Последние новости

"ПТИЧЬЕ ГНЕЗДО" - ДОМ ВОЗРОЖДЕНИЯ

… Блаженны сильные духом, жертвенные, способные принять чужую боль как свою собственную, ибо им принадлежит Царство Божие… В столичном кинотеатре "Москва" состоялась премьера документального фильма Врежа ПЕТРОСЯНА "Другая Родина", посвященного Марии Якобсон, чье служение и героизм в годы армянской крестной муки навсегда остались в благодарной армянской памяти.

ПРЕМЬЕРА ФИЛЬМА "ДРУГАЯ РОДИНА" СОСТОЯЛАСЬ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ презентации четырех картин, посвященных 100-летию Геноцида армян в Османской империи, прошедшей на этой неделе в Голубом зале главного кинотеатра столицы. "Другая Родина" создана на киностудии "Айк" по заказу Министерства культуры РА. Ее автор Вреж Петросян в особом представлении не нуждается. Мэтр отечественного кинематографа, кинооператор-мэтр, большинство фильмов которого удостоилось признания и наград десятков международных фестивалей и зрительской любви, в 2012 году стал и лауреатом премии президента РА как соавтор фильма Арутюна Хачатряна "Граница". В последние годы он расширил рамки своих профессиональных интересов, представая перед зрителем и в качестве режиссера, и продюсера. Так что "Другая Родина" не первая работа Врежа Петросяна-режиссера.

"Это не первое мое обращение к теме Геноцида. Эта страшная трагедия прошлась едва ли не по каждой армянской судьбе и оставила на ней свой отпечаток. Не минула она и мою семью - им чудом удалось избежать страшной смерти, они бежали из Муша, с трудом пересекли границу… Потом - детский приют в Александрополе, затем Тифлис. Так что этот мой фильм – даже не знаю, как точнее выразиться – то ли крик души, то ли потребность выразить безграничную благодарность", - говорил перед показом картины ее создатель Вреж Петросян.

В основу его работы легли дневники Марии Якобсон – знаменитой датской миссионерки, спасшей от смерти в кровавой резне, от голода и эпидемий тысячи армянских детей. Эти дневники переведены на многие языки мира, а на армянском вышли отдельной книгой в 2004 году.

"Взяв за основу дневники Марии Якобсон, Вреж Петросян создал прекрасное самобытное кинопроизведение. А читающая текст от автора Асмик Тер-Карапетян окрасила его такой палитрой эмоций, что даже с закрытыми глазами ты слышишь ту глубочайшую боль, которую испытала Мария Якобсон", - говорил представляющий "Другую Родину" публике киновед Сергей Галустян.

Фильм посвящен Марии Якобсон (кадр из фильма)

МАРИЯ ЯКОБСОН - ТИТУЛОВАННАЯ ОСОБА, БАРОНЕССА. ЮНОЙ ДЕВУШКОЙ она отправилась в Константинополь, затем - Харберд, Малатия, Айнтап. Она организовывала приюты, больницы, порой единственной возможной помощью оказывался просто кусок хлеба, и он становился ценой спасенной жизни… В одном только Харберде усилиями Марии Якобсон было спасено почти 25 тысяч армянских детей. И сегодня в ливанском городе Джебель, или Библос, который находится на берегу Средиземного моря, недалеко от Бейрута, действует приют "Птичье гнездо" (на армянском "Трчноц буйн"), основанный Марией Якобсон в далеком 1922 году.

В нем сто лет назад нашли кров тысячи армянских сирот. Якобсон, сравнивающая себя с птицей, которая из клюва кормит птенцов, дала детскому дому название "Птичье гнездо". Помощь этим лишившимся родительской заботы и крова, испытавшим чудовищные страдания детям стала главной целью ее жизни, которую она без остатка отдала маленьким армянам - жертвам Геноцида. Еще задолго до смерти она говорила, что будет лучше, если ее похоронят на территории детского дома – так она всегда будет рядом со своими воспитанниками. А когда в 1960 году Марии Якобсон не стало, ее работу продолжили ее помощники, и в 1970 году "Птичье гнездо" взял под покровительство Великий дом Киликийский.

24 апреля, к 100-летней годовщине Геноцида армян на территории будет открыт музей с таким же названием. От других музеев, в которых представлена кровавая история попытки уничтожения армянского народа, "Птичье гнездо" будет отличаться тем, что в нем будут представлены факты - фотографии, документы, видеоматериалы - об истории выживших в Геноцид сиротах. Музей "Птичье гнездо" станет музеем истории возрождения армянского народа.

Приют, основанный Марией Якобсон в его нынешнем - отличном, надо сказать, - состоянии, свидетельства теперь уже пожилых людей, обретших здесь кров и любовь, так же как и усыпальница основательницы "Птичьего гнезда" и сквер умерших в период с 1929 по1953 гг. армянских сирот, стали частью фильма Врежа Петросяна.

В этой своей работе мастер Вреж Петросян (а Вреж Петросян именно мастер) словно полностью открестился от своего художнического "Я", никак не проявил такого естественного для автора желания блеснуть званием виртуоза камеры. Суть отодвинула на дальний план изыски формы. Глубоко запрятав собственную боль, он с беспристрастностью хроникера "иллюстрирует" текстовой материал, который факсимильно периодически возникает на экране. И этот "интерактивный" дневник, в котором музыка Комитаса и Хачатуряна звучит не громким подспорьем слабой режиссуры, а именно лейтмотивом, раскрывает перед зрителем чудовищную картину стремления уничтожить целый народ теми, кого и народом, людьми назвать невозможно.

