Последние новости

ФАНТАСТИЧЕСКИЙ МИР ГАЗАЗА

Искрометное, своеобразное по сюжету, почти фантастически многозвучное по колориту искусство Эмиля Газаза снискало широкую популярность. Впервые о нем я узнала от Генриха Игитяна: "Потрясающе талантливый, - сказал он, - и, как всякий большой художник, - самобытный, неуправляемый. Тебе надо непременно с ним познакомиться и написать о его работах".

Надо отдать должное этому уникальному искусствоведу - он был подлинным открывателем новых имен. Как верно он умел распознать и не пропустить самые удачные проявления современных художников, приобретая лучшие их работы для музея, поддержать их вовремя, давая тем самым своеобразную путевку в жизнь. Вот среди таких открытий Игитяна - Эмиль Газаз.

 Работа Эмиля ГазазаРАБОТЫ ГАЗАЗА Я УВИДЕЛА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД, ЕЩЕ ПРИ ЖИЗНИ ГЕНРИХА, когда он в Музее современного искусства на ереванском проспекте Маштоца, 7 открыл выставку этого мастера. Картины и скульптуры Газаза (в нем удивительным образом сконцентрировалось врожденное дарование живописца и неординарного скульптора) произвели на меня сильное впечатление какой-то первозданностью, чистотой, свежестью. В них чувствовался большой дар их создателя. Яркие и чрезвычайно насыщенные в цвете, они в то же время очень легки и гармоничны. Некоторые жанровые сцены, женские и мужские портреты поражали непосредственностью наблюдения, остротой глаза и полной свободой выражения. Привлекал их красивый и в то же время нервный и терпкий живописный язык.

Неординарны и скульптуры Газаза. Сложные, яркие и выразительные формы его скульптурных работ эпатируют и настораживают неподготовленного зрителя. К ним надо привыкнуть: они не сразу открываются неискушенному взгляду. Их следует долго изучать - только так распутается клубок мыслей и настроений автора. Объекты, преображенные до неузнаваемости, вдруг предстают в реальном виде, нужно только научиться их распознавать.

...Родился Газаз в Гюмри - городе, богатом своими художественными традициями. В его жилах клокочет чувственная гюмрийская кровь. Первоначальное образование он получил в Художественной студии имени Меркурова, затем продолжил учебу в терлемезяновском училище в Ереване, по окончании которого поступил в Ереванский художественно-театральный институт. Зоркость глаза и острая наблюдательность в сочетании с неистощимым воображением, свойственные Э.Газазу в ранние годы, получили еще большее развитие в институте. Его все время одолевает жажда: еще больше углубиться в искусство, глубже познать мир, еще не до конца открытый его внутреннему взору. Он увлекается искусством средневековья, итальянского Возрождения, испанской школой великих мастеров. Ему импонировали цветовые гармонии в живописи Карпаччио и Веронезе, карнавальные сценки в картинах Пьетро Лонги, монументальные композиции на полотнах Тьеполо, искусство Боттичелли, Микеланджело, таинственный и глубокий мир Эль Греко, Веласкеса, Гойи... Слушая эхо далеких миров, мечтал стать звеном между старым и новым. Он любит старых мастеров, но следует своим собственным принципам.

 Работа Эмиля ГазазаЕЩЕ В ГОДЫ УЧЕБЫ ОН ПРИНИМАЕТ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ в республиканских и союзных выставках. Позже его картины и скульптуры демонстрируются на выставках в Европе, Южной Америке, США, получая высокие оценки и признание критиков. Тем не менее в начале 80-х годов Газаз оказался за океаном - в Лос-Анджелесе. Однако связей с Арменией он не прерывает: время от времени присылает свои картины в дар Музею современного искусства в Ереване и музею родного Гюмри.

В Лос-Анджелесе он живет уединенно, удалившись в полные удивительных откровений самолично сконструированные пространства, - миры, населенные фантастическими существами, где смещены привычные представления и очень мало житейской суеты. Он ищет обобщенные художественные идеи. Работает и творит с таким темпераментом и с такой энергией, словно желает опередить время.

В искусстве Газаза слияние и скрещивание, казалось бы, исключающих друг друга тенденций составляют совершенно особый неповторимый сплав, сквозь который проступает своеобразное, остро индивидуальное видение художника. В его картинах и скульптурных портретах и композициях есть ирония и гротеск. Образы его творений то корчатся в ужимках, то бесстрастно, словно идолы, смотрят на нас. Да, люди - оборотни и лицедеи. В них все - позерство, притворство, безмятежное самодовольство, нарочитая степенность обывателя - черты, свойственные многим людям во все времена. Их носители перешли и в наше время, только это надо увидеть, распознать.

Бурная натура художника - неугомонная, движимая могучей фантазией, разумеется, не укладывается в обычные рамки. И сердце его не стучит в такт обычным жизненным ритмам. Он, как никто другой, воплощает яркость, переменчивость, залихватскую удаль. И это отражается в его работах. Его искусство выражает правду посредством метафор, символов, аналогий. И единит все творчество художника - и живопись, и скульптуру - фантазия. Она вспыхивает в разных ситуациях, в разных проявлениях. Фантазия уводит его в дебри человеческой души, психологии, в дебри человеческих отношений.

