Последние новости

ТАЛЫШИ: О КАКОМ РАВНОПРАВИИ РЕЧЬ?

Дискуссия с представителями властей Азербайджана или даже с представителями азербайджанской пропаганды на тему прав коренных народов страны в первом случае невозможна, а во втором случае просто бессмысленна, так как дискутирующие вынуждены говорить с людьми, способными повторять одну и ту же старую песню - "о прекрасных условиях жизни талышей, лезгин и т.д.". Об этом пишет Рустам ИСКАНДАРИ в статье, опубликованной на сайте талышского информационного агентства Tolishpress.org.

КАК ОТМЕЧАЕТ АВТОР, В АЗЕРБАЙДЖАНЕ ПОСТОЯННО УТВЕРЖДАЮТ, что проблем с коренными народами в стране нет и они совершенно не обращают внимания на действия Талышского национального движения (ТНД), однако при этом болезненно реагируют на любые действия последнего. Автор приводит в пример пресс-конференцию лидеров ТНД в виртуальном дискуссионном клубе "Мысль", которая, по его словам, вызвала очередной ажиотаж в азербайджанских СМИ. Автор напоминает о смехотворных данных переписей населения АР в 1999 и 2009 годах, согласно которым официально в Баку нет талышей и население одного из талышских районов за 10 лет уменьшилось более чем вдвое. Далее автор анализирует данные всеобщей переписи населения Российской империи (РИ) 1897 года, согласно которым в Ленкоранском уезде проживало 34991 талышеязычных.

Как отмечено в материале, известно, что переписи населения (тем более первая всеобщая перепись населения РИ) имели значительные изъяны, о чем не раз писали разные исследователи и сами переписчики: не все талышские селения переписывались, нередко имела место недобросовестность переписчиков, талыши переписывались в качестве "татар" или талыши по тем или иным причинам скрывали свое происхождение. Это явление имело место и во времена СССР, и сегодня.

Автор пишет, что первые сведения о численности талышей после присоединения Северного Талыша к России встречаются в статье "Провинция Талышинская", опубликованные в "Журнале МВД", где указывается цифра в 26000 душ обоего пола. В "Обозрении Талышинского ханства в медико-топографическом и статистическом отношении за 1836 год" численность талышей указывается как 30000 душ обоего пола. В 1855 г. П.Ф. Рисс в статье "О талышинцах, их образе жизни и языке" на основе "Свода статистических сведений о населении Закавказского края" указывает численность талышского населения в 50510 человек. "Кавказский календарь на 1894 г." определил число талышей в 88449 человек.

Как говорится в статье, по данным АЗУНХУ (Азербайджанское управление народно-хозяйственного учета) на 5 апреля 1931 г., талышей было 89398 человек. Перепись населения СССР 1937 года, результаты которой были засекречены по прямому указанию Сталина, выявила, что численность талышей составляет 99244. А уже через два года, во время переписи населения 1939 года, численность талышей "неожиданно" уменьшилась и составила 87510 человек.

"НО ЕЩЕ БОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫМ ВЫГЛЯДИТ ТОТ ФАКТ, ЧТО ЧИСЛЕННОСТЬ тюрков здесь указана 2134648 человек, в то время как всего десять лет назад, во время переписи населения в 1926 году, их было 1437977 чел.. То есть прирост странным образом составляет 696671 человек", - замечает автор, отметив, что в оригинале, как об этом пишут В.Б. Жиромская и другие, это число указывается с пометкой "за счет перевода в тюрки". Становится ясно, что чуть ли ни все мусульманское население Азербайджанской ССР, в том числе и талыши, "поголовно записывалось тюрками".

Автор приводит небольшой отрывок из статьи Г. Ф. Чурсина "Талыши", опубликованной в N4 "Известий Кавказского историко-археологического института" в 1926 году, в которой отмечается, что "отюречением талышского населения низменной части Талыша объясняется, почему статистические данные о количестве талышей оказываются неточными и ненадежными: после 1886 г. талыши не выселялись и не вымирали, и ясно, что значительная часть талышей, по признаку языка, причислена к тюркам".

Согласно словам автора, парламент Талышской Республики в 1990-е годы был полностью законным в сложившихся тогда условиях. "Совершенно свободно была провозглашена автономная республика, Конституционный закон, избраны президент и спикер Меджлиса",- отмечает автор, подчеркнув, что даже тогдашние руководители Азербайджана не смогли инкриминировать президенту Талыш-Муганской Республики Алакраму Гумбатову "провозглашение ТМР" как преступление.

