После ссылки
Недавно на 95-м году жизни скончалась Антонина МААРИ-ПОВЕЛАЙТИТИ - верная, заботливая супруга и спутница известного замечательного писателя Гургена МААРИ (Г. Аджемян, 1903-1969).
БЛАГОДАРЯ СУДЬБОНОСНОЙ ВСТРЕЧЕ ВО ВРЕМЯ ЕГО ОТБЫВАНИЯ НОВОГО СРОКА (1948-1954) на спецпоселении в Красноярском крае оба ссыльных из Армении и Литвы нашли в себе силы преодолеть и ссыльные мытарства, и дальнейшие невзгоды на воле, в Ереване.
Арест в августе 1936 года разлучил Г. Маари с Ереваном. В 1947 году он ненадолго обрел свободу и примерно через год вновь покинул город (рассказ - фрагмент о лагерной жизни читайте в "ГА": http://www.golosarmenii.am/article/21688/on-nashel-v-sebe-sily-zhit-i-tvorit).
В конце 50-х - начале 60-х годов в творчестве Г. Маари появились мемуарные странички, посвященные Еревану, которые в свое время печатались также в армянской периодике диаспоры. В 30-е годы о старом городе он успел опубликовать "Исчезнувшую трагедию" (1934)(читайте в "ГА":http://www.golosarmenii.am/article/40786/zhizn--ucelevshaya-v-oskolkax-pamyati ) и "Облик города и трамвайный маршрут" (1933).
Сын писателя Григор Аджемян так характеризует отца: "Годы репрессий измотали его физически, но вместе с тем отточили перо. Верность своему призванию и природное чувство юмора защитили и поддержали его в мире кривых зеркал..."
Предлагаемая публикация мемуаров писателя посвящается светлой памяти Гургена Маари и Антонины Маари-Повелайтити.
Гурген МААРИ
ЕРЕВАН
Я знаю его с 1916 года.
Это была большая деревня с тридцатью тысячами жителей и с таким же количеством малярийных очагов.
ДЛЯ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ТОЛСТОСУМОВ-АРМЯН НЕ БЫЛО ЗДЕСЬ ПЕРСПЕКТИВ развития и процветания, и они свои усилия и золото вкладывали в дело в Тифлисе, Баку и городах царской России. Бедняга Ереван.
Над городом главенствовала русская церковь (собор Св. Николая на площади Шаумяна. - К. Х.), с алтаря и стен которой взирали лики святых с армянскими носами.
По улице Абовяна (тогдашней Астафьевской) тянулись рельсы конки в две лошадиные силы.
Пыль и грязь образовались по той простой причине, что конка прекратила свое существование. Она, конка, бросила вызов фаэтонам, чтобы изжить со света, как устаревшее средство передвижения. И потерпела фиаско, нисколько не смутившись перед своими рельсами. (Появившаяся в Эривани в 1906 г. конка просуществовала до 1918 г., а в 1933 г. состоялся запуск первого трамвая. - К. Х.)
Фаэтон и фаэтонщики одержали верх.
Чем может похвастаться Ереван, эта большая, очень большая наирийская деревня?
Гостиница "Ориант".
Уж слишком громко звучит. Дом в полтора этажа и полтора десятка комнат - вот и весь "Ориант".
Была еще баня "Фантазия". Ее помещение было в виде землянок и ничего фантастического в себе не таило.
Можно было насчитать десяток двухэтажных черных каменных домов.
Справедливости ради надо бы освежить память и вспомнить то, что заслуживает внимания.
Вспомнить Разданское ущелье, убегающее вниз, и представить его склоны, наверное, тысячелетней давности, без кябабной "Хором Булах", где властвовал ее владелец Чопур (Рябой) Арам.
И городской бульвар вспомнить, где дети продавали воду, да не забыть про Английский сад с его военным хрипловатым оркестром, который каждое воскресенье наяривал краковяк.
И не забыть бы церкви: Лусаворича - на месте школы Чаренца, Погоса и Петроса на месте кинотеатра "Москва", Катогике, которую заменило здание Академии наук, Сурб Саркиса и другие церкви Конда.
Один из корпусов городской тюрьмы по соседству с коньячным заводом Шустова.
И над всем этим слышится лениво-протяжная мелодия ‒ "гимн" Еревана:
В Ереване я сад посадил,
Горечью душу себе надсадил...
Там, где площадь Ленина
Там много чего было. Прежде всего летний ресторан "Пти шан"; впритык друг к другу тянулись фруктовые ряды и еще какие-то лавочки, а рядом примостилась аптека. На ее верхнем этаже размещался сиротский дом для девочек, который затем превратился в общежитие, а в одну из комнат "вселилась" ассоциация пролетарских писателей Армении.
НИЖЕ АПТЕКИ СТОЯЛ КООПЕРАТИВНЫЙ МАГАЗИНЧИК, КОТОРЫЙ ВЕЛ безнадежную борьбу против распоясавшегося частника. Под ним, в подвальном помещении, на пересечении улиц Амиряна и Абовяна находился ресторан "Аракс".
В этом же ряду пристроилось кафе "Наири" - место встречи высшей интеллигенции. Довольно невзрачное. Здесь можно было увидеть широкоплечего мужественного Мартироса Сарьяна, за полкилометра услышать смех Тотовенца, а Чаренц после бурного ночного времяпрепровождения любил посидеть тут за чашкой крепкого чая с лимоном, с удовольствием смакуя каждый глоток.
