КУКЛА
Дом расположился посреди осенних деревьев и цветов, подобно разукрашенному жемчугами китайскому идолу. Окна были закрыты, не было никакого движения. С правой стороны стоял огромный роскошный автомобиль. В непосредственной близости от автомобиля, среди желтых листьев, лежала небрежно брошенная французская кукла.
КАКОЙ КРАСИВОЙ БЫЛА ЭТА КУКЛА! Одетая в белое, с волосами цвета осени, с синими-пресиними глазами.
Зачарованная куклой, Елена смотрела на нее немигающими
глазами и чувствовала, как в ней зашевелилось какое-то совершенно новое и
незнакомое ощущение. Повернутая набок кукла смотрела на нее...
- Я выкраду ее для тебя, - сказал Жозеф, сразу же
перебрался через железные прутья ограды и спрыгнул в сад.
Елена в полном одиночестве под газовым светильником
играла с украденной куклой. В ее руках кукла постепенно начала делать новые,
полные жизни движения, весело смеялась и смотрела своими синими глазами. Она
была словно фея из сказочных миров, которая явилась, чтобы согреть серые стены
их комнатки, домашние предметы, съежившиеся под красным светом фонаря. Девочка
вся трепетала: в ней проснулось незнакомое материнское чувство. Взяв куклу за
руки, помогала ей ходить, целовала, прижимала к груди. Ах, если бы Елена знала,
как ее зовут! Если бы она звала куклу по имени, та наверняка моргала бы
глазами, заговорила.
Елена придумала ей новое имя - Миле.
- Ты больше не вернешься в ваш дом, да? Будешь спать
здесь, моя хорошая Миле. Когда услышишь шаги моего отца, не просыпайся. Когда
он будет кричать, не пугайся: он не сердится на кукол. Баю-баю, моя хорошая
Миле, - говорила Елена, а кукла улыбалась, на ее щечках обозначились две
красивые ямочки. У куклы, как у послушно засыпающей малютки, закрывались
глазки, когда девочка укладывала ее на спинку.
Елена не знала материнской ласки. Оставшись на попечении
вечно пьяного отца, она выросла на улице и в полуподвале. У нее была старая
тетя, которая наведывалась только изредка. Девочка выросла в этом доме сиротой.
Однако появление чистенькой белой куклы подействовало даже на домашнюю утварь.
На предметах появилась печать какой-то светлой легкости. Дом теперь выглядел
обитаемым и прозрачным.
Елена с нежностью стерегла ее сон, когда услышала голос
отца:
- Елена! Открой дверь, Елена!
Рабочий Товмас в эту ночь был пьян меньше обычного и
добрее обычного, он вернулся домой раньше, чтобы заштопать туфли Елены, а
заодно и свою обувь. И под светом фонаря - тых, тых - начал он стучать по
подошве, как вдруг ему на глаза попалась лежавшая на постели кукла. Рабочий
Товмас раскрыл глаза шире, насупил брови, сурово посмотрел на Елену, а затем
перевел взгляд на куклу.
- Откуда это? А? Украла, проклятая девчонка? - закричал
он, встав с места.
ЕЛЕНА, ПРИКРЫВ
ЛИЧИКО РУКАМИ, РАССКАЗАЛА, что кукла украдена из дома с окнами, выкрашенными в синий цвет, рядом с
садом. Товмас знал этот дом - это был дом владельца плавильного завода. Товмас,
рабочий и к тому же пьяница, был честным человеком. Он решил немедленно вернуть
хозяину эту чистую и дорогую куклу.
Очень недолгим, подобно прекрасному сну,
непродолжительным оказалось общение с куклой из сказочных миров: вместе с
Еленой, казалось, приуныли предметы домашнего обихода, серые и постылые.
А вот и он, тот самый роскошный дом. Рабочий Товмас
прошел через железную ограду к дому и - дзинь-дзинь! - два раза позвонил в
колокольчик. Дверь открыла одна из служанок. Товмас сразу же снял с головы
шапку.
Служанка пришла в замешательство, увидев совершенно
необычного посетителя с небритым лицом, в засаленной и оборванной одежде. Он
был похож на огородное чучело, возвышающееся в осеннем поле и стерегущее
тыквенные грядки; он стоял на ветру и держал в руках белую куклу... В это самое
время по ступеням, покрытым бархатной дорожкой гранатового цвета, спускалась
хозяйка дома.
- Мое почтение, госпожа, - проговорил рабочий Товмас, с
жалкой улыбкой переступив порог помещения. - Это ваша кукла, госпожа, моя
проклятая дочка украла ее с вашего двора. Простите, госпожа, у моей дочери нет
матери, она негодница, мерзавка.
Однако хозяйка дома, не обратив никакого внимания на
слова Товмаса, стала бранить служанку:
- Я никогда еще не видела такой бездарной служанки, как
ты. Почему ты открываешь двери перед каждым бездельником?