АВТОР ДОБИЛСЯ ЖЕЛАЕМОГО – ЭТО КАРТИНА, УВИДЕННАЯ НЕ АРМЯНИНОМ ВРЕЖЕМ ПЕТРОСЯНОМ, а неармянкой Марией Якобсон – датчанкой, истинной христианкой, душа которой содрогнулась при виде дьявольского шабаша нелюдей. Трудно не согласиться с Сергеем Галустяном – Асмик Тер-Карапетян действительно прочла текст "от автора" виртуозно: ни одной громкой ноты, лишь непреходящая боль, что, как несмолкаемая колокольня, звучит в сердце…

"Другая Родина" стала в какой-то мере продолжением фильма "Датская мать армянских сирот" того же Врежа Петросяна, и тема уже сложилась в дилогию. Сам автор признается, что в его планах сделать еще одну картину о людях, которым армянская трагедия вошла в душу глубоко и навсегда, для кого не было чужой боли и спасение отдельных жизней во имя возрождения жизни целого народа стало делом, почвой и судьбой. Что ж, будем ждать, пока дилогия превратится в трилогию – о тех, чей "неармянский" голос по сей день взывает к человеческой совести и справедливости, о тех, для кого Армения стала другой, второй родиной.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "КОГДА ПРЕУМНОЖАЕТСЯ НАША ЛЮБОВЬ, СОКРАЩАЕТСЯ БЕЗЗАКОНИЕ..."
      2024-05-20 12:10

      "Господу нашему было достаточно всего 12 учеников, чтобы изменить мир...", - заметил Архиепископ Баграт Но на встречу Высокопреосвященнейшего Баграта с деятелями культуры людей творчества собралось во многие разы больше, людей, готовых стать апостолами веры, имя которой "Армянин, Родина и Бог".

    • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
      2024-05-17 11:01

      "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.

    • ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ С "ГАМЛЕТОМ..." - В ЕРЕВАНЕ!
      2024-05-09 11:04

      Нам, увы, не стоит объяснять, что такое  экзистенциальная ситуация. В этой ситуации между жизнью и смертью и возникают главные вопросы.  В чем смыслы, в том числе - смысл жизни? И в чем ее ценность и преимущество перед небытием? Что такое человек? И какова его ответственность за все, что совершается с ним и вокруг него?... Проклятые вопросы. Гамлетовсике вопросы.

    • ARMMONO: "ПОНЯТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА"
      2024-05-07 13:30

      Завершилcя фестиваль ARMMONO, который иначе как театральным марафоном не назовешь. 20 дней показов спектаклей - из России и Беларуси, США и Франции, Грузии и Литвы... И, конечно, многочисленные наши, армянские артисты.  One-Man-Show - театр одного актера. Актера, который выходит на сцену в разных странах, чтобы поговорить со зрителем о том, что волнует если не всех, то очень многих. Таким был вектор нынешнего ARMMONO.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • 35 ЛЕТ НАЗАД НАЧАЛСЯ ИСХОД АРМЯН ИЗ КИРОВАБАДА
      2023-11-30 10:50

      По печальной традиции, последнюю неделю ноября отмечается скорбная годовщина исхода исконного населения из армянского Кировабада (Тигранакерта - VI.в. до н.э., Гандзака, ныне – Гянджи). 35 лет прошло с того дня, когда армяне начали покидать свои дома в Кировабаде, опасаясь очередных погромов мирных жителей.

    • МАНВЕЛ ГРИГОРЯН ОСТАНЕТСЯ В ИСТОРИИ КАК ГЕНЕРАЛ ПОБЕДЫ
      2023-11-18 10:25

      «14 июля 1956 г. – 19 ноября 2020 г.» Такой надгробной надписи в военном пантеоне «Ераблур» нет. Пашинян даже после смерти продолжил мстить командиру легендарной 5-й бригады генералу Манвелу Григоряну. Месть проявилась в запрете предать тело генерала земле в военном пантеоне рядом с могилой Спарапета Вазгена Саркисяна, где лежит его войско. Командира отделили от войска, сказав, что рядом с могилой Спарапета якобы нет места…

    • 15 ЛЕТ СПУСТЯ: ДЕЛО 1 МАРТА НЕ РАСКРЫТО
      2023-02-27 10:05

      Подставляться под выстрелы не входило в его планы Невзирая на обещания Пашиняна, дело 1 марта 2008 г. до сих пор не раскрыто, ибо до сих пор не названы имена тех, кто убил 10 человек. Бывший генпрокурор Геворг Костанян по тому поводу неоднократно заявлял, что режим просто не в состоянии раскрыть дело. В связи с 15 годовщиной событий 1 марта особого внимания заслуживают несколько ключевых эпизодов.

    • «НЕВИДИМАЯ РЕСПУБЛИКА» ЗАЯВЛЯЕТ О СЕБЕ
      2023-02-03 10:47

      Документальный фильм «Невидимая республика» («Invisible Republic») режиссера, продюсера и писателя Карина Ованнисяна (США) запущен в прокат в США и Великобритании. Об этом на прошедшем онлайн-вебинаре заявили создатели этой картины, основанной на реальных событиях 44-дневной войны в Арцахе-Карабахе.