Последние новости

ТРИЛЛЕР О ДЕБЕДСКОМ УЩЕЛЬЕ

Непровинциальный спектакль в провинции

Знаете, как выглядит на деле та самая децентрализация культуры, о которой так много и малопродуктивно говорится? Это вовсе не периодические фанфарные акции в регионах и уж тем более не умилительные идеи типа передислоцировать Минкульт куда-нибудь в провинцию, словно государственное присутственное место суть производство культуры. Это когда там, "на местах", происходит нечто такое, что и становится прекрасным воплощением не только этой самой злополучной децентрализации культуры, но культуры вообще...

 

В Драматическом театре города Раздана состоялась премьера спектакля по мотивам поэмы Ов. Туманяна "Лореци Сако" в постановке художественного руководителя театра Ашота САРКИСЯНА.

НА ДОБРОТНОМ ЗДАНИИ – ИЗ ТЕХ, ЧТО ПРИНЯТО ОТПИСЫВАТЬ К ЭПОХЕ СОВЕТСКОГО АМПИРА – едва ли не по всей длине карниза на фасаде серебрятся аршинные буквы: "Драматический театр". Такие здания по нынешним временам – и счастье и горе своих обитателей, а аршинные буквы – не столько сияние славы, сколько бутафорская попытка застолбить за собой право на "неприбыльное" творчество, право на жизнь. Через колоннаду центрального входа заходим в фойе, где все сияет чистотой до блеска, а со стен на вошедших смотрит ареопаг драматургов от Шекспира до Сундукяна – большие стилизованные портреты, живописные, а не принтованные. Проходим в зал. Да-а-а! Сейчас таких не делают! Кажется, аналогов в панораме армянских театральных залов и не найдешь. Если не оглядываться на элемент шика – разве что Опера. А скорее – небольшие европейские театральные здания, история и очарование которых часто окупают с лихвой все недостатки происходящего на сцене. Это полукружье кресел! А чудесные, по всему периметру ложи с бархатными занавесочками, словно балконы, под которыми должны петь серенады! Оговоримся сразу: едва ли не все приехавшие из столицы режиссеры – а многие оказались в разданском театре впервые – сразу же стали говорить: "А стоит приехать и поставить здесь что-нибудь. Достаточно задействовать возможности самого зала и какая конфетка может получиться!"

Кажется, даже люди театра открыли для себя Драматический театр Раздана года три назад. В рамках фестиваля "Театр –Х" ехали на очередной просмотр и оптимизма не испытывали – понятно, что шедевра ждать не приходится, и понятно, что надо поддерживать культуру в провинции… Какие-то смутные надежды зародились еще до начала спектакля, стоило оказаться в кабинете руководителя театра, вдохновителя, служителя и хозяина здешних "театральных мест" Ашота Саркисяна. И дело не только в обаянии и интеллигентности этого почти седого моложавого человека. Рассматривать стены его кабинета не менее интересно, чем смотреть спектакль. Коллажи и живопись, соединения несоединимого, сочетание несочетаемого. Сразу видно, что поклонник Параджанова. Сразу видно, что не эпигон. Сразу ясно, что от человека с таким воображением и отношением к факту искусства как рукотворной вещи можно ждать сюрпризов. Тогда спектакль оказался не просто сюрпризом – он поразил. А если учитывать архискромные возможности, то, глядя на разворачивающееся на сцене действо, напоминающее оживающие картины Минаса, только и оставалось, что руками развести – откуда что берется!

 Драматический театр Раздана"НАВЕРНОЕ, ВАМ УЖЕ НАДОЕЛО СЛУШАТЬ ЖАЛОБЫ НА НЕХВАТКУ СРЕДСТВ, но у нас не нехватка даже, а практически отсутствие, - говорит Ашот Саркисян. – Шесть миллионов драмов в год, которые выделяет местная администрация и которые, естественно, облагаются налогами. Этого едва хватает на мизерные зарплаты для очень небольшого коллектива. Ну и периодически закидываются пробные шары, попытки от нас благополучно избавиться, типа – театр умер своей смертью. Вот недавно была попытка сократить штат уборщицы… Это только кажется, что смешно! Мы, правда, сами стараемся содержать здание в идеальном порядке, как видите, но вот такие мелкие уколы не только раздражают, но дают возможность "видеть перспективу".

Земля полнится не только дурными слухами, и на премьеру нового спектакля раздановцев "Лореци Сако" отправилась целая делегация столичных деятелей театра и кино. В ее рядах был замечен и директор Параджановского музея Завен Саркисян. Почтили спектакль своим присутствием и представители местной администрации в лице вице-марзпета и вице-мэра. Зал был полон принарядившейся и воодушевленной присутствием именитостей и знаменитостей публики, словом, премьера получилась вполне пафосная.

