Последние новости

АРТВИН, РОДИНА НА БЕРЕГУ ЧОРОХА

Проживающий в Пятигорске наш соотечественник, кандидат исторических наук Виктор АКОПЯН издал монографию "Артвин. Оставленная родина на берегу Чороха". В ней раскрывается история и культура коренных жителей западноармянского города Артвина с древнейших времен до его передачи Турции по Московскому договору от 16 марта 1921 года. Организатор проекта и спонсор издания Павел ШАМЛИЯН, чьи корни с берегов Чороха.

ГОВОРЯ В ПРЕДИСЛОВИИ О РАБОТЕ НАД КНИГОЙ, АВТОР УКАЗЫВАЕТ на ряд проблем по освещению этой малоизученной армянской земли, на фальсификации и передергивание исторических фактов в подходах турецких и грузинских исследователей, если можно назвать их таковыми. В корне искаженная информация фигурирует в российских интернет-ресурсах, повторяющих слаженную позицию дружественного тандема, игнорирующую прежние авторитетные источники, скажем, "Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона", где сказано, что жители Артвина - преимущественно армянского католического исповедания.

Сегодня все переиначивается. С благословения турецкой стороны церкви армян-халкидонитов провозглашаются грузинскими, а их восстановление (в обмен на строительство мечетей в Грузии) разрешается вести грузинским реставраторам. Естественно, после соответствующей "реставрации" уже не возникает сомнений в их грузинском облике и происхождении. Правда, приходится все же объяснять, почему эти монастыри назывались армянским словом "ванк". Но и здесь легко найти выход. Концовка просто стирается. Так, Ошки-ванк просто называют Ошки. И в полной гармонии с московской очередью советских времен (когда кто-то ненадолго отлучился) звучит классическая фраза: "А вас тут не стояло..."

"Вас" - это о нас, армянах, веками живших в Артвине. В первом разделе книги дана история и география края и Артвина, города, расположенного террасами с садами, виноградниками, изумительной природой. Акопян в историческом очерке кратко описывает вехи армянской истории, начиная с племенного союза Уратри (XIII в. до н.э.) до вхождения Артвина в состав Российской империи после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Дальнейшая судьба артвинцев изложена в главе "Оставленная родина", где описаны события, предшествующие Первой мировой войне, военные действия на Кавказском фронте, мятеж мусульманского населения Батумского и Артвинского округов, отступление русских войск из Артвина, больше похожее на бегство, гибель в результате немалой части армян. Потом инициатива перешла к русским, Артвин усилиями Юденича в марте 1915-го был отбит у турок, и стали известны масштабы злодеяний мусульман, кстати, граждан России.

Потом была революция, заигрывания Мустафы Кемаля с большевиками, два гибельных для армян договора, заключенных турками с Россией в Москве (16 марта 1921 г.) и с Великобританией, Францией и прочими в Лозанне (24 июля 1923 г.). В итоге Артвин вместе с другими армянскими землями остался в составе Турции. Автор цитирует фрагменты Севрского и Московского договоров, касающиеся Армении, подчеркивает роль Сталина, вынесшего тогда приговор армянам. Вскоре после Лозанны армяне окончательно покинули Артвин.

ОТДЕЛЬНЫМИ ГЛАВАМИ В КНИГЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА АРТВИНЦЕВ, есть описание различных обрядов (обручение, свадьба, похороны) и традиций. Многие, к примеру, знают, что по древнему обычаю матери женихов, встречая молодоженов, возлагали им на плечи лаваш. Но артвинки при этом ритуале еще и говорили: "Запах хлеба вознесется к Богу, будьте счастливы, как хлеб, и горячи, как тонир".

Много интересной информации о кухне артвинцев, блюдах и напитках. Значительное место уделено взаимоотношениям армян-католиков и армян, принадлежащих к Армянской Апостольской Церкви. Католики называли апостольских "молорик", т.е. "заблудшие", а те в ответ величали первых "поч ктрац" - "бесхвостые". Католические священники под страхом смертного греха запрещали своей пастве посещать григорианские храмы. Священники, подчиненные Эчмиадзину, не были столь строги. Но когда пришло время убивать, турки не делали разницы между католиками и апостольскими. Из 150 тысяч армян-католиков края чудом спаслись лишь 20 тысяч человек. В числе погибших были архиепископ и 10 епископов, 169 других священников и 61 сестра милосердия. Все церкви Артвина были осквернены: разрушены, превращены в мечети или хозяйственные помещения. А Европа, Америка и Россия спелись с убийцами и до сих пор прекрасно ладят с их потомками.

