ШЕЛКОВЫЕ НЮ И ГОРОДА МАРИ АДАМЯН
На первом этаже Российско-Армянского (Славянского) университета есть небольшой уютный уголок, именуемый Арт-аквариумом. Прямоугольное помещение отделено стеклянными перегородками. Но это не все, что придает мини-галерее эффект аквариума: за прозрачностью стен царит гармония естества истинного искусства, в молчаливом покое которого ощущается течение жизни, переданное творцом. А творцы, надо заметить, собираются здесь самые разные, но чувствующие жизнь всем сердцем, пропускающие свои чувства сквозь фильтры души и выплескивающие их в том или ином виде творчества.
ВОТ И НА ДНЯХ ОЧЕРЕДНОЙ "ХОЗЯЙКОЙ" АРТ-АКВАРИУМА СТАЛА одна из самобытных художниц Армении, Мари Адамян, привнесшая в галерею частички своего живописного мировосприятия и свежее дыхание весны. "Дыша шелками и туманами" - так решили назвать выставку и сам автор, и куратор Арт-аквариума, заведующая кафедрой мировой литературы и культуры РАУ Лилит Меликсетян. Не случайно в экспозицию вошло 15 работ, большинство из которых сделано на шелке. Здесь представлены основные виды творчества Мари Адамян – шелкография или батик. Этим направлением изобразительного искусства Мари увлеклась в 2003 г., когда увидела работы подруги, обучившейся батику во Франции.
"Меня заворожили легкость ткани, нежность самой
"картины" и техническая тонкость исполнения, - рассказывает Мари. – Пара дружеских
консультаций - и я почувствовала, что смогу покорить эту вершину в живописи. Но
для начала пришлось много читать, пробовать на шелке не только техническую
часть работы, но и идейную".
Рисовать Мари начала в детстве, но сначала собиралась
стать архитектором. Впрочем, живопись манила возможностью отойти от четких
конструктивных решений и архитектурных расчетов, свободно парить в мире
фантазии. Художница сумела объединить композиционные правила архитектурной
науки с творческой безграничностью живописи, а ее природное чувство цвета придало новому увлечению колористическую
прелесть и авторскую самобытность.
Мари Адамян испробовала разные техники и жанры, рисовала
и продолжает рисовать на бумаге, холсте, шелке и даже при помощи стекла: ее
работы в таком специфическом виде изобразительного искусства, как акватипия, не
только привлекают внимание зрителя, но и путешествуют по миру, участвуя на
международных выставках и биеннале. Однако роспись по ткани остается самой
близкой сердцу, во всяком случае сегодня. "Ее удивительные работы, почти
прозрачные не только из-за материала, но скорее благодаря пронизывающей их
нежности должны были появиться в Арт-аквариуме именно весной - на радость и
любование всем", - говорит куратор проекта Лилит Меликсетян, и с ней
трудно не согласиться.
Экспонаты для выставки, как рассказывает Мари, выбирались
случайно. "Когда мне предложили познакомить студентов РАУ с моим
творчеством, я с радостью согласилась, поскольку сама преподаю в частной школе
"Айб" и знаю, как важно приучать молодежь к искусству, - говорит
художница. – Решили взять работы разных лет, жанров и техник".
"НАМ
ПОНРАВИЛИСЬ ВСЕ РАБОТЫ МАРИ, ПОЭТОМУ ВЫБИРАТЬ БЫЛО НЕЛЕГКО: экспонаты, не вошедшие в
нынешнюю экспозицию, мы возвращали художнице с большим сожалением, - продолжает
Лилит Меликсетян. – Зато оставшиеся полотна удалось объединить в единую
концепцию, центральная фигура которой – женщина, нежная и чувственная, окруженная
цветами, ставшая лучшим цветком созданного художницей многоцветного сада,
наконец, плодоносящая, хранящая род человеческий и ведущая к развитию,
цивилизации, в которой особое место уделено культурному наследию, творческим
достижениям".
Действительно, образ женщины передан Мари Адамян во всей
полноте ее природного предназначения и красоты. Шелковые ню в единстве с
божественной чистотой и гармонией с окружающим миром покоряют предельной
искренностью. Художница не стремится наделить своих героинь искусственной красотой, а раскрывает
в них то, что создано природой, передает прелесть естественных форм и
сиюминутные эмоции, а иногда и вечные понятия, как, например, материнство,
которому посвящено одноименное полотно, созданное в технике акватипии и
участвовавшее в международном биеннале графического искусства в Румынии. С
женскими образами неразрывно связаны и образы природы, среди которых особое
место в творчестве Мари занимают деревья – яблони, гранаты и другие
"хранители генетического кода жизни", глубоко ушедшие корнями в землю
и всегда плодоносящие. Невозможно обойти стороной и пейзажи с бесконечными
полями цветов, которые словно колышутся под волнами ветра или засыхают в летнюю
жару, ожидая новой весны.
Секрет естественности образов художницы – в их связи с
реальностью. Как рассказывает Мари, ее полотна нельзя назвать реалистичными, но
они основаны на чувствах и переживаниях, рожденных в конкретных ситуациях, на
воспоминаниях и ощущениях. К этим работам относятся и картины цикла "Из
блокнота путешественника", созданные под впечатлением поездок в разные
уголки мира: здесь Прага, Венеция, города Голландии и других стран, где глаз
Мари-архитектора подметил нечто близкое Мари-художнице.
