У КАРТИНЫ "НЕИЗВЕСТНАЯ" КРАМСКОГО
Финны говорят, что у робкого мужчины не будет красивой жены. Наверное, потому что женщина - "первообраз красоты", а красота задумана как награда за доблесть. Недаром из олимпийских небожителей, возгоравшихся желанием жениться на Афродите, сумел пробиться к ней бог войны. Окутавшись облаком, они предавались любви, от которой родилась дочь по имени Гармония.
С ТЕХ ПОР ЛЮДИ ЗНАЮТ, ЧТО ЖЕЛАННОЕ ДИТЯ РОДИТСЯ ОТ ВЗАИМНОЙ ЛЮБВИ, ласковыми узами держащей у его колыбели мужчину и женщину. Но узы развязываются и, увы, не одновременно. Если первой уходит она, мужчина ищет утешения, добиваясь богатства, власти, славы. Когда же уходит он, рушится мир, в котором главное для женщины - любовь в многообразных ее проявлениях...
"Не отрекаются, любя"... Но это единственное клятвопреступление, за которое Бог не карает мужчину. Потому что сам отнимает разум у одержимого страстью возлюбленного, клянущегося в вечной любви. Но ведь даже звезды гаснут, значит, и "это кому-нибудь нужно".
"Не обещайте деве юной любови вечной на земле", поет добрый Окуджава. А злой Ницше говорит: "Мужчина - воин, а женщина - услада для солдата". Но не каждый - воин и не каждая - только услада...
Вот, подъезжая к окутанному туманом мосту, она смотрит в небо, чтобы не выкатывались слезы. Лишь одна не удержалась в чаше страстей, переполненной тревогой, надеждой, печалью... Но не обидой: ведь обида предполагает превосходство обидчика. А может, на ее щеке не слезинка вовсе, а капля дождя? Может, забудутся:
"Первая встреча, последняя встреча,
Тихого голоса звуки любимые."
Художник в растерянности: он хотел изобразить чувства, но женщина поднялась выше страстей. И возникла аллегория возвышенного достоинства. Быть может, и поэтому не иссякает поток людей, отдающих "Неизвестной" дань уважения. Хочется молча смотреть на нее и уходить, не поворачиваясь спиной, а отступая вспять, как полагается перед величием.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2015-12-25 16:34
Ностальгия возвышенная и низкая (О гражданском и обывательском понимании независимости) Вчерашний раб, усталый от свободы… Из Максимилиана ВОЛОШИНА "Независимость на хлеб не намажешь" - жалуется один армянский поэт. "Наш народ живет в ожидании очередного геноцида" - пророчит другой. А известная поэтесса оплакивает Советский Союз. Мне понятна благородная тоска русского человека по утраченному величию своей родины; а по чему тоскует армянка? По неволе? Но именно о воле мечтала национальная элита полтысячелетия. Потому что осознавала не только безнравственность рабства, но и то, что подчинение на своей земле другим народам рано или поздно приводит к ассимиляции или геноциду.
-
2014-12-26 14:59
Ох, я в Венгрии на рынок похожу, на немецких на румынок погляжу. Владимир Высоцкий Мне предложили написать миниатюру под названием "Фантастика!" (с восклицательным знаком). Понимая, что многих верящих в инопланетян и реинкарнацию трудно чем-то удивить, решил описать реально случившиеся события, то есть воспользоваться принципом "от противного".
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-07-01 09:54
Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.
-
2023-06-17 10:36
В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.
-
2023-06-14 13:07
Случаются в нашем искусстве события, которые иначе чем эпохальными не назовешь. В аннотации так и сказано - иллюстрация того, "какие концепции и эстетики открываются в живописи и, в целом, в актуальном искусстве дня сегодняшнего, и какие изменения происходят в искусстве и, в целом, в обществе в армянском контексте".
-
2023-04-24 10:05
Более 120 лет отделяют нас от дня рождения и 75 лет от дня кончины величайшего армянского художника, подлинного новатора Аршила Горки, творчество которого так же своеобразно и многолико, как и выдвинувшая его эпоха. Этот признанный новатор был из тех, кто в полной мере испытал на себе все ужасы армянской трагедии начала XX века – резню, беженство, сиротство, чужбину.