ПУТЬ НА ТЕЛЕВИДЕНИЕ
1957 год. Я молодой специалист - замначальника вычислительного центра и машинно-счетной станции Норильского горно-металлургического комбината им. А. Завенягина.
КАК-ТО В ГОРКОМЕ КОМСОМОЛА ЗАШЕЛ РАЗГОВОР О СОЗДАНИИ СВОЕГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ. И группа энтузиастов взялась за воплощение этой идеи. Руководство комбината, согласившись с моим предложением выделить под студию комнату на МСС, приобрело у Ленинградской студии телевидения коротковолновый передатчик, одну телевизионную камеру КТ-3, микшерский пульт и чертежи для монтажа оборудования. Городское радио предоставило звуковой пульт и настольный микрофон.
Вечерами после работы мы монтировали аппаратуру,
устанавливали осветительные приборы, взятые в местном фотоателье, и наконец
выдали в эфир диктора радио с новостями. Победа! Но нам хотелось большего. В
одном из клубов мы нашли передвижной кинопроектор КТ-11, в который заряжалась
одна 10-минутная часть кинопленки. Теперь надо было передать изображение на
телекамеру. И тут выяснилось, что при проекции фильма на экран и съемке на
телекамеру один кадр все время "бежит". Оказалось, что частота кадров
кинопроектора 24 к/сек., а телевизионной развертки – 25 к/сек. Надо было что-то
придумать. И мы придумали! Кстати, на Московском телецентре на Шаболовке была
создана целая оптико-механическая система "Съемки с экрана
телевизора".
В канун октябрьских праздников в эфир вышла первая
передача самого северного телевидения в мире! Правда, самодеятельного. Конечно,
изображение было не очень. Надо сказать, что мы были и операторами, и
режиссерами, и звуковиками, и техниками. Диктор поздравила телезрителей с
первой телевизионной передачей и передала микрофон секретарю горкома комсомола.
А потом был показан 10-минутный фильм. Это был настоящий триумф!
Из самодеятельного в профессиональное!
Порог Норильской студии телевидения я переступил с
руководимым мной эстрадным оркестром норильского Дворца культуры металлургов в
день торжественного открытия вещания профессиональной Норильской студии
телевидения. Весь праздничный концерт сопровождали мы и были горды, что нас
смотрит весь город. А когда я увидел новую технику и понял все ее возможности,
меня охватила дрожь. Не спал несколько ночей и понял: мое место на телевидении.
Некоторое время спустя по решению горкома партии я и еще двое из нашей группы
были переведены из штата комбината в штат Норильской студии телевидения
Гостелерадио СССР.
УЖЕ В 1962 ГОДУ Я
СНЯЛ СВОИ ПЕРВЫЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ: "На пути в космос" - о школе юных
космонавтов и "Неделя из пяти лет" - о пребывании в Заполярье
известных чешских автоинженеров Иржи Ганзелки и Мирослава Зигмунда, совершающих
на автомашине "Татра" пятилетнее кругосветное путешествие. И мы
начали съемки. Наши герои должны были
побывать и на Камчатке. Финальные эпизоды должны были сниматься в Магадане,
куда съемочная группа отправилась позже.
В один из свободных вечеров наша группа была приглашена
на концерт известного в свое время автора и исполнителя песен и романсов Вадима
Козина. (После освобождения из мест заключения он остался жить в Магадане.)
Эпизод посещения Зигмундом и Ганзелкой его концерта не был предусмотрен, но мы,
пользуясь случаем, сняли весь концерт. Когда об этом узнал Вадим Алексеевич, в тот
же вечер пригласил всех нас к себе домой. Каково было наше изумление, когда в
комнату вошел Владимир Высоцкий, который, оказывается, находился в Магадане и
тоже был приглашен к Вадиму Алексеевичу. Я и раньше слышал его песни,
записанные на "ребрах", - виниловых рентгеновских снимках. Тогда он
был кумиром молодежи, да и не только молодежи. После нескольких рюмок коктейля
"Северное сияние" (через много лет Володя вспомнит об этом) он запел,
и нашим восторгам не было предела. Пел он и под гитару, и под аккомпанемент
Вадима Алексеевича. Сидели долго, и мы с Володей уже говорили на
"ты". Тогда я предложил снять и его концерт, на что он сказал:
"Снимать не надо, а вот записать можешь". Потом я узнал причину: его
приезд на Колыму не был санкционирован.
