«И ПОЛНАЯ УТРАТА ЛЮБВИ И СТЫДА»
Когда турки готовились, осуществляли, а затем и задним числом оправдывали Геноцид армян, они представляли нас народом, который просто грех было не уничтожить.
Когда в разгар карабахско-азербайджанской войны азербайджанцы переиздали все известные в мире антиармянские пасквили и заполнили ими все пространство бывшего Союза, то цель этой подлой акции тоже была проста и понятна – подобный народ не может быть прав ни в чем, естественно, и в вопросе Карабаха.
Когда армянский автор в армянской газете в Армении заводит ту же заигранную пластинку, наивному читателю не остается ничего более, как задаться недоуменным вопросом: кому и для чего это нужно?
Когда Ваграм Мартиросян, автор статьи «История одного народа» в газете «Аравот» (N158-159), накануне выборов в своем телевизионном «пасьянсе» обливал грязью оппозиционные партии и их лидеров, каждому было понятно, что это лишь один из методов внутриполитической борьбы. Когда он же по телевидению и в прессе делился своими «размышлениями» о сегодняшнем состоянии армянской литературы, то выглядело это настолько дилетантски и ангажированно, что эти «размышления» на столь злободневную и актуальную тему не только не вызвали, казалось бы, неизбежной дискуссии, но и не получили, по существу, ни одного серьезного отклика. Теперь же, когда г-н Мартиросян пытается «иронизировать» по поводу национального характера собственного народа и его истории, «осмеять» и опошлить священные для него события и имена, то, повторяем, остается только выяснить: кому и для чего это нужно?
Неужели только для того, чтобы прийти в конце к банальным сентенциям: нужно «работать, работать и работать»... и нужно «любить Родину такой, какая она есть»?
Хотим быть правильно понятыми. Речь не идет о нетерпимости какой-либо критики в адрес собственного народа. Уроки подобной критики преподали нам еще наши классики – от Хоренаци до Абовяна, до Отьяна и Чаренца. Перечитайте «Искры» Раффи, и вы убедитесь, что вряд ли кто-либо писал так резко и трезво об армянском народе, как этот великий патриот, утверждавший, что, скрывая болезнь, ее не вылечить. Есть ли необходимость объяснять разницу между, говоря словами Абовяна, «скорбью патриота» и экзерсисами г-на Мартиросяна?
Любые подобные сравнения просто кощунственны. Ибо статья «История одного народа» (а это всего один из эпизодов кампании, целенаправленно ведущейся в настоящее время на телевидении, в ряде органов печати и ставшей чуть ли не государственной политикой) откровенно направлена на расшатывание и разрушение исторической памяти армянского народа, системы его духовных ценностей, национальной идеологии. На превращение армян в манкуртов (не хотелось прибегать к этому затасканному в последнее время слову, но здесь оно как никогда уместно).
Первый шаг на этом пути – это даже не открытое отрицание святынь, устоявшихся символов и знаков, лежащих в основе национальной духовности, а утверждение скептического отношения к ним. Метод этот испытанный. Вспомним недавнее прошлое. В конце 80-х годов, накануне распада СССР, советскую прессу заполонили статьи типа «А был ли залп «Авроры»?». Нас, конечно, сейчас меньше всего интересует, был ли в действительности этот злополучный залп. Мы говорим только о самом методе: «Аврора» - один из священных символов советской идеологии, и формирование скептического отношения к подобным символам было не- обходимо для разложения всей системы. А сегодня нас вынуждают заду- маться: «А был ли Аварайр?» - так как, видите ли, о нем не упоминается в иранских учебниках истории. В турецких учебниках истории, к примеру, не упоминается Геноцид армян 1915 года. Что же, по мнению г-на Мартиросяна, его тоже не было?
Дело здесь, конечно, не в исторической достоверности или мнимости тех или иных упоминаемых г-ном Мартиросяном фактов или событий и даже не в их толковании. И поэтому мы намеренно не вступаем с ним в спор «по существу». Хотелось бы предостеречь от этого и историков или просто национально мыслящих армян, которые в праведном своем гневе вдруг вознамерились бы вступать в подобный спор или опровергать подбрасываемые нам измышления. Делать этого не следует ни в коем случае! Ведь на этом и построен расчет. Спровоцировать дискуссию, поток опровержений, научных споров, которые в итоге и должны способствовать формированию в народе скептического отношения к устоявшимся собственным духовным ценностям.
Автор объясняет свою позицию заботой о будущем нашего народа. Однако для того чтобы понять смысл «истин» г-на Мартиросяна, нет необходимости заглядывать в будущее. Достаточно только представить (если подобное вообще можно представить) наш народ в его историчес- ком развитии без той системы ценностей, которую пытается опошлить и разрушить новоявленный претендент (судя по названию статьи) на лавры Салтыкова-Щедрина. Может быть, в его судьбе что-то было бы лучше, а что-то хуже, но, безусловно, это был бы какой-то другой народ, не армянский. Вероятно, это был бы как раз тот народ, в который хотели бы превратить нас г-н Мартиросян и его заказчики.