Чего стоят, к примеру, торжества в Москве в марте 2011 года, к 90-летию советско-турецкого договора 1921 года. Автор в связи с этим весьма кстати цитирует фрагмент речи Мустафы Кемаля в октябре 1933 года, прямым текстом выражающего суть волчьего тюркского племени, поджидающего удобного мгновенья, чтобы вцепиться в ослабевшую жертву (в данном случае - Россию). А в феврале 1994 года эти слова Кемаля вспоминил Гейдар Алиев, подчеркнув, что "сейчас это время настало".

Объемный труд (36 печатных листов) Виктора Акопяна содержит и портретную галерею выходцев из Артвина. Оказывается, отсюда корнями предки М.Лорис-Меликова, здесь родился народный художник Армении Габриел Гюрджян, выходцами из Артвина были родители кардинала Григор-Петроса Агаджаняна (который на конклаве 1958 года едва не стал Папой Римским, уступив совсем немного Иоанну XXIII). В Артвине родился первый секретарь ЦК Компартии Армении Яков Заробян, из семьи артвинских армян выдающийся футболист советской эпохи Никита Симонян и многие другие достойные люди.

Автор скромно оценивает свой труд, благодарит многих соотечественников за помощь в работе и поддержку, надеется, что другие историки подключатся к изучению истории Чорохского края, уцелевших аборигенов которого разметало по миру.

В ходе чтения книги (при всей ее информационной полезности), невозможно было отделаться от ощущения, что память - это, конечно, хорошо, а что дальше-то? И ничего, кроме фразы о фарисействе разговоров в пользу бедных на ум не приходило.

КНИГА ОТКРЫВАЕТСЯ "СЛОВОМ К РОССИЙСКОМУ ЧИТАТЕЛЮ" ЗА ПОДПИСЬЮ бывшего первого заместителя представителя президента РФ на Северном Кавказе Владимира Бердникова. Там есть откровение о том, что Армения является надежным форпостом России на Южном Кавказе. А еще говорится о невинных жертвах первого в новейшей истории геноцида, ставшего предвестником многочисленных бед для России. Бердников считает, что "понять произошедшее почти век назад - значит осознать, что делать сегодня, определить перспективу дальнейшего развития отношений России и Армении, а также отношений Армении с Турцией, упорно отказывающейся признать совершенное преступление против армянского народа".

Насчет "форпоста" мы ("предвестники бед") уже слышали из уст председателя российской ГД Бориса Грызлова, и этот термин замечательно характеризует взаимоотношения армян и русских, где первые (форпост), по словарю иностранных слов, являются "сторожевым отрядом, выставляемым впереди войск, когда они находятся близко от неприятеля". Только вот непонятно, зачем вооружать до зубов этого самого неприятеля, который на каждом углу грозится стереть с лица земли "твой форпост"? Я, конечно, понимаю, что рабочие места для Ивановых, Петровых и Сидоровых в российском ВПК гораздо важнее, чем заливаемый армянской кровью "форпост". Но ведь если "форпоста" не станет, русским историкам через некоторое время придется сесть за книги под названием "Ставрополь. Оставленная родина" или "Сочи. Потерянный рай". А потом, подобно нам, они спросят у себя: "Ну написали о том, что когда-то было нашим. А толку?"

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "СТРАНА НАИРИ". АКТ ВТОРОЙ
      2022-07-26 10:08
      9260

      Союз армянских писателей Калифорнии выпустил еще один, второй, сборник произведений литераторов, творящих в Армении, Арцахе и диаспоре. Он называется "Еркир Наирян-2". Главный редактор Геворг Саркисян представил читателям 22 авторов, мужчины (всего 4) опять уступили пальму первенства женщинам, а стихов оказалось гораздо больше, чем прозы.

