ПО ЕРЕВАНУ ШЕСТВОВАЛ КАРАВАН…
Фрагменты из романа "Ереван"
Древний Ереван состарился, и теперь он умирает…
Над городским раздольем
опускаются сумерки. Дзин-дон, дзин-дон – звонят колокола.
В ОТДАЛЕННОМ КВАРТАЛЕ ГОРОДА НАХОДИТСЯ ОДНА ИЗ БАНЬ-ЗЕМЛЯНОК. На метровой высоте от земли торчат две крупные маковки. Одну из них окружают еще четыре, только пониже. В стороне от макушек в полроста человека вырублена дверца. Каменные ступеньки уходят глубоко вниз, и там, в самом конце лестницы, открывается еще одна дверца, которая ведет прямо в предбанник. Он представляет собой восьмиугольную комнату, потолком которой служит видневшаяся сверху одна из крупных маковок.
Стены и пол бани покрыты влажной, а местами совершенно
мокрой плиткой. Посередине комнаты – выложенный из черного камня бассейн, края
которого человеку по пояс. Бассейн заполняется водой, бьющей из небольшой
красной чаши в его центре. У стен стоят широкие, длинные и высокие топчаны,
отделенные друг от друга двумя дверями, – одна из них ведет к выходу, другая –
к купальне. Маленькими занавесками топчаны размечены на своего рода кабинки. В
каждой из них, прямо на топчане, поставлены низкие деревянные скамейки, где
можно посидеть и оставить свою одежду.
Одна из кабинок отведена кассе, то есть маленькому
столику, за которым сидит с поджатыми под себя ногами перс-толстяк – хозяин
бани. Он перебирает четки, размеренное пощелкивание которых перекликается с
журчащей водой в бассейне.
Еще один перс, в фартуке, с перекинутым через плечо
полотенцем, восседает в другой кабинке перед огромным самоваром. Неглубокая
ниша в стене служит буфетом для чайных стаканов и тарелок.
В бане мужчин и женщин обслуживали в разные дни. По
женским дням за кассой сидела жена хозяина бани, за самоваром – жена продавца
чая.
Посетители приходили с утра до вечера – по двое, по трое
и в одиночку. Большинство завсегдатаев предпочитали вечернее время.
Перс-толстяк, сидя у кассы и перебирая четки, преспокойно ждал посетителей.
Уставший от мытья стаканов, продавец чая клевал носом. На одном из топчанов
храпели два мыльщика.
В бане постепенно становилось людно. Был четверг,
посетителей прибывало больше обычного.
Продавец чая вдруг встрепенулся, принялся поспешно
раздувать в самоваре огонь. Проснулись и мыльщики, протерли глаза и стали
дожидаться. Один из них, с коробком спичек, взялся зажигать маленькие
керосиновые лампы.
Перс-толстяк за кассой приветливо заулыбался всем, кто
входил в баню. С кем был знаком, тем не только говорил "добро
пожаловать", но и обращался по имени, а кое-кого привечал и ласковым
словом.
ДРЕВНИЙ ЕРЕВАН
СОСТАРИЛСЯ, И ТЕПЕРЬ ОН УМИРАЕТ…
Вот сердце города – крытый рынок. С его сводчатым входом
и длинными рядами лавок, мимо которых проходят сотни и тысячи горожан. А это
открытый рынок, площадь которого наводнена суетящимися покупателями. Здесь
центр города.
Один из самых длинных рядов лавок вытянулся вдоль
открытого рынка и за его пределами. Хозяева торгуют здесь тканями, коврами, галантерейными
безделушками.
Торговцы сидят на небольшой тахте или за прилавком, чинно
и важно отпуская товар. Вот магазинчик, в котором предлагают головки сахара,
калуфер и имбирь, голубые и белые квасцы, нафталин, хну и семена. Тьма-тьмущая
всяческих семян цветов и зелени, расфасованных в маленькие мешочки… Хозяин лавки,
щуплый старый перс, который едва выкроил себе небольшое свободное местечко,
пристроился, подобрав под себя ноги, и как будто боится шелохнуться, чтобы
ненароком не задеть и не опрокинуть товар.
В другой лавочке торгуют тканями, которые разложены в ящиках.
Ткани яркие и разноцветные, с многообразными красочными рисунками и узорами на
любой вкус. Кипы отрезов выставлены и на прилавке, и они вместе образуют
колоритное сочетание. Хозяин-армянин, уже в летах, со сладкой улыбкой
переговаривается с посетителями, отмеривая желтую ткань с красными цветочками.
