Последние новости
0
3039

ЧАЛТЫРЬ: ЗДЕСЬ РОЖДАЮТСЯ ХУДОЖНИКИ

Село Чалтырь - место рождения целого ряда художников. Казалось бы, что особенного, есть и другие армянские поселения на территории Ростовской области, так же не обделенной дарованиями от искусства. Но удивительно, в этом селе родилось столько талантливых художников, что их хватило бы, чтобы украсить культуру пусть небольшого, но целого европейского государства.

ОЧЕВИДНО, АРМЯНЕ-ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ ИЗ КРЫМА ВЕЗЛИ С СОБОЙ НЕ ТОЛЬКО керамические, бронзовые, ювелирные изделия, ковры, выполненные выдающимися мастерами. Но женщины несли в себе будущее потомство, которое унаследует лучшие традиции культуры своего народа. Обычно люди, попавшие в новые для них края, селились у рек, источников, родников. И это в жизненно-практическом отношении было ответственно и понятно. Так и село Чалтырь обустраивалось в 1779 году в излучине одноименной реки Чалтырь возле полноводного родника Мец-Чорвах (Большой родник). Его прохладной водой в праздники и другие торжественные дни обрызгивали всех подряд - и хорошо знакомого, и убеленного сединами почтенного старца, и юного отрока. Само слово "чалтырь" в творческом толковании означает блестящая или сверкающая вода.

Говоря о художниках села Чалтырь сегодня среднего и уже старшего поколений, мы с большой благодарностью вспоминаем Тороса Дикрановича Барашяна (1926-2004), который до 1944 года участвовал в боях на фронтах Великой Отечественной войны, и только, будучи тяжело раненым, в ноябре 1944-го вернулся на родину. Впоследствии в Новочеркаске Торос Дикранович посещал художественную студию, а в 1947 году подал заявление в Ростовское художественное училище имени М.Б.Грекова, где его учителями были известные донские живописцы Тихон Петрович Семенов и Семен Сергеевич Скопцов. После окончания училища Т.Д. Барашян в течение 28 лет преподавал рисование в школах Чалтыря и Крыма (Мясниковский район).

Все эти годы художник вел в Чалтыре кружок изобразительного искусства. Один из воспитанников Тороса Дикрановича - Хачатур Гренадеров - скажет о своем первом учителе в искусстве: "Мы все посещали кружок рисования под его началом. Всем нам он запомнился как большой, добрый, искренний, жизнерадостный друг детей, никогда не теряющий чувство юмора. Видимо, его образ вместе с рисованием в кружке предопределили выбор пути большинства из нас".

По просьбе автора этих строк уже пожилой и больной Торос Дикранович согласился рассказать о всех тех талантливых младших современниках, посещавших его кружок, которых, казалось бы, маленькое село Чалтырь не могло вместить. Я позволю себе назвать всех поименно: Гренадеров Хачатур, Даглдиян Алитет, Даглдиян Калуст, Даглдиян Калуст Г., Калифян Саркис, Мошиян Ардашес, Куроян Овагим, Карташян Тигран, Согомонян Кероп, Согомонян Хачепхар, Мовсесян Калуст, Чубаров Валерий. Это было начало... Именно из этого кружка забил родник творчества, на живительной влаге которого выросло целое поколение чалтырских живописцев 50-х годов теперь уже прошлого XX века.

В этой связи приведу строки воспоминаний, буквально дословно, никогда не прерывавшего творческих связей с чалтырцами ростовского живописца Леонида Кабарухина. В них аромат жизни того уже далекого, но незабываемого времени. "Послевоенный Чалтырь дал много талантливой молодежи, судьба нас всех свела в Ростовском художественном училище, где в 60-е годы мы учились у Теряева Т.Ф. Дружба была неизбежна, армян отличала мягкость, доброта, теплота в отношениях и романтичность. Мы могли часами бродить в степи под палящим солнцем, рассуждая об искусстве, разглядывая цветы, дороги, небо. Пытались писать щебечущего жаворонка. Все окрестности мы излазили с этюдниками, местные крестьяне знали нас в лицо. Любимым местом был чудесный родник Мамай-Дэран. Как он замечательно располагался под большой глиняной горой, весь поросший деревьями и кустарниками!"

ЧАЛТЫРЬ: ЗДЕСЬ РОЖДАЮТСЯ ХУДОЖНИКИ

ЗАТЕМ ПОСЛЕДОВАЛИ ПЕРВЫЕ ВЫСТАВКИ: В 1975 ГОДУ В ПОМЕЩЕНИИ местной газеты, в 1983-м в чалтырском кинотеатре "Раздан". Но не следует думать, что путь в искусство для молодых чалтырских художников был легким и безоблачным. Часто их усилия, направленные на развитие культуры в родном селе, натыкались на непонимание и равнодушие отдельных местных чиновников от власти, но остановить тягу молодежи к творчеству они были бессильны.