И вот этот фантастический мир, отраженный в его искусстве, впервые столь весомо и зримо предстал и перед иностранными зрителями: американцами, итальянцами, португальцами. Вероятно, его самобытность, необузданность, окрыленность пришлись по душе американцам. Но его работы пользуются успехом не только в Америке. Он удостаивается высокой премии на флорентийском биеннале и других наград, участвуя в  различных конкурсах и выставках.

 Работа Эмиля ГазазаНЕ ЗНАЮ, ЛЕГКО ЛИ ХУДОЖНИКУ В ЧУЖИХ КРАЯХ. НО, ВИДИМО, его выручают энергия, преданность делу, энтузиазм.

В сложных, но всегда ярких и выразительных формах, художник передает свое отношение к жизни. Подчас его гротескные работы отпугивают, настораживают, но неизменно увлекают своей откровенностью, стремлением вторгнуться в многомерный человеческий мир. При всей своей метафоричности и многозначности этот мир чрезвычайно органичен и убедителен, отмечен смысловым и пластическим богатством. Он труден для восприятия: работы художника нужно внимательно смотреть и изучать. Эта сложность заключается в том, что они имеют особый язык подтекста, намеков, ассоциаций и иллюзий. Как хочешь - так и понимай их: все зависит от твоего настроения, способности вырваться за пределы сознания, где неожиданно возникают мысли о прихотливости союза двух разных существ, где полеты животных не в реальности, а в сновидениях, а раз так - то рукой подать до древнейших мотивов с их крылатой тайной. Вместе с тем поиски кода проходят через обманчиво простые пластические ходы. Но за простотой композиции стоит огромная работа. Ведь известно, что простота требует неимоверных усилий ума и сердца.

Рисует Газаз необычно, словно бросает линии, точки, кляксы, и всегда незавершенно - часть человека, часть зверя, часть лица. Но во всем этом живут характеры. Слияние и скрещивание, казалось бы, исключающих друг друга фрагментов (человеческая голова и лошадиные ноги), сосуществование в одной композиции разнообразных элементов составляют совершенно особый сплав, отражают характерные особенности его импровизаций, совмещающих реальность и вымысел, ироническое восприятие действительности со сказочной фантазией. У художника не отнимешь способности придать иллюзию жизни фантастическим порождениям его воображения - он заставляет неправдоподобные существа жить человеческой жизнью.

Используя образы аллегорических персонажей, Газаз создает свое мистическое и в то же время вполне реальное пространство. Его легкий и сильный мазок непринужденно строит форму: мазки, то плотные, почти рельефные, то текучие и прозрачные, создают виртуозные пространственные эффекты. В изображенных персонажах художника волнуют не внешние признаки красоты (ее вы не увидите), а скрытые характеристики. Объекты преобразуются во взаимоотношениях с другими объектами в неожиданных сочетаниях и контактах. Кажется, что художник последовательно добивается эффекта полной неузнаваемости.

Бурная, движимая артистической стихийностью жизнь Газаза имеет свою внутреннюю логику, с которой удивительно гармонирует сложная и противоречивая его натура. Логика эта заключается в беспрестанном поиске и в утверждении нового. Лучшим доказательством всему - его искусство, самобытное и органичное в истинном смысле этого слова.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ОН ВНЕ ВСЕХ
      2024-11-15 10:34

      16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей.  Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.

    • ЧЕЛОВЕК-ПРАЗДНИК
      2024-11-13 10:24

      Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.

    • УРОКИ СОТРУДНИЧЕСТВА И ДУХОВНОСТИ ОТ НАЦИОНАЛЬНОГО ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
      2024-11-06 10:40

      Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.

    • ЭТО ВСЕГДА ОТКРОВЕНИЕ
      2024-10-30 09:48

      31 октября классику армянского зарубежья Эдгару ШАИНУ исполнится 150 лет Время, конечно, обладает могучей властью, меняет "глаз", совершенствует видение. Его действие порой оказывается непредсказуемым. Иногда с годами от былых увлечений мало что остается: легенда развенчивается, а яркий ореол вчерашних кумиров меркнет в глазах нового поколения. Не происходит ли нечто подобное и с Эдгаром Шаином, с его произведениями? Не останутся ли они в прошлом, безвозвратно отодвинутыми иными художественными веяниями?

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НАША ВИКТОРИЯ НА БИЕННАЛЕ В ИТАЛИИ
      2023-08-26 10:35

      Известный художник-дизайнер Анна Арутюнян на днях вернулась из Италии, где представляла армянское изобразительное искусство. Около 40 полотен зрелых мастеров, имена которых вписаны в историю отечественной живописи, и порядка 70 работ юных художников – воспитанников разных культурных центров Армении Анна представила широкой международной публике в рамках проходящей в Римской Ривьере I Биеннале по искусству (I Biennale d’Art Della Riviera  Romana).

    • АРТ СТУДИЯ «СЕДРАКЯН» ПРИГЛАШАЕТ НА ВЫСТАВКУ
      2023-07-01 09:54

      Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.

    • СИНТЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО АНАТОЛИЯ АВЕТЯНА
      2023-06-17 10:36

      В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.

    • ГОГЕН, ПИРОСМАНИ И... ПАШИНЯН
      2023-06-14 13:07

      Случаются в нашем искусстве события, которые иначе чем эпохальными не назовешь. В аннотации так и сказано - иллюстрация того, "какие концепции и эстетики открываются в живописи и, в целом, в актуальном искусстве дня сегодняшнего, и какие изменения происходят в искусстве и, в целом, в обществе в армянском контексте".