Последние новости

ОПАСНО СТАТЬ ПРЕДМЕТОМ НЕНАВИСТИ ВСЕХ СВОИХ СОСЕДЕЙ,

считает доктор психологических наук профессор Альберт НАЛЧАДЖЯН

В 2011 году в Ереване на русском языке вышла в свет монография видного армянского ученого, широко известного как в Армении, так и за рубежом, крупнейшего специалиста по психологии, этнологии и философии, доктора психологических наук профессора Альберта Налчаджяна "Этническая виктимология и психоистория этноцида". Об этом фундаментальном труде, по праву считающимся первым психоисторическим исследованием этноцидов, наша беседа с автором.

- Г-н Налчаджян, уже в заглавии книги вы употребляете термин этноцид, а не геноцид, хотя именно последний принят как в науке (геноцидологии), так и в политических и иных документах. Чем это обусловлено?

- Основные науки, занимающиеся исследованием жизни и конфликтов этносов, - этнология, этническая психология, этноцидология и социальная психология. Сегодня они динамично развиваются, и появляется необходимость в уточнении определенных понятий, в том числе и понятия этноцидологии. Когда в 40-х гг. ХХ века Рафаэль Лемкин предложил понятие "геноцид", научная этнопсихология делала свои первые шаги. Слово "геноцид" можно понять по-разному: как истребление какого-либо рода людей или истребление генов и т. д. Я исхожу из того, что слово "этнос" обозначает любой вид этнической общности - рода, племени, племенного союза, народности или нации. И в реальности истреблялись этносы каждого из этих видов. Этноцид армян - это истребление нации, арменоцид. Кроме того, слово "этноцид" охватывает все аспекты истребления этноса - его членов, их истории и культуры. Нередко утверждают, что словом "этноцид" правильнее обозначить уничтожение культуры этноса. Но для этого существует термин деэтнизация (или дезэтнизация) - процесс, имеющий место при ассимиляции этноса. Так что целесообразнее для обозначения того явления, которое в Конвенции ООН 1948 года называется геноцидом, в научных публикациях назвать этноцидом. Конечно, поскольку слово "геноцид" широко используется во многих политических документах и опубликованных трудах, я не предлагаю немедленно заменить его словом этноцид. Но в науке это, по-моему убеждению, необходимо - здесь нужна точность понятий.

- Развитие каких областей психологии сделало возможным разностороннее исследование этноцида - самого, пожалуй, страшного преступления в истории человечества?

- Невозможно понять этноцид, его механизмы и поведение тех людей, которые вовлечены в него, без того, чтобы иметь некоторое представление о виктимологии - науки, которая развивается на стыке психологии и юридических наук, в составе юридической психологии. Важное значение для создания научной этноцидологии имеет психоисторический подход. Кстати, я считаю, что, будучи народом с древней и длительной историей, мы в Армении должны последовательно развивать эту новую науку - психоисторию, причем не только для лучшего понимания причин этноцидов, но и в целом для лучшего понимания истории народов. В мире уже начались подобные исследования, и нам определенно следует внести свой вклад.

- Вы исследуете в книге много аспектов этноцидов. В рамках одного интервью раскрыть все, к сожалению, невозможно. Давайте попробуем остановиться на некоторых из них. Что такое виктимизация?

- Виктимология - сравнительно новая наука, возникшая на стыке психологии и юридических наук. Люди какого психологического типа чаще всего становятся жертвами преступников, по каким причинам, каким образом преступники выбирают своих жертв и т.д. - именно на эти и многие другие вопросы отвечает виктимология. Однако этнический аспект виктимологических проблем почти не исследовался. А это чрезвычайно важно для создания научной этноцидологии. Поэтому я в своей книге выдвинул вопрос о создании этнической виктимологии как части этноцидологии и этнопсихологии. В данном контексте особый интерес представляют процессы виктимизации подвластных, потерпевших поражение этносов, а также процессы самовиктимизации - того, как некоторые люди и этносы сами становятся добровольными жертвами. Представляет интерес также феномен, которому я дал название "гордость жертвы".

- Виновата ли жертва агрессии в том, что оказывается жертвой, унижается, преследуется и даже физически уничтожается со стороны агрессивных противников, преступников?