- Я вовсе не бездельник, госпожа. Меня зовут Товмас, я
работаю в порту. Я работал и на вашем медеплавильном заводе приблизительно
тринадцать лет назад.
- Ну так говори же, чего тебе нужно? - спросила жена
владельца плавильного завода, обращаясь к рабочему Товмасу.
- Ваша кукла, госпожа. Ваша малышка, должно быть, пролила
немало слез, когда потеряла эту красивую куклу.
- Вы врете, врете! Таковы все бездельники. Крадут со
двора собачку или куклу, затем возвращают, надеясь получить большую награду. К
счастью, украденная вами вещица не представляет собой большой ценности, это
всего лишь ненужная кукла, взятая из мусорных ящиков перед домом.
- Я? Я, рабочий Товмас, - вор?.. - заговорил Товмас,
обескураженный и сбитый с толку, вперив затуманившиеся глаза в лицо женщины.
- Ну что! Что ты уставился на меня! Понравилась?
Красивая, да? Сейчас же уберите свои грязные ноги и проваливайте отсюда.
- Это ваша вещь, госпожа, это ваша кукла. Эх, черт
побери, язык ни до чего хорошего не доводит, - сказал рабочий Товмас и, положив
куклу на порог, удалился.
КОГДА ОН ПРИШЕЛ
ДОМОЙ, ТО УВИДЕЛ, ЧТО ЕЛЕНА, ничком лежа на кровати, все еще плачет. Товмас
расчувствовался и растрогался.
- Елена, - проговорил он исполненным жалости голосом.
Девочка подняла голову в надежде увидеть куклу в его руках.
- Елена, не плачь, моя доченька, на Рождество я куплю
тебе красивую куклу. Не плачь, хорошая моя девочка, не плачь.
На Рождество у Елены должна была появиться красивая
кукла, как Миле. Ах, хоть бы наступило Рождество! Тетя, сестра отца, очень
хорошо понимала тоску Елены и решила в ожидании Рождества смастерить для нее
куклу из лохмотьев. Она обмотала деревянный брусок лохмотьями, прикрепила на
месте предполагаемого лица крестообразные цветные блестки, и на бруске
появились щеки и лоб, пришила друг к другу два лоскутка материи и натянула на
брусок, а на месте шеи повесила зеленые бусы.
Елена полюбила и эту куклу и не разлучалась с ней. Куклы
ее подружек были красивые, с белокурыми волосами, они, когда их переворачивали,
говорили "Ма-ма", а еще они ходили, спали. У куклы же Елены из
материи и дерева не было ног, она не умела шагать; у нее не было глаз, она не
могла смотреть.
- Тетя, эта кукла не разговаривает, не ходит, у нее нет
глаз, - плача, сказала Елена.
- Куклы не разговаривают, доченька.
- Нет, тетя, Миле разговаривала, Миле смеялась.
Елена была права: у тряпичной куклы не было души, ее руки
то и дело отваливались. Она не умела смеяться, и у нее не было глаз. Однажды,
рассердившись, Елена выбросила куклу на улицу и стала ждать, когда наступит
Рождество.
Завтра Рождество. В городе царило необычное оживление. На
улицах вдоль торговых рядов двигался поток людей, сопровождаемый тихо падающим
снегом. Из каждого дома неслась музыка. Свет за занавесками был более ярким, а
смех казался еще более веселым и жизнерадостным. Даже обосновавшиеся под
куполами колоколен воробьи и те организовали свой хор. В этот день в душе
сиротки Елены царило ликование и торжество. Отец должен был принести ей куклу.
Ах, ну когда же она возьмет в свои руки, обнимет куклу?
Ну и что с того, что у дочери пекаря целая комната набита игрушками и что она спит
в белоснежной постели! Что с того, что город объят расточительным торжеством, а
у ее туфельки сломался каблучок, и подходящего материала для починки не
находится; у нее и расчески для волос нет. Но все что ей нужно, это кукла.
Завтра должна прийти тетя, и они вместе с куклой пойдут в церковь. Завтра
Рождество.
Тихо падал снег. Зажглись уличные фонари. Таверна
постепенно опустела. Рабочий Товмас покинул таверну последним. Сутолока в
городе все еще не улеглась. Рабочий Товмас, опершись на фонарный столб,
дожидался трамвая, чтобы поехать домой. Он, скорее всего, забыл бы о
рождественском подарке для Елены, если бы не увидел разложенные на одной из
витрин куклы.
ЭТО БЫЛ МИР
ВСЕВОЗМОЖНЫХ ИГРУШЕК И КУКОЛ. Хозяин, всю последнюю неделю удачно проворачивая торговлю,
пристроившись в углу, подсчитывал выручку, намереваясь закрывать магазин, когда
зашел самый последний покупатель - рабочий Товмас.
- Чего тебе нужно? - спросил продавец.
- Да так, ничего.
- Пожалуйста, выйдите отсюда: я должен уже запереть
двери, - сказал владелец магазина, так ничего и не поняв из слов грязного
пьянчужки.