"Это же практически спектакль Кости Треплева!", - говорил сразу по окончании спектакля один из театральных корифеев. Более точного определения не найдешь!", - вторил второй. С одной важной оговоркой – творение знаменитого чеховского персонажа публика не оценила. Спектакль Ашота Саркисяна и его команды вызвал шквал аплодисментов и вызовы на бис! в финале и самые высокие оценки профессионалов, когда главное испытание осталось позади.

Было от чего прийти в восторг. "Лореци Сако" - поэма вроде бы малопригодная для сценического воплощения. Но из миража, из ничего, из сумасбродства своего Ашот Саркисян, выступивший в спектакле и в качестве режиссера, и сценографа, и художника по костюмам, и музыкального оформителя, создал действо, наглядно показывающее, от чего потерял рассудок сын гор, пастух и богатырь Сако. Ущелье Дебеда предстало перед зрителями во всем своем ворожащем, мрачном, прекрасном, мистическом блеске. Точнее в темном мерцании в бликах бледной луны.

Давно известно, что голь на выдумки хитра, но чтобы так – пару полотнищ и три софита? И смеркалось, и горы подступали ближе, и ущелье гудело, выло, шипело пенами Дебета и звуками точно подобранной электронной музыки, вдыхая, втягивая в себя зал. И кричал, метался несчастный Сако, и всполохи света, взрезавшие темноту сцены, высвечивали выпуклый и точный пластический рисунок роли, и хохотала турчанка-одалиска в бешеном ритме танца-шабаша, и звало, звало колдовское ущелье…

 "У НАС НЫНЧЕ НЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВРЕМЕНА, НО ВОТ ПОСМОТРИШЬ ТАКОЙ СПЕКТАКЛЬ и начинаешь верить, что не зря занимаешься этим делом", - говорил потом на приеме, устроенном в честь премьеры и приезда столичных гостей председатель СТД Акоп Казанчян. "Мы гордимся, что в нашем городе живет и работает Ашот Саркисян", - отвечал ему кто-то из местных аксакалов. Воодушевленные люди театра не просто сыпали комплиментами. Кто-то дал четкие и подробные инструкции, в какие инстанции и в какой последовательности надо обращаться, чтобы через региональную программу решить вопрос отопления здания. Кто-то обещал подарить разданскому театру какую-то световую технику, оказавшуюся ненужной после переоснащения. Кто-то посулил привезти списанные из выпавших из репертуара спектаклей театральные костюмы и реквизит…

"Мы очень рады, что наше мнение о работе этого театра и особенно Ашота Саркисяна нашло подтверждение в устах таких авторитетных людей, - сказал вице-губернатор Котайкской области Карен Маркарян. - Мы гордимся тем, что в нашем городе есть такой очаг культуры, такой художник. Театр находится в фокусе внимания властей и лично марзпета. За последние годы здесь многое было сделано не только в творческом плане. Если бы вы приехали сюда несколько лет назад, в зале даже кресел нормальных не было. Сейчас мы занимаемся тем, чтобы решить проблему с отоплением. Руководство марза и города делает и будет делать все от него зависящее, чтобы разданцы, которые любят этот театр и гордятся им, чувствовали себя в нем комфортно во всех смыслах и имели возможность приходить сюда во все времена года".

 

Давайте надеяться, что это не просто спич-тост. Ведь так она и выглядит на деле - та самая децентрализация культуры, о которой так много и малопродуктивно говорится. Не периодические фанфарные акции в регионах, а факт искусства и культуры, который рождается на местах, сеет разумное, доброе, вечное. Ведь у детей, которые пришли на премьеру "Лореци Сако" - а их в зале было немало, - при условии, что это не редкие, одноразовые акции, уже сейчас появляется не только привычка периодически нацеплять бантики и ходить, держа за руку родителей, в присутственное место. Появляются рефлексы восприятия чего-то более сложного, того, что словами, может, и не объяснишь, но почувствуешь самой глубиной души. Ашот Саркисян доказал, что и один в поле воин. Ведь посмотришь такой спектакль и начинаешь верить в силу искусства.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • 500 ТЫСЯЧ ДРАМОВ - А РАДОСТИ НА МИЛЛИОН!
      2021-10-13 09:51
      1288

      Через площадь, освещенную разноцветными фонариками, в Драматический театр Абовяна шел зритель. Зритель, несмотря на холод, по-вечернему нарядный - многие дамы в платьях в пол. Это было уместно - у входа их встречали юноши во фраках и цилиндрах и провожали в свежеотремонтированное и приукрасившееся фойе, где играл струнный квартет, стояли цветы в вазах и красивый фуршетный стол. Театр Абовяна отмечал свое 40-летие и открытие Пятого театрального фестиваля, который, благодаря местной администрации и Союзу театральных деятелей Армении, уже стал традиционным.

