Последние новости

СКАЗ О МУШСКОМ ТОРЖЕСТВЕННИКЕ И ДРУГИЕ АНИМАЦИИ

Осенью 2010 г. известный французский актер, режиссер и сценарист Серж Аветикян представил в рамках Ереванского международного фестиваля "РеАнимания" авторский фильм "Лающий остров", известный в прокате также как "Остров собак". Нашумевшая анимационная картина нашего соотечественника уже была знакома части армянской публики: летом фильм был показан в одной из программ "Золотого абрикоса", но это не помешало поклонникам Аветикяна и местным любителям кино посмотреть его вновь. В основе фильма – реальная история о том, как правительство Османской Турции в 1910 г., желая избавиться от бродячих собак, заполонивших Константинополь, решает переправить их на необитаемый остров. Эта история, по мнению Аветикяна, стала предвестницей Геноцида армян 1915 г. и образно повествует об этой трагедии.

КАК РАССКАЗЫВАЛ РЕЖИССЕР, ЗА КАЖДУЮ ПОЙМАННУЮ СОБАКУ КУРДАМ И ЦЫГАНАМ младотурки обещают выдать 0,15 франка. Всего на "проект" правительство потратило 14 тысяч франков. Собак везли в порт, грузили на суда и отправляли на Проклятый остров, где не было ни воды, ни пищи. Три месяца ежедневно на остров высаживались новые стаи собак, которые, одичав, поедали друг друга или тонули, пытаясь спастись вплавь. Всего было уничтожено 60000 собак, между тем как от несчастных животных в городе был определенный прок: собаки уничтожали отбросы мясных лавок, подавали сигнал тревоги в случае пожара или землетрясения. Но несчастные животные стали жертвой традиций. Известно, что в исламе собака – нечистое существо, которое запрещено пускать в дом.

"Эта история долгое время была скрыта от современного турецкого общества. Все это случилось с подачи европейцев, а точнее, представителей парижского Института Пастера, предложивших дикий метод "очистки" города, – массовое умерщвление животных при помощи газа, утилизацию шкур и расчленение трупов для дальнейшей продажи побочных продуктов, - рассказал на ереванской премьере фильма Серж Аветикян. - Для меня истребление армян Анатолии также результат "европейского мышления" младотурок. Вступая в альянс с Германией, они стремились перенять ее прагматичный подход к решению проблем. И Геноцид армян 1915 г., на мой взгляд, первый "западный геноцид", а не только турецкий, но не в плане ответственности, а по форме: организация депортации, массового истребления людей и т.д."

Казалось, Серж Аветикян высказал свое отношение к Геноциду, однако "Лающий остров" был лишь началом этой глобальной темы в его творчестве. Осенью 2014 г. он вновь прибыл в Ереван на "РеАниманию" и привез с собой очередной проект, связанный с событиями 1915 г. Новая анимационная картина Аветикяна названа "Последний раунд в Стамбуле". Фильм длительностью 1,5 часа и стоимостью 3 млн евро режиссер намерен представить в этом году. В дни "РеАнимании" на встрече с журналистами, киноведами и любителями анимации он представил 20 минут отснятого материала и 4-минутную пилотную версию фильма, вызвав огромный интерес собравшихся.

Кадр из фильма 'Сказ о Мушском торжественнике'

АВЕТИКЯН РАССКАЗЫВАЕТ, ЧТО К РАБОТЕ НАД ЭТОЙ ЛЕНТОЙ ОН ПРИСТУПИЛ еще 10 лет назад. Фильм – о последствиях Геноцида, потомках его жертв, вынужденных отстаивать историческую правду. Герои фильма – брат и сестра из армянской семьи, уничтоженной младотурками. Он – профессиональный боксер, она – вынуждена торговать собой. Сюжет разворачивается на фоне событий одного дня, когда нашему соотечественнику Армену предстоит выйти на ринг с боксером-турком по имени Сулейман. Это не первая встреча двух боксеров: еще в 1946 г. в Эфиопии проходил их поединок, после которого Сулейман, узнав, что его разыскивают за совершенные преступления, фальсифицирует собственную смерть. В убийстве турецкого боксера обвиняют армянина, вынужденного бежать. Но вот Сулейман под иным именем вновь выходит на ринг с Арменом, на этот раз в Стамбуле, чтобы окончательно свести счеты. Сестра Армена Роза всячески старается спасти брата, ей помогает ирландский боксер Стэн О’Брайен, ведущий независимое расследование дела и воспылавший теплыми чувствами к армянской девушке.

В сюжете фильма есть нечто голливудское, однако делать окончательные выводы станет возможным лишь после завершения работы над картиной. Ясно одно: режиссер вновь возвращается к трагедии, которая коснулась и его семьи. Известно, что родители Сержа Аветикяна – уроженцы Франции и потомки беженцев из Западной Армении, вынужденных спасаться от резни в начале прошлого века. Режиссер возвращается к этой теме, используя те же изобразительные средства, что и в работе над "Лающим островом".

"Поначалу я хотел снять на основе сценария черно-белую документальную картину с привлечением фактографического материала, обнаруженного в архивах Франции, но что-то меня остановило, – рассказывает режиссер. – Я на время отложил проект "Последнего раунда", приступил к другому фильму, а за этот период "переварил" сценарий о боксерах и в итоге решил воплотить его в жанре анимации. Ведь анимация дает широкие возможности для воплощения режиссерского замысла и раскрутки сюжета в воображаемом ключе, сохраняя реальные факты. Мои сценарии зачастую сложны для фильмов в их стандартном понимании. Да и я – не сторонник реалистических сцен, повествующих с экранов об ужасах и трагических событиях. Иное дело – анимация, позволяющая сохранять некую поэтику, стилистику и эстетику киноискусства, разворачивать идею в определенном пространстве, созданном режиссером".

