ТАЙНЫЙ ВЕЧЕР
1 декабря 1949 года родился заслуженный деятель искусств РА, профессор живописи, большой художник Фараон Мирзоян.
Рассказ
"Тайный вечер" написан под воздействием его картины "Тайная
вечеря", а сама личность Мирзояна послужила прототипом образа главного
героя рассказа, хотя рассказ не является биографическим.
Предлагаю свой
новый рассказ для публикации в "Голосе" к 65-летнему юбилею нашего
замечательного художника.
Учитель почувствовал вдруг какую-то смутную тревогу. Он отложил кисть и встал из-за мольберта. Потом вышел из дому, тот примыкал к грунтовой дороге, которая соединяла их отдаленное село с внешним миром. Несколько месяцев назад он, Учитель, покинул этот внешний мир - была причина. О нем сразу же забыли, так же как о заброшенном селе. Но вот сегодня о нем определенно вспомнили.
ХОТЯ ДОРОГА БЫЛА
НЕМА, ВОЗДУХ ТЯЖЕЛ И НЕПОДВИЖЕН, и, казалось, ничего и никогда не может произойти в этом
преданном забвению месте, Учитель как вкопанный стоял у края дороги, не отводя
взгляда от точки, с которой она открывалась глазам. Он сердцем уже чувствовал
приближение самого необычного, самого любимого и самого ненавистного своего
ученика, который и стал причиной его добровольно-вынужденного отшельничества.
Наконец, что-то заколыхалось в воздухе от звуковой волны
пока невидимого автомобиля, даже старая собака, не торопясь, вышла из старого
домишка напротив к дороге и навострила уши, также устремив взгляд вперед.
Показался вскоре и автомобиль, большой, новый и дорогой.
Он мягко подкатил к Учителю и остановился. Вышедший из
машины мужчина полностью соответствовал представлению, которое подобало
владельцу этого серебристо-серого чуда на колесах.
- Здравствуй, Учитель, - произнес он сдержанно, не
улыбаясь.
- Здравствуй, Сезар, - ответил Учитель, - что занесло
тебя в нашу даль?
- Хотел увидеть тебя.
- Ну что ж, проходи. Тебе, наверное, придется и
заночевать здесь, уже вечер, обратно возвращаться ночью уставшим после трудной
дороги опасно.
- Вообще-то я планировал вернуться сегодня же, но дорога
оказалась намного длинней и трудней, чем мне рассказывали.
Он вытащил из машины дорожную сумку и в сопровождении
Учителя прошел в дом. Тот заметил пораженный взгляд Сезара, которым он окинул
его жалкое обиталище.
- Слава Богу, есть свет. Ты рисуешь? Можно посмотреть?
Сезар с нескрываемым любопытством подошел к мольберту,
внимательно рассмотрел нарисованную пожухлыми коричнево-черными красками унылую
старуху и, ничего не сказав, сел на табурет за заваленный разным хламом стол.
- Я сейчас что-нибудь соображу на ужин, - засуетился
Учитель, расчищая стол.
Сезар раскрыл сумку, вытащил оттуда снедь, разрезанную и
красиво упакованную в супермаркете. И необычную бутылку с вином.
- Это настоящее
Бордо, привез из Франции.
ОН РАСКУПОРИЛ
БУТЫЛКУ И РАЗЛИЛ ВИНО В СТАКАНЧИКИ.
- За твое здоровье, Учитель, - Сезар приподнял стаканчик
с вином.
Учитель взял свой, слегка прикоснулся к стакану Сезара и
пригубил.
- Спасибо. Хорошее вино, завтра забери его с собой назад,
мне оно здесь ни к чему. Еще сопьюсь на старости лет.
Сезар вздохнул, чувствовалось, что он подавил желание
задать вопрос.
- У тебя ко мне дело, наверное, Сезар? Даже если бы ты и
был сентиментальным до такой степени, что захотел проведать старого учителя
через двадцать лет, ты бы просто не нашел времени это сделать. Ты ведь сейчас
так знаменит, занят работой, творчеством, семьей, в конце концов.