    • "ПЫШКА": ГРОМКИЙ УСПЕХ НА БЕРЕГУ ТИХОГО ОКЕАНА
      2021-10-06 10:03
      4160

      "Пышка" - это пушка, способная брать города! По крайней мере, Владивосток она уж точно покорила!", - такой отзыв в соцсети оставил один из многочисленных зрителей Международного Тихоокеанского театрального фестиваля. И аналогичные отклики можно множить и множить. Ибо успех спектакля "Пышка" ереванского Государственного театра "Амазгаин" им. Соса Саркисяна во Владивостоке, на берегу Тихого океана, был оглушительно громким. А главное, опять же открыл перед ним новые перспективы.

    • СКВОЗЬ ВОЙНУ, СКВОЗЬ КАМНИ - СКВОЗЬ ВЕКА!
      2021-09-24 09:37
      4879

      Ровно через месяц после премьеры спектакля "С неба упали три яблока", поставленного Каринэ Кочарян по повести Наринэ Абгарян на сцене Степанакертского драматического театра им. Папазяна, состоялся его показ в Ереване. Все повторилось - и аншлаг в зале, и смех и слезы, и нескончаемые крики "браво!" И этот большой успех арцахцев заставлял не только в очередной раз восхититься стойкостью их духа. Он заставлял поверить - снег не может идти вечно, рано или поздно непременно выглянет солнце...

    • МЕМОРИАЛ ГЕРОЯМ "НЕМЕЗИС" - ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
      2021-09-20 11:33
      5359

      "Заверяю вас - мы принимаем историческое решение. Ереван - вечный город, и этим решением мы навечно передаем потомкам наше национальное достоинство. Достоинство, потребность в котором мы сегодня обязаны ощущать спинным мозгом. Мы обязаны восстановить свою пошатнувшуюся гордость - в память тех сынов, которые доказали, что у армянского народа есть глубокая ответственность перед национальной самостью и национальным достоинством. Сегодня нам нечего доказывать миру. Они все доказали за нас, осуществив акт высшей справедливости. Сегодня мы обязаны выбрать национальное достоинство и пронести его через века, ибо оно - залог жизни армянского народа в веках", - говорил Камо Ареян.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • 500 ТЫСЯЧ ДРАМОВ - А РАДОСТИ НА МИЛЛИОН!
      2021-10-13 09:51
      1288

      Через площадь, освещенную разноцветными фонариками, в Драматический театр Абовяна шел зритель. Зритель, несмотря на холод, по-вечернему нарядный - многие дамы в платьях в пол. Это было уместно - у входа их встречали юноши во фраках и цилиндрах и провожали в свежеотремонтированное и приукрасившееся фойе, где играл струнный квартет, стояли цветы в вазах и красивый фуршетный стол. Театр Абовяна отмечал свое 40-летие и открытие Пятого театрального фестиваля, который, благодаря местной администрации и Союзу театральных деятелей Армении, уже стал традиционным.

    • СКВОЗЬ ВОЙНУ, СКВОЗЬ КАМНИ - СКВОЗЬ ВЕКА!
      2021-09-24 09:37
      4879

      Ровно через месяц после премьеры спектакля "С неба упали три яблока", поставленного Каринэ Кочарян по повести Наринэ Абгарян на сцене Степанакертского драматического театра им. Папазяна, состоялся его показ в Ереване. Все повторилось - и аншлаг в зале, и смех и слезы, и нескончаемые крики "браво!" И этот большой успех арцахцев заставлял не только в очередной раз восхититься стойкостью их духа. Он заставлял поверить - снег не может идти вечно, рано или поздно непременно выглянет солнце...

    • ЦВЕТ "ГАРДЕНИИ"
      2021-09-15 12:53
      5457

      Молодая армянская театральная режиссура продолжает громко заявлять о себе с международных площадок. На ковидной планете выезд за рубеж - сам по себе факт отрадный. А когда факт выезда трансформируется в фурор, произведенный как в рядах широкого, но искушенного зрителя, так и профессионалов, чувство гордости резонно и заслужено. Именно фурор произвел спектакль "Гардения", поставленный Гором Маркаряном на сцене Ереванского Государственного русского драматического театра им. К.Станиславского, на проходящем в белорусском Бресте 25-м Международном театральном фестивале "Белая Вежа".

    • "ЧАСТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ" В СТРАНЕ МУТАНТОВ
      2021-08-31 10:45
      2504

      18 августа в большом зале степанакертского Дворца культуры и молодежи состоялась премьера спектакля "С неба упали три яблока", поставленного по роману Нарине Абгарян. Инициатор, продюсер и режиссер - проживающая ныне в Нью-Йорке некогда звезда Национального театра им. Г. Сундукяна Карине Кочарян.