Далее следовал книжный магазин "Петрата" ("Госиздата". - К. Х.), на котором красовалась броская вывеска, не помню, кто ее написал, но помню, что даже арменовед с большим трудом смог бы по буквам прочитать ее надпись: "Книжный магазин "Петрата".
Прямо напротив нынешнего скверика располагался небольшой кинотеатр (имеется в виду кинотеатр "Аполло" на месте будущего памятника Ленину. - К. Х.). На нем были установлены старинные часы, которые перед боем хрипели и шипели. А отсюда до машинописного бюро было рукой подать. Свернем на улицу Налбандяна и пройдемся снизу вверх. На первой вывеске из черной доски белыми буквами выведено по-армянски и по-русски "Бедный Саша". Ничем не примечательная небольшая столовая, но почему "бедный" и почему "Саша"?..
На противоположной стороне - здание почты из черного камня, в послевоенные годы на его месте было возведено здание Главпочтамта. Далее идут жилые дома, охотничья столовая, напротив нее - баня "Фантазия", в которой не было ничего фантастического.
На отрезке улицы Амиряна, примыкающем к площади, находились парикмахерская, фотография, жилой дом с двориком, какой-то магазинчик...
Вот так тридцать пять лет назад выглядела нынешняя просторная, с эпическим размахом площадь Ленина.
Рожденным в те годы детям сейчас тридцать пять лет (статья написана в 1958 г. - К. Х.).
Старый дом
Добравшись по улице Налбандяна до места, откуда когда-то начинался переулок, я обошел новое большое жилое здание и двинулся дальше.
Я ИСКАЛ ТОТ ДОМ, В КОТОРОМ ПРОШЛИ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ МОЕЙ МОЛОДОСТИ.
Весенний ереванский вечер. Сердце с вожделением бьется, щеки горят. Так бывает, когда приближаешься к месту свидания.
Вот он, мой старый дом, затесавшийся между многоэтажками.
Он выглядит неказисто и понуро, будто хочет защититься от какого-то удара. А удар неизбежен. План нового Еревана не обойдет, не пощадит его.
В моей бывшей квартире на первом этаже и сейчас есть жильцы. Они не ложились спать, свет еще горит в окне. Мне неловко, не то бы я приблизился заглянуть, кто там проживает.
А собственно, не все ли равно?
Ведь скоро, очень скоро мой дом снесут и построят новое здание.
Так что же, мне больно? Неужели сожалею? Неужели мне хотелось бы видеть его таким унылым, пришибленным в окружении огромных новостроек?
О, нет!
Если пощадить каждую старую постройку, если болью и жалостью оградить старый дом, то как же быть тогда новому Еревану?
Подготовила и перевела Каринэ ХАЛАТОВА
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2022-04-18 12:14
Житейские заботы и неурядицы, как и зашкаливающие национальные перипетии последних четырех лет, бесспорно, убеждают: классик армянской литературы Дереник ДЕМИРЧЯН (1877‒1956) ‒ наш с вами современник, предугадавший и нынешние настроения, и состояние общества, и заглянувший глубоко в душу армянина.
-
2022-02-04 11:17
Как же не нарадуется президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган: сам глава Республики Армения предлагает армянам «эпоху мира» вопреки исторической памяти и правде, которые Турция и ее лидеры, включая нынешнего Эрдогана отвергают более столетия.
-
2022-01-08 10:31
Продолжение. Начало здесь
-
2022-01-05 09:59
«Детсад стариков» попал мне в руки не три с половиной года назад, в 2018-м, а именно сейчас, как бальзам на душу ‒ вот он, здравомыслящий Человек и Армянин, Патриот и Герой, мой современник, выдающийся Лер Камсар (1888‒1965).
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2021-01-16 11:05
Каждое существо имеет ареал своего происхождения и распространения. Границы эти по ряду причин меняются в ту или иную сторону. Данная особенность касается и народов с их историческими взлетами и падениями. Уступленная чужим своя территория увеличивает шансы нации угодить в Красную Книгу цивилизации.
-
2019-01-15 18:36
Болгарские археологи представили отчет о раскопках в городе Пловдиве, в ходе которых были обнаружены остатки шести роскошных кварталов древнеримского города, сообщает RG со ссылкой на Archaeologyin Bulgaria, сообщает Новости Армении - NEWS.am.
-
2016-02-12 17:26
Ну, на большие мемуары сил у меня уже не хватит, а вот с мини-мемуарами, пожалуй, можно рискнуть. Итак, площадь Шаумяна. Почему-то именно с этой площадью связаны два очень значимых факта моей жизни: там располагалась моя первая газета, а через много-много лет рядом (дверь в дверь) еще и банк, глава которого стал спонсором "Элитарной газеты". "Бывают странные сближенья..."
-
2015-11-13 15:28
Записки ереванского старожила На углу улиц Кохбаци (Туманяна) и Бюзанда (Свердлова) еще сохранился дом, где я родился довольно давно и жил до 1952 года. Дом относится к семейству "черных домов". Именно эти дома из черного туфа были основными приличными строениями в старом Ереване. Они были разные. От красивых, богато украшенных затейливой резьбой по камню - здание АОКС, печальной памяти дом Африкянов, - до скромных одноэтажных домов, построенных "без особых излишеств". К таким постройкам относился и наш дом.