- Что произошло с
тобой, Учитель? Почему ты ушел из академии? Сколько еще времени ты собираешься
провести в одиночестве и лишениях в этой брошенной деревне?
- Ты ведь не из-за этого приехал, - без тени усмешки
произнес Учитель, - не надо отдавать дань показной вежливости, расспрашивать
про мою жизнь. Начни с того, зачем проделал этот долгий путь?
- Я приехал, потому что обещал тебе.
- Вот как. Когда?
- Двадцать лет назад. Помнишь, мы все сидели в студии, и
ты нам объяснял золотое сечение на примере "Тайной вечери"...
- Я все помню, - почти перебил Сезара Учитель.
- Я все-таки написал эту картину.
- Свою "Тайную вечерю"?
- Да.
- Сейчас уже поздно, темнеет, оставим до утра.
- Хорошо.
Сезар вытащил из сумки большой конверт.
- Это фотография, саму картину купил французский
кардинал.
- Да, я слышал об оглушительном успехе твоих выставок.
- Эту картину я не выставлял, показал ее кардиналу, чтобы
узнать его мнение, он сказал, что именно такую "Тайную вечерю" мир
ждал много лет. Я был потрясен и не смог ему отказать. Картина осталась во
Франции. А я вернулся на родину.
- Ты бы вернулся, если бы тебе не предложили пост
председателя академии у нас?
- Конечно, это просто совпало. А почему ты ушел из
академии? Я надеялся, что мы вместе будем работать, что ты станешь мне опорой.
- Я всегда мечтал жить и творить в отдалении от мирской
суеты и всяких отвлекающих встреч и обязанностей.
- А почему реализация этой мечты пришлась именно на мой
приезд?
- Простое совпадение.
СЕЗАР ВНИМАТЕЛЬНО
ПОСМОТРЕЛ НА УЧИТЕЛЯ, ВЗЯЛ БУТЕРБРОД.
- Очень вкусная ветчина. Здесь есть магазинчик хотя бы? А
откуда ты берешь еду, сам себе готовишь?
- Мне немного надо. У меня есть все необходимое, я здесь,
наконец, чувствую себя счастливым.
Сезар отпил немного вина.
- Я не стану спорить с тобой. Чувствую, есть что-то, чего
ты не хочешь открыть мне. Но, может, поедешь завтра со мной?
- Зачем? Я не планировал никаких поездок.
- Я официально приглашаю тебя обратно в академию
преподавать.
Учитель поддел вилкой ветчину.
- В самом деле, очень вкусная ветчина.
Потом отпил немного вина.
- Я сделал свой выбор. Но за приглашение спасибо. А как
дела в академии? Ты справляешься?
- Справляюсь, никогда не боялся работы. И дети уже
взрослые, жена тоже "подросла", уже не требует перманентного
внимания.
- Сколько у тебя детей?
- Четверо, двое сыновей и две дочери.
- Кто-нибудь рисует из них?
- Никто, - засмеялся Сезар, - и я рад. Обязательно
ребенок пошел бы своим путем в живописи, а я стал бы вольно или невольно давить
своим авторитетом, был бы конфликт.
- Расскажи о детях, - Учителю и в самом деле было
интересно услышать рассказ родителя о детях, хотя специально попросил об этом,
чтобы уйти от болезненных вопросов.
Но вот от
воспоминаний уйти невозможно.
Сезар, уставший, заснул быстро, и Учитель первым делом
вытащил репродукцию картины. Разумеется, ссылка на то, что утром можно
лучше рассмотреть картину, была
отговоркой. Он просто не хотел рассматривать картину в присутствии Сезара. Он
не был бы искренен в любом случае. Но вот наедине с самим собой позволит
роскошь быть честным.
И без названия,
без разъяснений было понятно, кто и что изображено. Фигура в центре
ослепительна, как свет мощного прожектора. Она написана простыми белыми
красками, а эффект сияния создан мастерским использованием контрастов глубоких
черного, бордового, синего и филигранной техникой наложения светотени.
Да, у Сезара был
дар от матери-природы, он родился художником и шел своим путем. Учитель сразу
же вспомнил тот свой урок.
- Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание
зрителя обращено прежде всего на него. Голова Иисуса находится в исчезающей
точке для всех линий перспективы. Кстати, найденный Леонардо да Винчи способ
воспроизведения глубины перспективы изменил направление развития живописи
Запада. Ты что-то хочешь спросить, Сезар? - Учитель заметил, как юноша
порывается сказать что-то, в отличие от других учеников, которые пытались
демонстрировать внимание, скрывая апатию и скуку. Учитель не был мастером
говорить, и даже он сам знал об этом.
- Может, правильнее не расписывать подробно черты лица
Иисуса...
- То есть как?
- Когда я напишу свою "Тайную вечерю"...
- Сезар, самомнение и мания величия - плохие помощники в
учебе, - резко прервал его Учитель. - Сначала научись рисовать, потом критикуй
гениев.
- Но я не критиковал, - ошеломленно пролепетал Сезар. Он
никак не ожидал такой реакции. Остальные ученики мгновенно очнулись от скрытой
спячки и рассмеялись противным жирным смехом.
- Так, тишина, - прикрикнул Учитель, но было видно, что
он удовлетворен. Он в дальнейшем сам провоцировал насмешки над Сезаром,
бесконечно варьируя тему, когда или после чего Сезар напишет свою "Тайную
вечерю".
ЗАЧЕМ ОН ТАК
ПОСТУПАЛ? НЕУЖЕЛИ ПОТОМУ, ЧТО ВИДЕЛ, что ученик не только талантливее всех остальных, но и
его самого? Учитель никогда не соглашался с такой постановкой вопроса, он
уверял себя, что делал это для того, чтобы убрать гордыню в Сезаре, возможно,
не совсем умело, немного перебирая, совсем чуть-чуть. Возможно, принимая за
гордыню индивидуальность, самобытность и талант. Сезар не бросил живопись, как
того втайне желал Учитель и делавший все для этого. Он просто ушел от Учителя.
А на прощание сказал:
- Я обещаю, Учитель, что покажу тебе свою "Тайную
вечерю", но это будет через много лет, может быть, через двадцать.
Наберись терпения. И еще. Я благодарен тебе за все, что ты сделал для меня. За
то, что заставил меня страдать.
И вот, Сезар здесь, у него в деревне, с фотографией
картины, которую, по словам купившего ее кардинала, мир ждал много лет. И с
приглашением преподавать в возглавляемой им академии.
Учитель впился глазами в картину. Сквозь арочный проeм на
заднем фоне, очевидно символизирующий "окно" во Вселенную, виден
полумесяц, непривычно написанный – рожками вниз. И ядовито горчично-жeлтый цвет
вокруг зловещей черноты. Можно ли назвать еe живой, разглядев два мерцающих
красных огонька, два глаза в этом сгустке энергии, отбрасывающих в сине-чeрное
небо частички света, как зарево от пожара.
Учитель и ученики: едины ли в помыслах собравшиеся за
столом? Слабость, неуверенность чувствуются в позах мужчин, в скрытых тенью
лицах. То, чего они сами не хотят признавать, но что видит Учитель, и принимает
всe так, как есть на самом деле, готовый преподать им последний урок не только
любви, но и мужества.
На грубом, нетесанном и не крытом скатертью столе стоит
только сосуд с вином и хлеб. А лицо Иисуса, как и заявил Сезар двадцатилетним
юношей, он не прописал. Да, но вот заметна тень на сияющем облике Христа, тень,
повторяющая силуэт находящейся вверху черноты с двумя красными глазами. Кто
это, не Сатана ли, неотступно преследующий Иисуса? Наверное, ведь князь мира
сего не ограничился искушениями Христа в пустыне. И картина рассказывает об
этом: о свете и мраке, любви и предательстве, силе и слабости...
УЧИТЕЛЬ РЕЗКО
ВСТАЛ С МЕСТА. ЕГО ВДРУГ ПРОНЗИЛА ИДЕЯ, идея рисовать, пришла муза, отвернувшаяся давно,
и, как ему казалось, навсегда. Он сжал в кулак правую ладонь и энергично
раскрыл ее. Потом взял карандаш и лист бумаги...
- Сезар, я решил принять твое предложение, - сказал утром
Учитель за завтраком.