На витрине и в ящиках третьего магазина находятся
керосиновые лампы, стекла к ним и фитили. Подле них большие и маленькие ножи, мыло, соль, спички… И несметное
количество разукрашенных чайников разной величины и формы – стеклянные,
алюминиевые, эмалированные… Глаза разбегаются и от чайных стаканов,
разноцветных блюдец, тарелок и сахарниц. Всю эту посуду венчает самовар,
занимающий самое видное место на прилавке. Он явно не новый и в лучшие свои
времена уже продавался и покупался.
С виду ничем не отличается от остальных еще один магазин.
На его полках со всякого рода мелким товаром можно найти рулоны ткани, рядом с
сахаром – дранку. Возле мешка с персидским изюмом – темно-красные ковры. С
навеса над магазином свисают привязанные нитками цветастые платочки, а также
дорогие шелковые платки, украшающие магазин яркими блестящими тонами.
Низкорослый лавочник с крупным брюшком, нахлобучив
папаху, вальяжно и степенно стоял за прилавком и с задумчивым видом разглядывал
прохожих. Придвинув к себе счеты, принялся перебирать костяшки, изредка бросая
взгляд на товар, что-то проверяя, а затем снова брался подсчитывать.
Несколько иначе выглядели магазины в другом ряду. Так,
торговец за почерневшим от его потных рук прилавком расхваливал сладкий виноград
и румяные сочные яблоки. Продавец в соседнем магазине, точно фокусник,
невероятно ловко манипулировал поддельным аршином, отмеривая ситец и обманывая
покупателя на два-три сантиметра. Продавец дешевыми сладостями и крашеными
конфетами доставлял маленькие радости
беднякам. В четвертой лавочке на видном месте красовались розовые и ярко-желтые
тапки, заманивающие прибывших в город наивных крестьян и их норовивших
пощеголять благоверных.
В прочих лавках торговали хной, красками, солью и мукой,
мылом и спичками. На рынке был и свой продавец керосина. Чумазый кузнец на
крохотной наковальне изготовлял гвозди и подковы для волов, а рядом в лавке,
прямо на виду, вместо вывески он выставил кочергу и цепи, крюки и дверные
скобы.
Откуда-то потянуло шашлычным дымком; послышался
отдаленный перестук деревянных молотков печников, которые распрямляли жестяные
листы. Воздух вздрагивал от разноголосицы, тут и там раздавались крики,
восхваляющие дешевые и отборные фрукты…
Переливалось-сливалось-разбегалось суматошное многоголосье
рынка.
Звонкая и сумбурная неразбериха. В ушах отдается
нескончаемый шум. Но постепенно свыкаешься, начинаешь различать отдельные
звуки: где-то вдалеке громыхают фургоны, чуть ближе раздается грохот рухнувшей
стены, совсем рядом, почти за ухом, перестукиваются тысячи молотков.
Протираешь глаза – вокруг не видно ни рынка, ни людей. На
огромной опустевшей площади разбросаны или аккуратно сложены камни и доски. На
другом конце площади поблескивают стекла десятка однотонно выкрашенных витрин.
Какие-то люди укрепляют над ними вывески. На трех витринах уже появилась часть
надписи: "…тив".
ДРЕВНИЙ ЕРЕВАН
СОСТАРИЛСЯ, И ТЕПЕРЬ ОН УМИРАЕТ…
Ночью по Еревану прошел караван.
Издалека до слуха Аршака Будагяна долетел перезвон
бубенчиков на шее у верблюдов. Минут десять-пятнадцать казалось, что это звенит
у него в ушах. Целых пятнадцать минут без конца, монотонно звенели бубенцы, да
с такой нежностью и легкостью, будто снились ему во сне.
…Он напряг слух. Звон усилился, но уже не в ушах – он шел
с улицы.
Нет сомнений – по Еревану шествовал караван.
…И он увидел караван.
Вверх по взгорью на фоне темно-синего неба он увидел
вереницу крупных силуэтов тысячи верблюдов. Караван тянулся под бледным лунным
светом, и серебристый полумесяц навис над верблюдом-вожаком.