- Обвинение жертвы - широко распространенное явление, исследуемое в социальной психологии. Как правило, эти обвинения имеют искусственный характер, они несправедливы и предназначены для самооправдания тех людей, например, свидетелей несчастных случаев и преступлений, которые могли бы вмешаться и предотвратить преступление или несчастный случай, но не сделали этого. Если речь идет о более или менее развитой личности с чувством ответственности, то, имея возможность предотвратить беду и не сделав этого, человек, конечно, будет переживать чувство вины. Это чувство неприятно, оно причиняет страдание и содержит угрозу снижения уровня самооценки. Поэтому такой человек проецирует свою вину на потерпевшего, на жертву и в определенной степени улучшает свое самочувствие. Кроме того, у людей есть особенности, данные им априори.

Скажем, ребенок родился в семье христиан, но его семья живет в мусульманской стране. И вот убивают этого ребенка, поскольку он христианин, неверный. Этнические агрессоры зачастую крайне иррациональные люди, как расисты, которые обвиняют тех, цвет кожи которых отличается от цвета его кожи. Такое отношение равносильно тому, чтобы обвинять человека в том, что он родился с большим носом. Иррационально еще и то, что этнические агрессоры приписывают себе божественные права и решают, кто имеет право жить, а кто нет. Турки, завоевав родину другого народа, выселяют, а чаще всего истребляют истинных хозяев, заявляя, что "здесь имеют право жить только турки". Кто дал разбойникам такое право? Только грубая сила. Между тем история свидетельствует, что подобная наглость наказывалась довольно часто. Надо только понимать историю, учиться на ее уроках. Ведь опасно стать предметом ненависти всех своих соседей, как это мы видим в случае турок. Сами турки этого, по-видимому, не понимают. Своеобразное отрицание реальности - один из самых иррациональных защитных механизмов как индивидов, так и этносов.

'Этническая виктимология и психоистория этноцида'. Этот фундаментальный труд по праву считается первым психоисторическим исследованием этноцидов

- Геноцид армян совершался при молчаливом попустительстве цивилизованного, и что особенно ужасно, христианского мира. Руководители мощных держав, вместо того чтобы вмешаться, остановить чудовищное преступление против целого народа, вместо того чтобы помочь армянам, давали пустые обещания, которые не выполнялись. Чем это объяснить?

- Эгоизмом, трусостью, атрофированным чувством справедливости, слабостью христианской солидарности, а также феноменом безразличного наблюдателя. Суть этого феномена заключается в том, что, когда свидетелями определенного вредоносного события становятся несколько человек, когда жертва объективно нуждается в помощи, каждый из этих свидетелей ждет, что на помощь пойдет другой. Они исподтишка смотрят друг на друга и ждут. А в это самое время может произойти трагедия. Нередко убивают человека, но никто не вмешивается, люди смотрят зачастую с интересом и садистическим наслаждением, либо быстро покидают место события, таким путем освобождая себя от ответственности. Происходит явление, которому психологи дали название "диффузия ответственности". Ответственность как бы распределяется между всеми присутствующими, но в итоге оказывается, что никто из них не несет ответственности. К тому же зачастую, когда издержки от вмешательства велики, мало кто спешит на помощь страждущим. Это надо осознавать и самим быть сильными. Надеяться, что другие поспешат на помощь и ценой жертв спасут вас, опасно.

- Какую роль в организации и осуществлении этноцида армянского и других христианских народов Османской империи и Турецкой Республики играли религиозные различия?

- Весьма значительную. Во-первых, религиозное руководство Османской империи объявило всеобщий джихад, "священную" войну против армянского народа. Во-вторых, в массовых убийствах непосредственно участвовали муллы и другие представители этой религии: они довели до точки кипения религиозный экстаз турецких масс, которые, кстати, в большом количестве принимали участие в истреблении беззащитных людей. Поражает патологическая активность турецких женщин, принимавших самое активное и разнообразное участие в Геноциде, что подтверждено множеством свидетельств, в том числе иностранцев, живших и работавших в те годы в Турции. Речь, по сути, идет об уничтожении господствующим этносом подчиненных этносов, которые к тому же исповедовали другую религию. Их называли "неверными" и беспощадно истребляли, не щадя даже детей. Беспомощность детей у нормальных людей вызывает симпатию, предотвращает агрессию, в то время как у турок и им подобных нелюдей беспомощность жертвы является пусковым механизмом агрессии и садистического ликования. Недаром в годы этноцида армян и других народов многие турки соревновались в том, кто больше убьет "неверных" и их детей. А главари младотурок прямо приказывали не щадить никого, в том числе детей. Так действовали и немцы по отношению к евреям, славянам, цыганам и другим "неарийским" народам.

- Скажите, есть ли несовместимые этносы?

