Последние новости

ВОЗВРАЩАЯ ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА

В Армении его имя знает лишь узкий круг специалистов, хотя его искусствоведческие труды еще лет сорок назад получили широкое признание. Он пишет об искусстве много и горячо, видя в нем высшее проявление человеческой духовности, своеобразный язык, который объединяет людей разных эпох и национальностей. Старший научный сотрудник Ростовского областного музея изобразительных искусств, методист-координатор регионального объединения художественных музеев Юга России Валерий РЯЗАНОВ - автор множества печатных изданий: монографических альбомов, каталогов, журнальных статей, обзоров, посвященных искусству Дона, Северного Кавказа, зарубежья.

ОДНАКО ПРАВО НА ОСОБУЮ ЛЮБОВЬ АРМЯН ОН ВЫСТРАДАЛ ДАВНО. Много лет он посвятил истории, изучению и сбору материалов по изобразительному искусству армянского народа, культура которого более 200 лет назад нашла духовное единение с культурой Дона и России.

Размышляя о Валерии Рязанове, невольно вспоминаешь мандельштамовские строки: "Нет ничего более поучительного и радостного, чем погружение в общество людей совершенно иной расы, которую уважаешь, которой сочувствуешь, которой вчуже гордишься..." Со страниц своих исследований Валерий Рязанов предстает перед нами как человек с тревожным сердцем, болеющим за судьбу этого народа, его творцов. Он любит изобразительное искусство, художников, пробивает дорогу тем новым явлениям, которые не укладываются в рамки общепринятых норм. Обладая незаурядным темпераментом публициста, Рязанов заражает, увлекает своим мнением. Он умеет находить художникам, их произведениям место в современном и историческом контексте и глубоко их анализирует.

В.Рязанов пристрастен и любит повторять, что критик и должен быть пристрастным. Парадоксальность его мышления, широта его пристрастий не имеют ничего общего со всеядностью; он неизменно отстаивает выношенные, выстраданные им принципы искусствоведа - критика, ученого, человека.

Редкая свобода мысли и слова, исключительная литературная одаренность, живое чувство искусства, спокойная, уверенная объективность, талант наблюдения и талант общения с художниками - вот качества, отличающие научные труды и очерки Рязанова. О чем бы он ни писал - о выставках художников прошлого и настоящего, предисловия, статьи о проблемах изобразительного искусства, - все вызывает живой интерес. Со страниц его очерков перед нами оживают творчество и человеческая сущность деятелей искусства старших современников автора и молодых живописцев, скульпторов, только входящих в художественную жизнь. Он вникает в тайну их творчества с эрудицией историка, с профессиональным мастерством искусствоведа, с вдохновением и чувством поэта и, что важнее всего, с огромной любовью. Поэтому, исследуя тот или иной шедевр, он изучает не технологию создания, хотя во многих его обзорах есть и это, а социальную и психологическую стороны его рождения. В центре внимания Рязанова всегда человек, ставший художником потому, что только в красках, в линиях он мог выразить свое отношение к миру, к окружающей его действительности.

ТВОРЧЕСТВО МНОГИХ ДОНСКИХ ХУДОЖНИКОВ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО мы воспринимаем и осмысливаем во многом через призму рязановских изысканий и концепций. Помимо всего Рязанов дорог нам и тем, что возвращает нам забытые страницы истории изобразительного искусства Дона и России, дарит нам незаслуженно преданные забвению имена. И мы с удивлением и радостью узнаем благодаря В.Рязанову много нового о художниках, о которых, как нам казалось, знаем все: об Айвазовском с его прочной и глубокой связью с Ново-Нахичеванью-на-Дону, которая сохранилась до конца жизни великого мариниста, М.Сарьяне, ставшем символом XX века, малоизвестном сегодня Х.Гусикове (Гусикянце), учившемся в Академии художеств Санкт-Петербурга с Ильей Репиным, М.Аладжалове, воспитаннике знаменитых русских художников А.Саврасова, В.Маковского, И.Прянишникова, Амаяке Арцатбаняне - первом учителе М.Сарьяна, Сергее Гамбарцумове, незаслуженно забытых художниках - А.Анопьяне, А.Чарчопове, Н.Козодьяне, а также современных мастерах изобразительного искусства - О.Лусегенове, И.Хашхаяне и других. И всякий раз перед глазами читателя встает органически целостный и глубокий образ художника-творца.

С особой любовью и блеском написана книга "От первого приюта до наших дней", вышедшая несколько лет назад в Ростове. Она мне была подарена искусствоведом Шаэном Хачатряном, за что ему очень благодарна. Не знаю, как для других читателей (вряд ли ее знают многие, ибо в Армению, насколько мне известно, она не попала), но для меня книга стала откровением, открыла незнакомый материк, имена армянских мастеров, доселе неизвестных. Издание такого рода - первый опыт изучения и обобщения самобытного культурного наследия донских армян, и сложился он не только по праву старшинства, опыта и таланта автора книги. Валерий Рязанов - один из тех художественных критиков, искусствоведов нашего времени, которые стали истинными хранителями духовных ценностей. Счастье его судьбы в том, что смолоду он ощутил себя хранителем культуры и таким остался до сегодняшнего дня. Почему-то уверена, что еще в те далекие годы в нем закалялись и утверждались усвоенные в юности нравственные ценности: и гражданская позиция, исключающая цинизм, дешевое критиканство и равнодушие - пороки, которые стали теперь чересчур распространенными.