"Я люблю путешествовать, особенно по Армении, неповторимая природа
которой каждый раз становится для меня новым источником вдохновения. Оно возвращается вновь и вновь,
когда я смотрю на картины, созданные под впечатлением этих поездок, и рождает
новые живописные мотивы", - рассказывает Мари.
ЕСТЬ ЕЩЕ ОДНА
ОСОБЕННОСТЬ В РАБОТАХ МАРИ АДАМЯН. Это рамки, по сути, условные и будто расчерченные
художницей, чтобы сфокусировать внимание зрителя на авторской задумке, идейном
стержне. Однако само изображение зачастую не умещается в эти рамки, а точнее,
не желает умещаться. И вновь мы ощущаем тот прилив безудержного воображения и
творческой свободы, которые однажды заставили Мари отказаться от выбранной
профессии и заняться живописью.
Мари Адамян не раз
организовывала персональные выставки, участвовала в более 30 коллективных
выставках по всему свету. Германия, Франция, Великобритания, Португалия,
Румыния, Россия, Италия, США – где бы ни экспонировались ее работы, будь то
батик, живопись на холсте или акватипия,
зритель неизменно ощущает тепло армянской природы и солнечную энергию
самой художницы, которые излучает все ее творчество.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-12-03 09:33
В начале этого года в № 20 журнала «Научный Арцах» была опубликована рецензия доктора психологических наук, профессора Гарника Акопова на книгу другого ученого, доктора культурологии и кандидата исторических наук, профессора кафедры культурологии, музеологии и искусствоведения Самарского государственного института культуры Владимира Ионесова «Память вещи: «Дух Армении в образах и сюжетах забытого артефакта». Статья вызвала широкий резонанс в научных кругах и привлекла еще большее внимание к книге Ионесова.
-
2024-12-02 09:55
Совсем скоро на столе у читателей появится необычная по задумке и важная по значимости книга, посвященная одному из прекраснейших городов Армении – Дилижану. Прежде чем отправить издание на полки книжных магазинов, его презентовали в ереванском культурном центре Common Ground Books & Spirits. Мероприятие носило закрытый формат и вылилось в знакомство с историей создания книги, ее авторами и многолетним трудом, проделанным Дилижанским Общинным Центром (Dilijan Community Center, DCC) – инициатором проекта. Поздравить создателей с книжной новинкой, которая будет интересна историкам, культурологам, литераторам, общественным деятелям, занятым в сфере туризма специалистам и просто читателям, пришли в этот вечер соавторы книги Альберт Симонян и Нунэ Закарян, представители DCC и проектов, вкладывающих ресурсы в развитие города, а также журналисты, переводчики, деятели театра и все те, кто с большим теплом относится к Дилижану.
-
2024-11-30 10:13
Армяно-индийские контакты имеют давнюю историю. Принято считать, что первые армяне появились на территории Индии в составе вспомогательных частей Александра Македонского, когда тот, направляясь в Индию, прошел через Армению. Первые задокументированные сведения об армяно-индийских связях отражены в труде Ксенофонта (V-IV вв. до н.э.) «Киропедия», где описано, что армяне, будучи осведомленными о ведущих в Индию путях, политической, экономической, социальной жизни этой страны, пускались в далекие путешествия. Тем не менее, армянская община сформировалась в Индии намного позже – в ХVII веке, в основном из числа армян, бежавших из Восточной Армении и, в частности, из Джульфы в 1604 г. С этого периода на территории Индии появляются места компактного проживания армян, святыни и кладбища с надгробиями, содержащими уникальные надписи. Расшифровкой этих надписей и скрытой в них важной и интересной информации занялись специалисты Фонда по изучению армянской архитектуры (ФИАА). В результате экспедиции и дальнейшей кропотливой работы появилась книга-альбом «Эпиграфика важнейших армянских поселений в Индии», которая на днях стала доступной читателям Армении.
-
2024-11-27 10:04
В столичном кинотеатре "Москва" состоялась закрытая премьера фильма французских режиссеров Мехди Идира и Грана Кора Маляда "Месье Азнавур", посвященная жизни и творчеству великого французского певца, композитора, актера и общественного деятеля армянского происхождения Шарля Азнавура. На показе присутствовали члены творческой группы картины Мехди Идир, сопродюсер Жан-Рашид Каллуш, исполнитель главной роли, известный актер Тахар Рахим, дети Азнавура - дочь Катя и сын Николя и другие.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-08-01 09:15
"...И откроется вдруг сокровенная красота...". Сокровенная красота - так называют тайную, сокрытую душу вещей. Которую непременно почувствуешь, но не в первую очередь. Сначала восхищает красота в ее общепринятом, эстетическом смысле - утонченная и изысканная, она завораживает, не давая отойти от выставочной витрины...
-
2023-07-01 09:54
Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.
-
2023-06-17 10:36
В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.
-
2023-06-14 13:07
Случаются в нашем искусстве события, которые иначе чем эпохальными не назовешь. В аннотации так и сказано - иллюстрация того, "какие концепции и эстетики открываются в живописи и, в целом, в актуальном искусстве дня сегодняшнего, и какие изменения происходят в искусстве и, в целом, в обществе в армянском контексте".