- Да. Народы возникали, формировались, жили в разных условиях. У некоторых этнические истории пошли столь непохожими путями, что приобрели несовместимые психические черты, представления о себе и мире, о других народах, несовместимые национальные идеологии, культуры, языки и образ мышления, несовместимые стратегии решения возникающих проблем. У них сильно различаются важнейшие комплексы этничности. Межэтническая несовместимость - реальное явление. И этот фактор надо учитывать для правильного построения межэтнических культурных и политических отношений. Отрицание явления межэтнической несовместимости выгодно только тем политикам, которые желают сохранить конфликты и получить от этого политические и экономические дивиденды. История учит нас быть в этом отношении крайне осторожными, отвергать навязываемые нам чуждые и вредные взгляды, во всех своих действиях исходить из наших национальных интересов.

Для того и необходимо развивать этнопсихологию, чтобы иметь правильное представление об этнических характерах тех народов, с которыми историческая наша судьба привела в соприкосновение. Например, не зная турецкий национальный характер, мы не можем правильно построить свои отношения с этим, еще сохранившим свои первобытные черты народом. Этнопсихологическая и политическая наивность смертельно опасны даже для больших народов, а что говорить о тех, которые имеют ограниченные людские и экономические ресурсы?!

- Как вы думаете, в свете последних событий, происходивших в Риме, выступления Папы Римского, который признал Геноцид армянского народа в Турции, какими могут быть наши ожидания? Приблизят ли они признание Геноцида? Изменится ли позиция Турции и мусульманского мира?

- Я не думаю, что произойдут коренные изменения. Позиция турецкого государства, национальный характер турок, то обстоятельство, что вот уже много лет они последовательно, вместе со своими союзниками отказываются признать этноцид, не дают оснований считать, что что-то изменится. Стратегия отрицания Турцией совершенного Геноцида, факт усиления ненависти к армянам, продолжающийся процесс уничтожения следов армян и армянской культуры в Западной Армении не позволяют мне быть оптимистом. Моральное созревание народов - сложный и длительный процесс, да и то развитие не всегда идет в правильном направлении. Возможен регресс, который, кстати, наблюдается почти во всем современном мире. Морально-психологическая деградация сегодня - настоящее бедствие. Мы должны в основном надеяться на себя и на своих близких союзников. Единство, сила и целеустремленность - вот что может привести нас к победе.

Основная тема:
Теги:
  • Святослав Аракелов 25-Апр-2015
    Ценный,развивающий подход для малых этносов. Прошу выслать книгу за оплату.Благодарю автора. Надеюсь на личную встречу.
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • МЕССИДЖИ БАКУ, МОСКВЫ, ЕРЕВАНА
    2024-11-11 10:40

    Четыре года прошло со дня завершения 44-дневной войны и подписания известного Трехстороннего заявления от 9.11.2020 г. На 4-летнюю годовщину прекращения 44-дневной войны отреагировали все три подписанта заявления – Баку, Москва, Ереван.

  • ЧЕТВЕРТАЯ ГОДОВЩИНА СДАЧИ ШУШИ: ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ…
    2024-11-01 09:45

    Показания зампредседателя военсовета полка "Тигран Мец" Владимира Аракеляна подтверждены другими источниками. Они сводятся к тому, что азербайджанцы приблизились к Шуши по горной дороге, которую до 44-дневной войны освободили, вырубив толстоствольные деревья.

  • 25 ЛЕТ ПРОШЛО С ТЕРАКТА В ПАРЛАМЕНТЕ: К "ДЕЛУ УЧАСТКОВОГО" ДОБАВИТЬ НЕЧЕГО
    2024-10-26 10:13

    27 октября исполнится 25-я годовщина теракта в парламенте, вплоть до 2018 г. народу внушали, что выделенное дело по части заказчиков теракта будет раскрыто только после смены власти. После смены власти прошло 6 лет. Эти годы выявили, что все ссылки на организаторов теракта были не более, чем пустым сотрясанием воздуха, мифом. Попытка сделать этот миф реальностью была предпринята на основании заявления вдовы погибшего вице-спикера Юрия Бахшяна Анаит Бахшян. Дело было повторно открыто в 2019 г. Спустя 5 лет вдова объявила, что в этом направлении ничего сделано не было.

  • «ЗОЛОТАЯ ЦЕПЬ МИЛОСЕРДИЯ» ВОКРУГ АВСТРАЛИИ И НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ
    2024-10-07 09:13

    В разных странах мира установлены десятки мемориалов в память о жертвах Геноцида армян, ассирийцев и понтийских греков, совершенного Османской империей в начале ХХ века. За сто лет после массовой резни младотурками представителей этих народов на мировые киноэкраны вышло немало разножанровых фильмов о Геноциде, снятых как армянскими, так и зарубежными кинематографистами.