"В ДАР МАШТОЦУ АРМЯНСКОЙ МУЗЫКИ..."
Так охарактеризовал Комитаса сопредседатель Союза армянских художников мира Казар МИРЗОЯН, представляя журналистам выставку произведений (живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство), открывшуюся в пятницу в Национальной картинной галерее и посвященную 145-летию маэстро. Организаторы (галерея и союз) отобрали из десятков представленных работ наиболее подходящие по тематике. Они после закрытия выставки (15 марта) будут переданы в дар Музею-институту Комитаса.
ДО ОФИЦИАЛЬНОЙ ЦЕРЕМОНИИ ОТКРЫТИЯ ЕЩЕ БЫЛО ВРЕМЯ и пресса воспользовалась им, расспрашивая организаторов и фотографируя экспонаты в пустом еще зале.
- Художники написали картины по зову сердца, без заказа.
И подарили их музею. Хочу подчеркнуть и вклад тех, кто предложил полотна из
своих коллекций. Это выражение поистине всенародного благоговения по отношению
к личности Комитаса, - заметил К.Мирзоян.
Картин было около двух десятков, скульптур меньше.
Комитас предстает в них разным. На полотне Фараона Мирзояна он еще молодой,
одухотворенно начинающий путь. Рядом бюст Мисака Мелконяна, где композитор уже
достиг высот, признания, но печален. В картине Рубена Арутчяна Комитас
изображен с крестом на плече. Он знает, что будет дальше.
Дальше - в расположенных триптихом трех, скорее, этюдах
Гастелло Гаспаряна. Слева Комитас с ужасом всматривается в происходящее в
1915-м на пути армян в смерть. В центре пальцы маэстро на клавишах, чернота
которых страшит кровавыми пятнами. А справа ужас сменяется усталостью от мира,
в котором нельзя больше жить.
Работа Симона Галстяна выстроена на пюпитре, где должны
быть ноты, старинном, добротном пюпитре. Но вместо нот - коричневый квадрат
доски, а в нем совсем небольшая, как миниатюра, картина, где Комитас бредет,
конвоируемый жандармами. Бредет, как бы сходя с пюпитра, от музыки к небытию.
...Пока мы разглядывали картины, церемония открытия
началась и К.Мирзоян уже в присутствии многочисленной публики вручал награды
художникам, отличившимся на предыдущих выставках, посвященных Маштоцу,
Саят-Нове. Было отмечено, что Союз армянских художников мира планирует выставку
к 150-летию Андраника и выпуск альбома до конца года.
Оба зала с картинами были заполнены посетителями. Они
искали в работах своего Комитаса. А маэстро пел своим высоким голосом из-за
своего портрета - ящичка в правом нижнем углу композиции Геворга Гяракяна. Пел
"Мокац Мирза". И его слушали. Причем много молодежи. Может, не все
так плохо, как иногда кажется.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-09-28 10:44
О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…