А потом, когда я стал работать на Волгоградском
телевидении и часто бывал в Москве, мы всегда встречались. В 1974 году я решил
снять мюзикл "Однажды в Севилье" с Высоцким в главной роли. Он
приехал на пробы, отснялся, и я повез снимки в Москву на утверждение. К сожалению,
руководство ЦТ не утвердило его кандидатуру, а с другим актером снимать фильм я
отказался. Вот тогда он и написал на обороте этой фотографии: "Эду в
память о "Северных сияниях".
Мне очень трудно привыкнуть к мысли, что его нет,
потому что он есть в нас, как наше прошлое и настоящее. Радостное и горькое.
Иногда больше горькое. И он будет вечно с нами, пока мы живы.
Эд. АСИН (Эдуард ЕДИКИСЕЛОВ)
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-07-25 18:07
Ведущее международное финансовое издание Euromoney назвало Америабанк лучшим банком Армении на церемонии награждения «За превосходство» в 2024 году, которая прошла в Лондоне. С 2011 г. Америабанк удостаивается этой престижной награды уже в 10-й раз. Помимо главной награды, Америабанк также получил награды «Лучший цифровой банк» и «Лучший банк для МСП» в 2024 г. Эти ежегодные награды отмечают результаты деятельности банков, цифровые решения, стратегические инициативы и прочие достижения в финансовой отрасли в более чем 100 странах.
-
2024-07-25 16:40
Желаю того же, чего в последние годы желаю всем: снова иметь возможность отмечать наши личные, семейные и государственные праздники в освобожденной Армении. Так эксперт по информационной безопасности Карен Вртанесян на своей странице в ФБ поздравил с днем рождения вице-председателя РПА Армена Ашотяна.
-
2024-07-25 09:56
Дорогие друзья! В день рождения доктора политических наук-профессора Гайка Котанджяна считаю своим долгом и привилегией напомнить об основополагающей роли профессора Котанджяна в создании и институциональном развитии армянской политологической школы.
-
2024-07-25 09:48
Организация ДИАЛОГ выступила с инициативой издания в Москве академического многотомника «История армянского народа» на русском языке. Об этом председатель организации ДИАЛОГ Юрий НАВОЯН заявил на состоявшейся в Национальной академии наук Армении встрече, посвященной углублению сотрудничества между научным потенциалом Армении и диаспорой. Он сообщил, что ранее обсудил эту инициативу с руководством Института истории НАН, а затем обратился с официальным письмом к президенту академии. Данное письмо председатель Организации ДИАЛОГ передал президенту НАН Армении, академику Ашоту Сагяну во время встречи с ним 15 июля.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-05-03 10:14
Нельзя воображать себя над схваткой, когда речь идет о будущем детей и внуков, каждый армянин сегодня оказался перед выбором и необходимостью ответить самому себе на вопрос: "С кем я?" Пусть каждый решит про себя, по какую он сторону баррикад, с кем он - с Николом, "Лфиком", "Грзо", "Лулу", "Держателем бутылки", "Качающим лодку", " Плюющим в лицо", Овиком Агазаряном и Акопом Асланяном или по другую сторону баррикад? - Там, где Святая Церковь, гора Арарат, генералы Победы, рядовые ветераны войн за освобождение Арцаха, политзаключенные и все, кто не желает превратиться в манкурта без Родины и Памяти…
-
2023-12-13 11:40
По собственному многолетнему профессиональному опыту знаю, что республиканские телеканалы особо не балуют нестоличных жителей освещением местных реалий, а если и обращаются к жизни провинции, то преимущественно в "сенсационном" контексте.
-
2023-06-23 10:09
Точнее, " уже два года живу идеей сделать наш музей одним из лучших в мире в своем роде и вернуть ему былую славу"... Об этом мечтает режиссер, заслуженный деятель искусств Армении и вот уже третий год директор Национального центра эстетики им. Г. Игитяна Ваан БАДАЛЯН. И трюизм "мечтать не вредно" в данном случае кажется неуместным. Потому что в Центре делают все и больше, чтобы мечта стала реальностью.
-
2022-08-20 09:40
И снова август, и снова село Уджан, и вновь «Абрикосовое дерево» - международный кинофестиваль документального кино, который уже восьмой раз проводится в этом чудесном уголке Арагацотнского марза Армении. В этом году он начнется в воскресенье, 21 августа и спустя насыщенную яркими кинематографическими событиями неделю опустит занавес 28 августа.