В художественной жизни Дона конца 80-х годов XX столетия (как и во всей России) произошли неординарные процессы и события, принесшие с собой ощутимый ветер перемен, особенно в среде творческой молодежи. Прошла череда наделавших много шума выставок - "Жупел", "Италия имеет форму сапога", "Искусство или смерть" и других, не похожих на традиционные официальные экспозиции, которые отторгали многое из того, что было непривычно и не укладывалось в общепринятые каноны. Эти выставки и само движение в столице России называли "Южной волной", смещали акценты в большей степени на авангардные традиции и постмодернистские концепции.

По интересующей нас теме обращал на себя внимание в одной из экспозиций и живописный холст "Армянское чаепитие", в котором отмечалось стремление его автора Авдея Степановича Тер-Оганьяна (р. 1961) соединить особенности пластики национальной школы с тенденциями современного поиска в изобразительном искусстве конца XX века. Работы Тер-Оганьяна хранятся в коллекции современного искусства Государственного музея-заповедника Царицыно (Москва), Государственном русском музее (Санкт-Петербург), Ростовском музее изобразительных искусств. В одном интервью он говорит: "Дело ведь не в том, что квадрат черный, и не в том даже, что он квадрат. Дело в новом отношении к изображению. Я как раз и демонстрирую такую новую форму". В настоящее время Тер-Оганьян живет и работает в Праге.

Появились новые творческие объединения молодых художников, открывшие зрителям новые имена и таланты. Именно в это время, 27 ноября 1988 года, в выставочном зале Союза художников России, на улице Горького, 84, открылась, пожалуй, одна из наиболее значимых и интересных выставок объединения "Чалтырь". В ней не было и намека на эпатажность, все-таки имевшую место как в организации, так и в характере самих экспозиций вышеперечисленных выставок. Параллельно в эти же дни работала традиционная выставка произведений молодых художников Дона, открывшаяся в выставочном зале на ул. Береговой, 10. Но слово "молодежная" как-то не вязалось со скучной эмоциональной средой самой выставки и ее тяжелым усталым лицом, где даже отдельные неплохие работы, к сожалению, тонули в общем инертном потоке.

ЧАЛТЫРЬ: ЗДЕСЬ РОЖДАЮТСЯ ХУДОЖНИКИ

НА ФОНЕ ЭТОГО ОБЩЕГО, СТОЛЬ РАЗНОГО МОЛОДЕЖНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЦЕССА выставка творческой группы "Чалтырь" имела свой достойный образ и отличалась высоким уровнем культуры и чувством тонкого такта в отношении к традициям искусства как своего народа, так и России в целом. Эта выставка импонировала прежде всего тем, что ее экспонаты никого не поучали, а в их работах не было назойливой назидательности или призывности к чему-либо. Работы чалтырцев привлекали внутренней раскованностью, искренностью чувств, ясностью откровенного авторского взгляда на реальные жизненные ценности в диалоге со зрителем. В целом выставка получилась яркая, светлая, в ней было то активное утверждение жизни, которое не оставляет равнодушным зрителя.

При всей духовной общности целей в искусстве, что объединяет чалтырских художников, они не оглядывались друг на друга в своем творчестве, в выборе средств выразительности, в поисках собственного стиля в живописи.

4 декабря 1996 года в Ростовском областном музее изобразительных искусств состоялось открытие персональной выставки работ Валерия Яковлевича Чубарова, которая вызвала активный живой интерес и была высоко оценена как зрителем, так и коллегами художника.

Среди экспонатов той памятной выставки объединения "Чалтырь" был и художник, а ныне и известный педагог Калуст Тигранович Даглдиян (р. 1946 г., Чалтырь), имевший за плечами два художественных образования: Ростовское училище им. М.Б.Грекова и Ленинградское художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной. На телепередаче, которую вел автор этих строк, состоявшейся после выставки объединения "Чалтырь" и посвященная его художникам, Калуст Даглдиян смело и справедливо сказал: "В шуме и грохоте больших, наспех написанных, не отвечающих конъюнктурной тематике холстов очень трудно бывает выдержать небольшому, но подлинно ценному в художественном отношении произведению. И зная заранее официальное требование, необходимое, чтобы попасть на выставку, молодой художник часто ломает себя, жертвуя художественными качествами своей работы". С тех пор утекло много воды и ситуация резко изменилась. Сегодня можно писать что угодно и как угодно - никто препятствовать и порицать не станет. Нынче не выставкому надо угодить, а заезжему представителю отечественного или зарубежного арт-рынка. И в данном случае со всей серьезностью встает вопрос о ломке творческой личности.