    • ПАЦИЕНТ ПРАВОСУДИЯ В БАСТИОНЕ ДЕМОКРАТИИ
      2022-07-18 10:57
      6364

      Смерть продюсера Армена Григоряна в зале суда, с одной стороны, повергла в шок, причинила боль многим, а с другой - вызвала у части пользователей соцсетей восторженные, злорадные комментарии, демонстрирующие, как далеко продвинулось народонаселение Армении в строительстве "бастиона демократии" под руководством правящей силы, которая, потерпев крах во всех сферах внешней и внутренней политики, тем не менее, ревниво сторожит границы своей власти от всякого рода  критиков и обличителей генеральной линии партии "Гражданский договор". Армен Григорян был одним из таких непримиримых штурмовиков "бастиона". Но за решеткой он оказался под другим правовым "соусом" - по статье 226 (ч. 2) "Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды".

    • ОТ СКИФОВ ДО ОСЕТИН
      2022-07-14 09:25
      1915

      У каждого народа своя историческая дистанция. У некоторых в несколько тысяч лет - таких можно пересчитать по пальцам. У кого - в несколько десятков. Народы на протяжении истории рождались и умирали или трансформировались, переплавлялись в другую общность людей. Чтобы этого не произошло, лучший способ защиты - государственность. Именно она прежде всего сторожит границы, язык, менталитет, культуру. У нас, "марафонцев", гигантскую роль в сохранении нации сыграла Армянская Апостольская Церковь. Но сегодня речь пойдет не о нас, а о наших достаточно близких соседях - аланах-осетинах.

    • У ЗВЕРЕЙ ЕСТЬ, А В ЕГУ?
      2022-07-05 10:41
      4344

      Каждый раз проезжая мимо зоопарка, я невольно обращаю внимание на развевающийся справа от ворот триколор Армении. Невольникам не позавидуешь, но флаг над зоопарком - государственный символ, охраняющий этот институт, действующий в соответствии с законами страны, в данном случае направленными на заботу о животных.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КАРО АЛАБЯН. ПОРТРЕТ К ЮБИЛЕЮ
      2022-07-22 09:40
      5496

      К 125-летнему юбилею выдающегося архитектора и общественного деятеля Каро Семеновича Алабяна в издательстве "ВМВ-принт" вышла в свет книга "Каро Алабян. Власть факта". Авторы - российский журналист, писатель, ведущий научный сотрудник Института политических и социальных исследований Валерия ОЛЮНИНА и архитектор, журналист, художник Павел ДЖАНГИРОВ.

    • ЖИЗНЬ, ЗАПИСАННАЯ СТЕПАНОМ АНДРАНИКЯНОМ
      2022-07-20 09:06
      6697

      Музей Сергея Параджанова с момента основания был одним из любимых уголков в Ереване для Степана Андраникяна. Известный живописец и график, сценограф, аниматор Степан Хачатурович участвовал практически во всех проводимых в музее мероприятиях.

    • КНИГА "МАГАВУЗ": ГЕНЕАЛОГИЯ АРЦАХСКОГО СЕЛА
      2022-06-25 09:14
      3114

      В Культурном центре "Текеян" Еревана презентована книга "Магавуз" кандидата физико-математических наук Лейнада Даниеляна. В своем труде автор обращается к истории села Магавуз Мартакертского района Республики Арцах, где он родился и вырос, рассказывает о жизни и деятельности его видных жителей, а также представляет генеалогическое древо Магавуза, составляя родословную практически всех сельчан.

    • ЭЛЛЕН ГАЙФЕДЖЯН О ЛЕГЕНДЕ КВАРТЕТА
      2022-06-16 09:52
      3077

      Книга "Авет Габриэлян в кругу родных и близких" (фрагменты из семейной хроники) принадлежит перу художественного критика Эллен Гайфеджян. Книга необычна. Мы привыкли ждать от Эллен исследований, посвященных жизни и творчеству крупнейших мастеров армянского изобразительного искусства. Всем ее книгам свойственны важность и актуальность анализируемых тем, умный и впечатляющий, с большим вкусом сделанный выбор художников и их  произведений, а также подлинная и безусловная серьезность и ценность связанного с этими художниками круга идей и размышлений. Книги эти вносят много нового в представления и знания о тех художниках, которых она выбрала для своего анализа.