гор Амбарцумян. Какая школа, какая возможность для актеров молодых во главе с Самвелом Саркисяном, красавцем с абсолютным амплуа героя. Он еще студент, поступивший в ГИТиК, в мастерскую Шахвердяна по направлению из Арцаха. Сразу после известных трагических событий Сурен Вагеевич не просто взял его в театр, но доверил главную роль Александра Адуева. И уже сейчас можно констатировать, как от репетиции к репетиции это доверие Самвел оправдывает.
"Наше оформление - это павильон, где снимается кино или играется спектакль. Много всего будет и на экране, крупным планом. Актерам непросто существовать в таких задачах. Тем более, я в Русском театре как бы новый человек, другая форма, другие задачи, мы притираемся друг к другу, что-то преодолеваем. Я постепенно добиваюсь от них сегодняшнего способа существования . Ведь актерские краски все время меняются, время диктует свое, а задача одна - быть зрителю интересным", - говорит режиссер.
Картина, открывшаяся зрителю, можно не сомневаться, действительно поразит воображение своей непривычностью, неожиданностью, неким роскошным минимализмом, который сильно затратен и который стал возможным благодаря "Русским сезонам". Двухэтажная металлическая конструкция, на разных уровнях которой одновременно происходит выхваченное замечательной светописью действо. Экран огромного телевизора, от взора которого невозможно спрятаться. Таков фон, на котором приехавший из деревни романтический мальчик проходит "школу жизни" у разномастных хищников, чтобы стать самым хищным из них - как рассказано у Гончарова. Но не только мейнстрим романа интересует режиссера.
"Мы уже очень хорошо усвоили, что продается и покупается буквально все, но это же не повод не напомнить еще раз, как это мерзко! А еще в спектакле сильный мессидж про экологию. Это вообще для меня больная тема, на протяжении не одного года я всеми способами стараюсь привлечь внимание к этим проблемам, что, например, нельзя посыпать снег туфовой крошкой, как это у нас делается, это ходячий рак легких... - говорит Сурен Шахвердян. - И то, что Петр Адуев у нас "мусорный король", не случайно. Мне доподлино известно, что нашему городу три года назад предлагалась очень серьезная инвестиция в эту сферу. Инвесторы получили отказ. Но ведь мы уже стоим перед этой проблемой! Я не только про неуборку мусора. Что, пять лет назад дождей не было? Наводнения, которые возникают после каждого дождя, это результат засорения водооттоков строительным мусором. Все закупорилось, а строительству нет конца, и ничто не берется в расчет. Ведь это страшная угроза городу!".
Вечная классика и острая актуальность. Большой спектакль и большой стиль. Сюртуки и кружевные воротнички. Социальные сети и камеры наблюдения. Спектакль "Деньги. Страсть. Власть. " - обычная история. "Обычная история" И. Гончарова впервые на сцене Русского театра им. Станиславского благодаря финансовой поддержке "Русских сезонов".
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...