ОТМЕЧЕННАЯ ВЫШЕ КНИГА РЯЗАНОВА - СЕРЬЕЗНОЕ, ГЛУБОКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, хотя и не претендующее на всю полноту отражения темы. Но тем не менее в нем - уникальный материал, исторические факты, достоверность которых не вызывает сомнений. Этот труд несет в себе сведения, создающие широкий контекст, - в плане биографическом, историческом и концептуальном. Это в интересах как истории армянского изобразительного искусства, так и читателя. Книга испещрена интересными историческими фактами, объясняющими многое в биографии и творчестве художников, о которых он пишет. Его целью было вырвать из забвения и удержать в памяти людей все то лучшее, что было сделано армянскими мастерами изобразительного искусства, создание целостного труда со строго и последовательно выверенными общими принципами, с определенной и продуманной логикой идей. И такая книга действительно получилась - книга современная и яркая, живая и необычайно интересная. Умный и впечатляющий, с большим вкусом сделанный выбор художников, а также подлинная и безусловная серьезность и ценность связанного с этими художниками круга идей и размышлений превратили ее в весомое событие для всех нас. Наконец, эта книга - к сожалению, не столь уж часто в последние годы встречающийся образец настоящего профессионального мастерства. Мастерства человека, не случайно, между делом, занимающегося художественной критической деятельностью, а знающего особенности и возможности искусства критики, главного дела своей жизни.

Эта книга, как и многие его научные изыскания, войдет в историю армянской культуры. Потому что в ней отражается бурное, сложное время, в котором жили и творили эти армянские художники. Они и завтра останутся свидетелями эпохи со всеми ее противоречиями и "измами", без которых, впрочем, не обходится ни одна эпоха.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВЕЧНАЯ КЛАССИКА В НОВОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
      2024-11-25 10:40

      В Большом зале филармонии стартовал 12-й Международный фестиваль им. Арама Хачатуряна "Плодотворно только чрезмерное, умеренное же - никогда!" – эти слова, сказанные Стефаном Цвейгом по поводу художественного максимализма одного из знаменитых дирижеров, могут в какой-то степени характеризовать и деятельность Армянского государственного симфонического оркестра под управлением Сергея Смбатяна. Идеи у художественного руководителя и главного дирижера оркестра сыплются как из рога изобилия и без всякого ажиотажа тут же осуществляются. Ощущение, что это ему ничего не стоит. А между тем всякий, кто участвовал в музыкальных смотрах, фестивалях, конкурсах, встречах, знаком с трудностями их организации.

    • ВОЯЖ ПО ЭПОХАМ
      2024-11-22 09:48

      Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.

    • ОН ВНЕ ВСЕХ
      2024-11-15 10:34

      16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей.  Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.

    • ЧЕЛОВЕК-ПРАЗДНИК
      2024-11-13 10:24

      Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВДАЛИ ОТ РОДИНЫ И С РОДИНОЙ В ДУШЕ
      2024-10-07 10:24

      Армяне живут на Дону уже 245 лет. Их предки - в далеком прошлом выходцы из столицы Багратидов Ани и окрестных сел - были вынуждены оставить родную землю и прекрасный процветающий город из-за постоянных набегов турок-сельджуков и разрушительных землетрясений. Покинув Ани, беженцы преодолели множество испытаний, потом надолго осели в Крыму, где их жизнь складывалась в целом неплохо, но тесная связь Крымского ханства с Турцией оставалась фактором риска.

    • ШАТКИЕ МАКЕТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОТ ПАШИНЯНА
      2024-09-16 09:57

      Неформальные TED-беседы на Всемирном армянском саммите 17 сентября в Ереване открывается II Всемирный армянский саммит, но 2-й он только для Пашиняна, скромно ведущего отсчет исторической летописи современной Армении исключительно с себя, хотя до него таких форумов было целых 6. Собственно в первый день никакой работы не будет: только вечером состоится официальная пышная церемония открытия мероприятия, на которую правительство Пашиняна в условиях треснувшего госбюджета с целью напустить пыль в глаза финансовых средств не пожалело. Да вот будет ли от этого хоть какой-нибудь толк?..  Судя по опубликованной на сайте Офиса главного уполномоченного по делам диаспоры программе, все сведется к пустым разговорам без какой-либо конкретики, очередным манипуляциям Пашиняна, который попытается указать представителям зарубежных армянских общин их место в судьбе Армении («всяк сверчок знай свой шесток»), и принятию под занавес форума очередной ничего не значащей декларации-резолюции.

    • С ИНТЕРЕСАМИ СИЛЬНОЙ ДИАСПОРЫ ПРИДЕТСЯ СЧИТАТЬСЯ
      2024-05-27 15:05

      Если разобраться, то бизнес – это связи, благодаря которым в основном и решаются все дела. А где их легче всего наладить? Естественно, в рамках крупных бизнес-форумов. Аналогичную задачу, по сути, решал и Армянский бизнес-форум-2024 (АБФ), состоявшийся 25 мая в центре российской столицы, собрав под сводами фешенебельного московского отеля The Carlton, Moscow свыше 300 предпринимателей из Армении и России. Организатором этого мероприятия традиционно выступила Ассоциация армянских предпринимателей (ААП) при поддержке группы компаний «Ташир», которая изначально заявила, что главная цель форума – стать важной платформой для объединения армянского бизнес-сообщества по всему миру, создать возможности для консолидации усилий и ресурсов с тем, чтобы дать новый импульс развитию экономики Армении и увеличить инвестиционные возможности для бизнеса.

    • ВЗЛЕТЫ, ПАДЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ АРМЯНСКОГО ДРАМА
      2023-11-24 10:25

      О чем рассказывают деньги 25 ноября в Музее истории Армении откроется новая выставка под названием «Драм в Армении: времена и отношения», посвященная 30-летию национальной валюты Армении.