Верблюды с высоко вытянутыми шеями, медленно покачиваясь, двигались
вперед. Складки на их коленях попеременно то сходились, то вновь
разглаживались. С величественно поднятыми ввысь головами они могли смотреть
далеко вперед, туда, куда не доходил взгляд погонщика каравана.
На верблюдах между навьюченной поклажей сидели женщины,
по одной или с ребенком. Лунный свет
отражался на белых чадрах, подчеркивая на них мельчайшие штрихи узоров.
Дзин-дон, и в такт перезванивающимся бубенчикам женщины
раскачивались между верблюжьими горбами. Глубокий взгляд женщин так же, как у
верблюдов, был устремлен в какую-то неведомую даль, туда, куда не мог заглянуть
погонщик каравана.
По обе стороны верблюжьих спин свисали тяжелые мешки, над
которыми вздрагивали две сверкающие точечки. Это в глазах детей отражались
отблески луны. Прислушиваясь к бубенчикам, они удивленно и серьезно
всматривались в темную неведомую даль, туда, куда не доходил взгляд погонщика
каравана.
Впереди каждого
десятка верблюдов шагали по двое-трое мужчин, тихо переговаривающихся друг с
другом. На их папахах блуждали тени от шей верблюдов, а долетавший вниз звон
бубенчиков стихал, зарывшись в каракулевых папахах.
По Еревану
шествовал караван…
1927–1931 гг.
Мкртич АРМЕН (1906–1972)
Перевела Каринэ
ХАЛАТОВА
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2022-04-18 12:14
Житейские заботы и неурядицы, как и зашкаливающие национальные перипетии последних четырех лет, бесспорно, убеждают: классик армянской литературы Дереник ДЕМИРЧЯН (1877‒1956) ‒ наш с вами современник, предугадавший и нынешние настроения, и состояние общества, и заглянувший глубоко в душу армянина.
-
2022-02-04 11:17
Как же не нарадуется президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган: сам глава Республики Армения предлагает армянам «эпоху мира» вопреки исторической памяти и правде, которые Турция и ее лидеры, включая нынешнего Эрдогана отвергают более столетия.
-
2022-01-08 10:31
Продолжение. Начало здесь
-
2022-01-05 09:59
«Детсад стариков» попал мне в руки не три с половиной года назад, в 2018-м, а именно сейчас, как бальзам на душу ‒ вот он, здравомыслящий Человек и Армянин, Патриот и Герой, мой современник, выдающийся Лер Камсар (1888‒1965).
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2018-11-09 15:39
Недавно на 95-м году жизни скончалась Антонина МААРИ-ПОВЕЛАЙТИТИ - верная, заботливая супруга и спутница известного замечательного писателя Гургена МААРИ (Г. Аджемян, 1903-1969).
-
2018-08-24 15:41
По комнате была разлита жара. Словно кто-то принес и выплеснул сотни ведер загадочной субстанции по имени жара на все, что было в комнате - стены, пол, потолок, стол, стулья, диваны, кресла, ковры и широкую вазу на столе – ни к чему нельзя было безнаказанно прикоснуться, все обжигало, все излучало жар и какую-то странную покалывающую энергию. Энергия была агрессивной, она захватывала и заглатывала воздух в комнате с неимоверной скоростью.
-
2018-07-18 16:25
Какие бы ни проносились революционные вихри и ни свершались глобальные катаклизмы вокруг нас, хрупкая планета Человека продолжает жить своей жизнью, со своими видимыми и невидимыми бедами и радостями. Молодой армянский писатель Григ (Григор Шашикян) тоже продолжает традицию мировой литературы - старается быть подспорьем маленькому человеку и вглядываться в его сиюминутную и неизменную боль. Предлагаем читателям рассказ Грига из цикла "Город имярека".
-
2018-07-04 15:35
Журналист, сценарист и режиссер Юрий КАРАПЕТЯН родился в Ленинакане, по окончании школы поступил в ЕГУ, учился в аспирантуре, многие годы работал на радио, телевидении. Он автор многочисленных статей, рассказов, радио- и телепередач, более десятка документальных фильмов ("Бюраканская рапсодия", "Крымские эскизы Вардгеса Суренянца", "Он подарил миру цветное телевидение" и др.). В настоящее время Юрий Карапетян живет в Санкт-Петербурге, продолжает творить, недавно выпустил сборник "Рассказы. Воспоминания. Публицистика" на армянском и русском языках. Предлагаем вниманию читателей один из рассказов.