Живописные работы Калуста Тиграновича Даглдияна последних двадцати лет, несомненно, характеризуют его как художника, в основе искусства которого лежат принципы высокой профессиональной культуры и духовности, которым он не изменяет, к каким бы творческим экспериментам ни обращался. В создании образа произведения в его женских портретах, в пейзажах природы, в букетах полевых цветов всегда очевиден поиск эстетических ценностей и убедительных средств и возможностей их поэтической интерпретации. Работы Даглдияна привлекают страстностью утверждения жизни и вселяют веру в воздействие на человека магии творчества и убежденности самого творца.

Валерий РЯЗАНОВ, старший научный сотрудник Ростовского областного музея изобразительных искусств, заслуженный работник культуры РФ

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АМЕРИАБАНК УСПЕШНО РАЗМЕСТИЛ ПЕРВЫЕ «ЗЕЛЕНЫЕ» ОБЛИГАЦИИ
      2020-11-30 16:45
      106

      Америабанк выпустил «зеленые» облигации в евро на сумму, эквивалентную 50 миллионам долларов США, что стало важной вехой на местном финансовом рынке как первый в истории проект по выпуску «зеленых» облигаций в Армении. Облигации были структурированы в соответствии с международно признанными принципами зеленых облигаций Международной ассоциации рынков капитала.

    • ЕГО ВОЗДУШНЫЕ ЗАМКИ БЫЛИ ОБРАЩЕНЫ К ЗВЕЗДАМ
      2020-11-30 16:43
      106

      К 75-летию Рубена САРКИСЯНА Он был удивительно несуетным, в гармонии с миром и с собой. Его воздушные замки строились на земле, но лицом были обращены к звездам… Масштаб личности Рубена Саркисяна, значимость его Слова большого художника давно утвердили его имя в числе тех, кто творил историю современной армянской музыки на рубеже тысячелетий. Рубен, несомненно, тяготился бы высокопарным слогом, ограничусь поэтому скромным эссе в надежде все же раскрыть дорогой сердцу образ.

    • КРОВАВАЯ МЕДАЛЬ
      2020-11-30 12:28
      394

      Осознает ли награжденный медалью Мхитара Гоша начальник ССС, что падение Шуши - также результат его действий, что армия была лишена потенциала освободившего Шуши командного состава, а те, кто попытался помочь в обороне, предотвратить падение, были отстранены от руководства боевыми действиями?

    • НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ ПОСЛЕ ВОЙНЫ
      2020-11-30 12:27
      295

      Высокотехнологичный характер последней карабахской войны, которую уже успели окрестить войной XXI века, является предтечей войны нового типа, которую во многом можно назвать бесконтактной войной.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • И СЕГОДНЯ, КАК В 1990-е
      2020-11-17 11:27
      1526

      В аппетитах Турции ничего не меняется Согласно некоторым сообщениям от наших соотечественников из Стамбула, атмосфера вокруг армянской общины в связи с войной в Нагорном Карабахе и ростом националистических настроений в Турции сгустилась. Правда, враждебность и экстремизм пока в основном проявляются в социальных сетях и СМИ, не принимая осязаемых форм в быту.

    • "Арцах наш": акции протеста армян в разных уголках мира
      2020-10-04 09:22
      271

      Нью-йоркский офис Армянского национального комитета Америки (АНКА) и представители местной армянской общины 30 сентября провели акцию протеста в Лос-Анджелесе. Они выразили протест против азербайджано-турецкой агрессии в отношении Арцаха.

    • "АЛХИМИК" ИЗ ГЮМРИ АРМЕН ТЕР-МКРТЧЯН
      2020-09-17 11:38
      3788

      Фотограф Армен Тер-Мкртчян - один из самобытных мастеров, разрушивших своим творчеством представления о фотографии как о фиксации мгновения здесь и сейчас. Работающий в одной из старых техник - резинотипии, сегодня он входит в число редких специалистов мира, увлеченных этим видом альтернативной фотографии.

    • Президент Франции наградил Астрид Паносян Национальным орденом «За заслуги»
      2020-09-08 18:05
      507

      Президент Франции Эммануэль Макрон наградил Астрид Паносян Национальным орденом «За заслуги». Об этом в своем Твиттере написала посол Армении во Франции Асмик Толмаджян.