- Мне нужна кукла, господин. Кукла, - сердито закричал
рабочий Товмас. - Эх, черт бы побрал вас, всех торговцев.
- У нас есть куклы, которые ходят, есть куклы, которые
моргают глазами. Есть у нас и танцующие куклы, - разъяснял хозяин магазина,
показывая несколько образцов.
- Да, вот эту, - ответил рабочий Товмас и указал на
каучуковую куклу, которая, лежа на боку, посмеивалась и смотрела синими-синими
глазами.
Завтра Рождество. Тихо падал снег.
- Елена! Эй, проклятая девчонка! - закричал он, открывая
дверь. Елена задрожала.
- Почему у тебя до сих пор лампа зажжена, проклятая
девчонка? Это же деньги, деньги. Откуда мне взять эти деньги? У меня нет
плавильни, я не владею заводом, - гневно кричал он. - Ну говори, отвечай,
почему ты до сих пор не легла, почему до сих пор лампа зажжена?
- Я ждала свою куклу, - ответила Елена сквозь слезы.
- Ждала куклу, да? Вот тебе кукла!
Рабочий Товмас взвился, подобно взбешенной собаке, смял
куклу в своих загрубелых руках и швырнул ее в печь...
Елена вскрикнула и упала на пол.
- Эх, к черту! И тебя, и куклу вместе с хозяином
плавильни. Вместе с хозяином плавильни, - закричал Товмас, бросившись на
кровать.
Каучуковая кукла горела зеленым пламенем, горела вместе
со своей улыбкой и синими-пресиними глазами. Весь дом заполнился запахом
каучука, словно смрад исходил от человеческого трупа, удушливый и тяжелый.
Не прошло и часа, когда рабочий Товмас проснулся и встал,
чтобы снять с себя обувь. Увидел, что забытая газовая лампада все еще горит,
бросая блики на стены, а Елена спит, лежа на полу. На глазах ее все еще видны
засохшие слезы.
- Елена, - Товмас
подал голос, исполненный отцовской заботы, - проснись, Елена. Встань, хорошая
моя девочка, завтра Рождество, не ложись спать не помолившись, проснись,
проснись...
АМАСТЕХ
Перевел с
западноармянского Гурген БАРЕНЦ
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-01-11 11:06
Об этой весьма неприятной, неприглядной во всех отношениях истории нам следовало рассказать лет пять назад, по горячим, так сказать, следам. Предать ее широкой огласке, сделать ее достоянием общественности. Она вполне могла бы стать резонансной. Но мы этого не сделали: тема и предмет разговора были слишком уж болезненными, уродливыми, нелицеприятными и щекотливыми. Несколько раз нас так и подмывало взяться за перо, но каждый раз мы оказывались не готовы к разговору. Вероятно, это было нашим большим упущением. Делаем это сейчас: как говорится, лучше поздно, чем никогда.
-
2024-11-26 12:47
За этот год я постарел на пять. Не я один. Таких, как я, немало. Да и планета тоже, нам под стать, Унылой стала, вялой и усталой.
-
2024-11-13 10:02
Они пришли и сказали: - Все это время вы жили неправильно. Прежней халявы больше не будет. Все, что вы называете «природными ресурсами», Принадлежит нам и имеет товарную цену.
-
2024-11-02 10:26
Наш выбор был не очень-то велик, Наш выбор был меж дьяволом и чертом, А дьявол не один – всегда с эскортом. Он как-то неожиданно возник.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2019-02-25 10:34
Эксклюзивное интервью nashaarmenia.info азербайджанского журналиста и писателя, автора книги «35 писем сыну», нынче политэмигранта Зейнала Ибрагимова.
-
2018-12-12 13:38
Писатель, драматург и театральный критик Рафаэль Акопджанян любит Польшу. Он объездил мою страну не только по туристическим маршрутам, но и по тропам, которые ведут к нежданному открытию страны и раскрытию непростого польского характера. Проехал он по польским землям с севера на юг, с востока на запад. Но особенно он рвался в город Замосць, чтобы своими глазами увидеть знаменитую Армянскую улицу.
-
2018-10-29 15:19
Читайте классиков, и вы нередко увидите себя в зеркале. Со времен великих армянских классиков Раффи (1835-1888) и Ов. Туманяна (1869- 1923) в нашем национальном характере без особых изменений хорошо сохранились узнаваемые "повадки", образ мышления и т. д.
-
2018-08-24 15:41
По комнате была разлита жара. Словно кто-то принес и выплеснул сотни ведер загадочной субстанции по имени жара на все, что было в комнате - стены, пол, потолок, стол, стулья, диваны, кресла, ковры и широкую вазу на столе – ни к чему нельзя было безнаказанно прикоснуться, все обжигало, все излучало жар и какую-то странную покалывающую энергию. Энергия была агрессивной, она захватывала и заглатывала воздух в комнате с неимоверной скоростью.