Не собираясь обсуждать исторически сложившиеся положи- тельные или отрицательные черты нашего народа, тем не менее не могу с удовлетворением не заметить, что людей, мыслящих подобно В. Мартиросяну и его высоким единомышленникам, в нем всегда было ничтожно мало, а оценка, данная им историей, всегда справедлива. О них – и слова Мовсеса Хоренаци, вынесенные нами в заголовок.
21 октября
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2015-05-13 14:10
Поток касающейся Турции информации в последние месяцы не прерывался и не ослабевал. Не ослаб он и после 3 октября, когда счастливое лицо премьер-министра Эрдогана должно было оповестить мир о том, что цель достигнута и двери в ЕС открыты.На самом же деле в тот день мало что по существу решилось, и перспективы вступления Турции в семью цивилизованных европейских народов как были туманными до 3 октября, таковыми и остаются.
-
2015-05-12 11:01
Книга “ОПЕРАЦИЯ НЕМЕЗИС, РАССКАЗАННАЯ ЕЕ УЧАСТНИКАМИ” содержит переведенные на русский язык воспоминания непосредственных участников операции “Немезис” (Микаела Варандяна, Согомона Тейлиряна, Шаана Натали, Мисака Торлакяна, Аршавира Ширакяна, Григора Мержанова, Арама Ерканяна, Азвина, Даре Айказяна и Симона Врацяна), а также статьи автора, написанные в разное время на эту тему и ставшие фактически предисловием к данному изданию. В большинстве случаев материалы на русском языке публикуются впервые. Автором статей и переводов явился известный публицист Левон Микаелян (Казарян), проработавший в газете «Голос Армении» на должности заместителя главного редактора более 16-ти лет.
-
2011-09-29 00:00
Каждый, кто пытался осмыслить исторические пути и судьбы армянской литературы, охватить ее широким ретроспективным взглядом, определить ее своеобразие в контексте мировой, не мог не прийти к выводу, что основная особенность армянской литературы, предопределившая ее основное содержание, тематику и проблематику, своеобразие ее поэтики, жанровой и образной систем, - это лежащая в ее основе национальная идея.Если попытаться дать краткое, буквально в двух словах определение, девиз и кредо армянской литературы, да и всей армянской книжности от ее истоков до наших дней, то и здесь нам не пришлось бы искать что-то новое. Достаточно вспомнить лаконичную формулу, предложенную Хачатуром Абовяном полтора века назад для характеристики своей великой книги "Раны Армении", - "плач патриота".
-
2011-07-07 00:00
заявил в интервью "ГА" Рафаэл АМБАРЦУМЯН, председатель организации "Обет национального союза" - Вы и некоторые другие нждеведы считаете днем рождения Нжде 1 февраля, а не 1 января, как считал составитель первой полной биографии Нжде Аво. На чем основывается ваша версия? - На единственном дошедшем до нас документе, указывающем день рождения Нжде точно, - на составленном в 1916 году рукой Нжде "послужном списке". Документ этот подписан также генералом Смбатом Борояном. Этот документ обнаружил и опубликовал в "Историко-филологическом журнале" (№1, 2001) историк Ваан Меликян. В документе указано, что Нжде родился 20 января по юлианскому календарю, то есть 1 февраля по новому стилю.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-12-05 11:08
Злая насмешка судьбы в том, что Первую карабахскую борьбу за свободу Арцаха, за его армянское существование выиграло поколение, воспитанное в Советском Союзе, вошедшее в сознательную жизнь при Советском Союзе. А сдало Арцах на уничтожение поколение, воспитанное в независимой Армении, вошедшее в сознательную жизнь во времена независимой Армении. Выиграло войну за справедливость поколение, воспитанное в «тоталитарном» государстве, проиграло поколение, взращенное государством «независимым».
-
2023-06-03 10:32
«В Москву, в Москву, в Москву!» - хотели известные три сестры. И красивых девушек вполне можно было понять. И с точки зрения женской логики. Да и с точки зрения логики вообще.
-
2023-04-28 10:22
Великий армянский политик, он же секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян в последнем своем интервью Общественному телевидению сравнил сегодняшние дни с 1914-м годом. Наверное, очень доволен собой и своей прозорливостью. Сравнил в том контексте, что, дескать, тогда Россия включилась в Первую мировую войну, чтобы помочь сербам, армяне тоже связывали с Россией надежды, но в итоге Россия ушла из Кавказского региона, армяне остались наедине с турками.
-
2023-04-24 10:22
В Матенадаране состоялось мероприятие «Популяризирующая армянскую культуру иноязычная литература», приуроченное к 18 апреля – Дню памятников и исторических мест. Были презентованы книги, изданные на основе грантовых программ Министерства образования, науки, культуры и спорта РА.