Недавно стало известно, что Аветикян намерен приступить и к другому проекту, приуроченному к 100-летию Геноцида армян. И вновь это анимация – фильм "Сказ о Мушском торжественнике", который будет сниматься при содействии Национального киноцентра Армении в сотрудничестве со студией "Арт Степ". История о "Мушском торжественнике" давно стала легендой. Известно, что это самая большая в мире пергаментная рукопись на армянском языке весом 28 кг и размером в 69х51 см с уникальной историей.

МНОГО ВЕКОВ НАЗАД АРМЯНИН ПО ИМЕНИ АСТВАЦАТУР ЗАДУМАЛ СБОРНИК хроникальных документов, торжественных речей и панегириков, в который также вошли бы жития святых, толкования, церковные каноны, наиболее важные страницы исторических трудов и т.п. Это благое дело он поручил священнику Вардану из Карина, известному мастеру-писарю. Вардану понадобилось три года, чтобы придать рукописи окончательный вид, снабдив ее текстами и редкими миниатюрами. Но вскоре Аствацатур был взят в плен к эмиру Аладину, который убил его и завладел его имуществом, в том числе и манускриптом. Спустя два года эмир решил продать рукопись, назначив за нее баснословную цену. Армяне, узнав об этом, собрали 4000 драхм и выкупили книгу. Имена всех, участвовавших в спасении "Мушского торжественника", внесены в книгу отдельным списком. Рукопись перенесли в монастырь Святых Апостолов в Муше, где она пролежала 7 веков, однако и тут ей не был уготован покой.

Во время Геноцида армян 1915 г. две наши соотечественницы, спасаясь от турок, решили заночевать в монастыре, где и обнаружили священный манускрипт необычайной красоты. Оставив здесь часть своих вещей, женщины взвалили на спины огромную книгу, предварительно разделив ее на две половины. Одну часть "Мушского торжественника" удалось донести до Тифлиса и передать в Этнографическое общество. Вторую половину, завернутую в женскую одежду, нашел на дороге русский офицер. Лишь спустя годы обе части рукописи встретились в Матенадаране, где и хранятся по сей день. Интересно, что в бесконечных скитаниях некоторые страницы манускрипта были утеряны. 17 из них оказались в Италии и ныне находятся в армянской католической конгрегации мхитаристов на острове святого Лазаря в Венеции. Пара страниц была обнаружена в Москве, в библиотеке им. Ленина, откуда была доставлена в Матенадаран…

По словам Сержа Аветикяна, фильм "Сказ о Мушском торжественнике" будет длиться 15 минут, а после выхода в свет включен в программу WW1 российской студии Comer Work, затрагивающей события 1914-1918 гг. и показывающей киноновеллы из разных стран. Затем картина выйдет в международный прокат и вместе с другими работами Аветикяна расскажет миру об одной из страниц истории армянского народа, связанной с Геноцидом.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ТЕАТР В СЕРДЦЕ СТОЛИЦЫ
      2020-01-15 13:30
      1072

      Среди новогодних кинопремьер наступившего года фильм "Театр, излучающий свет" режиссера Эдуарда Амбарцумяна, снятый на студии "Контакт Медиа" для Общественного телевидения Армении и показанный им 2 января. Фильм рассказывает о Национальном театре оперы и балета им. Александра Спендиарова, истории его создания,  царящем в нем духе и о многом другом, связанном с этим неповторимым очагом культуры Армении.

    • МЭРИЯ – НЕМОЩНАЯ КЛЯЧА НЕВЕЖЕСТВА
      2020-01-15 11:06
      882

      Известный музыкант и хормейстер Тигран ЭКЕКЯН по-своему справил Старый Новый год. 13 января в клубе Article 3 он созвал пресс-конференцию, чтобы в очередной раз поднять проблему исторического здания по адресу: Ереван, ул. Арами, 23, в котором еще недавно функционировала основанная маэстро Экекяном благотворительная общественная организация "Международная ассоциация "Ай покрик ергичнер" ("Маленькие певцы Армении") и хоровой коллектив, куда входят певцы разного возраста.

    • ПАРАДЖАНОВ: 30 ЛЕТ ПАМЯТИ И ПРИЗНАНИЯ
      2020-01-13 12:36
      1476

      Начиная с 9 января, дня рождения Параджанова, в интернете бурно обсуждаются жизнь и творчество Мастера. Талантливая личность и эпатажный режиссер, он при жизни вписал свое имя в кинематограф сразу нескольких стран. Украина, Грузия, Армения - в каждой из них Параджанов "свой", "родной", "национальный".

    • ЕРЕВАН АЛЕКСАНДРА МКРТЧЯНА
      2020-01-13 10:55
      1289

      "С неравнодушием к архитектуре" - именно так охарактеризовал свое творческое кредо известный художник-урбанист Александр Мкртчян, чьи многочисленные "гимны Еревану" на холсте популярны в Армении и других странах мира. Уже много лет Александр воспевает город, в котором родился и вырос, привлекая внимание зрителя к разным уголкам столицы и ее архитектурным сооружениям. И делает он это в технике, которую долго искал.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