"Был ли Г. Алиев сепаратистом и предателем, когда 9 января 1990 года чрезвычайная сессия Верховного совета Нахичеванской АССР приняла постановление о выходе Нахичеванской АССР из Союза ССР и объявлении независимости, а Верховный совет Нахичевани обратился за помощью к ООН, Турции, Ирану и ко "всем государствам мира". В постановлении (п. 6) указывается: "Довести данное постановление до сведения государства Азербайджанской ССР и государства СССР?" - задается очередным вопросом автор.

Как пишет автор статьи, любой, кто помогает талышскому народу в его освободительной борьбе, является их другом, а любой, кто пытается уничтожить, ассимилировать их народ, является врагом: вне всякой зависимости от того, тюрок ли он, армянин ли он, русский ли он, перс ли он.

СОГЛАСНО СТАТЬЕ, В АЗЕРБАЙДЖАНЕ У ТАЛЫШЕЙ НЕТ НИ ОДНОГО теле- и радиоканала на родном языке, представляющего интересы талышей, политической партии, системы образования на родном языке, изучения языка, культуры и истории и пропаганды всего этого в обществе. По словам автора, названия талышских населенных пунктов в Азербайджане переиначиваются и переименовываются на тюркский лад, а, когда талыши используют исконные талышские названия, в Азербайджане это называют сепаратизмом. Кроме этого, талышская история в школьных учебниках в Азербайджане "стирается, как стирается даже просто само название "Талыш".

Автор также напоминает, что всемирно известного талышского лингвиста Н. Мамедова в Азербайджане посадили в тюрьму и среди обвинений указывали "пропаганду талышского языка и культуры", "публикации в редактируемой им газете статей о том, что Бабек был талышом", "его обращение в международные организации (ООН, ОБСЕ) о нарушении прав нацменьшинств", "формирование отрицательного имиджа Азербайджана", "обращение в Общественное телевидение с целью открытия передач на языке талышей", "регистрация в Министерстве юстиции Талышского культурного центра и газеты "Толыши Садо", "сотрудничество с зарубежными исследователями и написание на основе полученных в местах компактного проживания талышей "разведданных" научных трудов".

"О каком братстве вы говорите, если вы не считаете, что мы имеем те же права, что и вы – не больше, не меньше? Нам не нужно ни такое лицемерное "братство", ни такое иллюзорное "равноправие". Мы не можем жить с такими, как вы, согражданами в одном государстве. Мы хотим жить в свободном Талышистане!" – заключает автор статьи.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АЗЕРПРОП ПРОТИВ БРЕНДА "АРАРАТ"
      2023-12-27 10:28

      Азербайджанское государство в лице Ильхама Алиева – выпускника МГИМО постоянно развивает и внедряет всё новые цели провокаций в информационной борьбе против Армении. Чаще всего она идёт в ракурсе фальсификаций истории. Азерагитпроп на этот раз решил направить свои силы против самого известного армянского бренда в России и в мире – армянского коньяка, включая его легендарный символ – гору Арарат. Баку начал производить «азербайджанский» коньяк «Агрыдаг» (турецкое название горы Арарат).

    • АЗЕРПРОП В ТРИФОНОВОМ КАФТАНЕ
      2022-09-29 10:14

      Евгений Трифонов как ретранслятор бакинского политического заказа Именующийся политологом Евгений Трифонов пишет решительно обо всём: русских староверах, Средней Азии, восстании на Алтае. А также об Иране, Закавказье, Прибалтике, Чили, Аргентине, казаках…

    • ПРИСПЕШНИКИ И ЖЕРТВЫ БАКИНСКИХ ИГР С РЕЛИГИЕЙ
      2021-11-09 09:42

      В прессе уже говорилось о том, что новоназначенный в Баку архимандрит Алексий Никаноров практически сразу же подключился к официальной антиармянской пропаганде властей Азербайджана, в частности, к процессу пресловутой «албанизации» древних армянских храмов на временно оккупированных в ходе 44-дневной войны территориях Арцаха. При этом сей приспешник бакинского режима, судя по всему, желает быть большим католиком, чем Папа Римский, и не ограничивается словесными манипуляциями, а с серьезной миной на лице рассуждает о необходимости практической помощи удинам в восстановлении Албанской церкви.

    • СЕНСАЦИЯ ОТ АЗЕРПРОПА: МЕМОРИАЛ МАРШАЛУ ХУДЯКОВУ В CЕЛЕ МЕЦ ТАГЕР РАЗРУШИЛИ САМИ АРМЯНЕ
      2021-10-02 10:14

                   Азербайджанская пропаганда крайне нервно отреагировала на заявление председателя Российского союза ветеранов - генерального инспектора Министерства обороны Российской Федерации, генерала армии Михаила Моисеева в ответ на обращение Координационного совета российско-армянских организаций «в связи с уничтожением в Нагорном Карабахе памятника советскому маршалу Сергею Худякову». В ответ Баку разразились статьей под заголовком «Как генерал армии Моисеев армянам на слово поверил».