- Очень рад слышать это. Ты поедешь со мной?
- Нет, у меня тут дела на пару дней. А относительно твоей
картины, - он протянул Сезару запечатанный лист бумаги, - здесь я набросал
кое-какие свои соображения. Прошу тебя, не смотри ни сейчас, ни днем. Откроешь
вечером, когда вернешься домой.
Сезар взял
сложенный лист бумаги и со всей серьезностью положил его в свою дорожную сумку.
Попрощавшись с Учителем, он с необычайно легким сердцем сел за руль автомобиля.
День был солнечным, дорога легкой и неутомительной. А вокруг него витала очень
романтичная и будоражащая аура некой случайно раскрытой тайны. Он понял, что
это была за тайна, когда вечером, вспомнив о письме Учителя, раскрыл свернутый
лист.
Это был рисунок,
сделанный рукой мастера, заново нашедшего себя. За столом, не покрытым
скатертью, сидели Учитель и Ученик, на столе стояла заморская бутыль с вином и
хлеб. Правая рука Ученика, протянутая Учителю, словно призывала последнего,
опустившего голову под гнетом лет, усталости и ошибок, стряхнуть с плеч груз
прошлого, подняться и постигнуть выпавший на его долю свой тайный вечер.
* * *
От автора: В
рассказе описывается картина "Тайная вечеря" Фараона Мирзояна,
который послужил прототипом образа Сезара, хотя рассказ не является
биографическим.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2023-04-12 10:09
В жизни человека, народа, государства часто наступают тяжёлые времена. Вдруг иссякают силы, – и враг одерживает на тобой, народом и государством победу, а друг оказывается вдруг, как нам говорил Высоцкий, и не друг, и не враг, а так... И каждый человек, народ, государство находят решения, как правило, исходя из вечной мудрости, что всё проходит, что уйдёт наносное, переменчивый ветер разгонит чёрные тучи, и взойдёт радуга, провозглашая возврат к истинной ценности – многовековой дружбе, которая в силах победить клевету, недоверие и сомнительные выгоды от сиюминутного лукавства.
-
2020-09-12 16:00
На ЛитРес опубликована книга Инаны "Три Двустишия", одна из немногих, которая через судьбы героев отражает распад СССР. Несмотря на две мировые войны, все же именно распад СССР многие историки и политики, в том числе и действующий ныне политик номер 1, называют величайшей геополитической катастрофой XX века. И именно к этому событию по логике должно было бы быть приковано внимание писателей. Тем не менее не созданы современные Скарлет О'Хара и Григорий Мелехов на всем пространстве интернета.
-
2019-06-25 13:57
С 6 по 10 июня 2019 года лондонский кинотеатр Premiere Cinemas в Ромфорде стал центром притяжения режиссеров, продюсеров, актеров, дизайнеров со всех уголков мира - здесь проходили первый Евразийский кинофестиваль (ECG Eurasian Film Festival) и третий Ромфордский кинофестиваль (Romford Film Festival). Romford-кинофестиваль является стабильным, устоявшимся фестивалем, который посещает большое количество экспертов и жителей Лондона, и решение объединения с Евразийским кинофестивалем стало залогом привлечения максимального количества внимания прессы, зрителей и экспертов к евразийскому кино, в частности - к армянским кинематографистам.
-
2017-02-20 15:09
То, что я сейчас расскажу, – не сказка, а реальность. Есть совсем рядом с Ереваном Страна Чудес, в которую я попала, перепрыгнув через ручей. Да, совсем, как Алиса в Зазеркалье, которая, перепрыгивая через ручейки, оказывалась не просто в новом месте, а в другом качестве. Что надо сделать, чтобы попасть в Страну Чудес? В отличие от Алисы, мне не надо было уснуть для этого, – просто сесть в уютный комфортабельный автобус на площади Республики и поехать экспрессом по живописным улицам Еревана в направлении к не менее живописному Аштараку вместе с группой записавшихся на бесплатную экскурсию туристов. Автобус остановился у величественного сооружения из красного туфа, напоминающего средневековый замок. Это ощущение усиливал ров, наполненный водой, окружающий "замок".
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-09-28 10:44
О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…