Последние новости

ИЗРАИЛЬ И ТУРЦИЯ СНОВА ПАРТНЕРЫ?

Шаги, предпринятые Турцией и Израилем по налаживанию отношений, отражают еще один этап пересмотра внешней политики Анкары, активно проводимого в последние месяцы. 17 декабря стало известно о переговорах между сторонами вокруг урегулирования отношений, разорванных после нападения в 2010 г. израильских военных на морской конвой, целью которого был прорыв блокады сектора Газа. Сообщается, что в проходящих в Швейцарии переговорах принимают участие заместитель главы МИД Турции Феридун Синирлиоглу и представители премьер-министра Израиля и разведки "Моссад". 

ПО ДАННЫМ ИЗРАИЛЬСКИХ СМИ, В РАМКАХ РАЗРАБАТЫВАЕМОГО ДОКУМЕНТА О ПРИМИРЕНИИ предусмотрено, что Израиль выплатит Турции $20 млн компенсации за инцидент с гуманитарным конвоем, стороны восстановят прежний уровень дипотношений и вернут послов, а турецкий парламент примет закон, аннулирующий претензии к военнослужащим израильской армии в связи с морским инцидентом.

Данные действия Анкары стали на сегодня одним из направлений указанного пересмотра внешнеполитического курса Турции на региональном уровне. Аналогичные сдвиги происходят в отношениях Турции и с внерегиональными центрами силы, в частности, Анкара отказалась от маневрирования между Западом и Россией, и в настоящее время действует в русле военно-политических усилий США в регионе, одновременно возобновив процесс вступления в ЕС и содействуя Брюсселю в вопросе иммиграционного кризиса. При этом все данные тенденции наметились еще до кризиса вокруг сбитого российского бомбардировщика, и конфликт с Россией вокруг этого инцидента скорее сыграл роль катализатора сдвигов во внешней политике Турции.

Параллельно не менее существенные сдвиги происходят в политике Турции на региональном уровне, и сближение с Израилем является в этом отношении одним из важных этапов. В нем выделяются два аспекта: геополитический и энергетический. Анкара продолжает сближение с региональными центрами силы, выступающими в качестве основных противников Ирана, отказавшись от балансирования теперь уже на региональном уровне. Ранее Турция стремилась скорее маневрировать в конфликте вокруг ядерной программы Ирана и в рамках конкуренции между Саудовской Аравией и Тегераном, сохраняя уровень отношений с последним.

ОДНАКО РЯД ПОСЛЕДНИХ ШАГОВ АНКАРЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О КОНЦЕ маневрирования – жесткая конкуренция с Ираном в Сирии толкает Анкару на прямое присоединение к суннитской коалиции во главе с Саудовской Аравией, а теперь и на сближение с Израилем, которое в данном контексте стало вполне ожидаемым шагом. Возобновление отношений с Турцией сулит Израилю сразу несколько новых возможностей. В первую очередь это смягчение дипломатической изоляции и важный ход в борьбе с Ираном. Сближение с Турцией позволит Израилю оказывать дополнительное давление на Тегеран,  в том числе и в сфере безопасности.

Хотя пока маловероятно, что сразу же после примирения сторон будут возобновлены наиболее одиозные направления сотрудничества Израиля и Турции в военной сфере и в сфере безопасности, однако, возобновив отношения с Анкарой, Израиль в принципе получает возможность в перспективе действовать против Ирана с территории Турции, выступающей в качестве удобного плацдарма. Еще одним важным направлением для Израиля может стать отказ Анкары от поддержки палестинской группировки ХАМАС: сообщается, что в рамках разрабатываемого документа о примирении двух стран предусмотрено, что Анкара должна ограничить деятельность группировки в стране и выслать одного из его лидеров - Салеха аль-Арури.

Примирение с Израилем проливает свет на изменения некоторых методов турецкой внешней политики в регионе. Анкара, по сути, отказывается на данном этапе от активной антиизраильской риторики как средства усиления своих позиций в арабских странах. Первые выпады со стороны Анкары против Израиля наметились еще в 1970-80-е гг. и по времени совпадают с ростом значения ближневосточного региона для турецкого бизнеса. При этом тогда действия Турции практически не затрагивали сотрудничества с Израилем в сфере безопасности.

Своего пика эта тенденция достигла при Эрдогане, поставившем задачу создать сферы влияния Турции на Ближнем Востоке, и активно пытавшемся сформировать образ Турции как защитника прав палестинцев и арабских масс. Еще одним направлением этой политики стала активная поддержка Турцией массовых протестов в арабских странах с 2011 г. Однако нынешний поворот к сотрудничеству с Израилем, при одновременном альянсе с наиболее консервативными арабскими режимами говорит о том, что по крайней мере на данном этапе Турция перестала играть на арабскую улицу, предпочитая этому прагматичные альянсы с Израилем и саудитами.

КАК УЖЕ ОТМЕЧАЛОСЬ, ЕЩЕ ОДНИМ АСПЕКТОМ СБЛИЖЕНИЯ С ИЗРАИЛЕМ ПОСЛУЖИЛ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ФАКТОР, имеющий для Анкары особенное значение в условиях конфликта с Россией. После российско-турецкого кризиса Анкара активно ищет альтернативные источники поставок энергоносителей и на сегодня соответствующие договоренности достигнуты с Катаром,  Иракским Курдистаном и Азербайджаном. По данным турецких СМИ, в рамках восстановления отношений с Израилем планируется подписать 25-летнее газовое соглашение, которое позволит покрывать около 21% потребностей Турции в газе, который она в настоящее время получает главным образом из России. Планируется, что поставки газа из Израиля могут начаться уже в 2019 г. по газопроводу протяженностью 475 км, который будет проложен по дну Средиземного моря.

Помимо поставок собственно Турции планируется поставлять газ и на экспорт в Европу, причем возможно, что израильский газ в Европу может поставляться по газопроводу ТАНАП. В результате Турция, фактически потеряв роль регионального энергетического коммуникационного узла для поставок российского газа в Европу, может приобрести аналогичную функцию в случае с доставкой в ЕС израильского газа. В свою очередь Израиль приобретает канал для поставок своих энергоносителей в Европу. В целом, хотя пока рано говорить о независимости Анкары от российского газа, очевидно, что успешный поиск альтернативных поставщиков и в особенности израильский проект уже сейчас резко расширяют возможности Турции по маневру в энергетической сфере.

Эти тенденции свидетельствуют о том, что нынешнее падение уровня российско-турецких отношений может приобрести долгосрочный характер, так как энергетический альянс Москвы и Анкары выступал в качестве экономической основы отношений между Турцией и Россией. В целом же сохраняющееся вовлечение в сирийский кризис и выход этого направления на первый план в политике Турции продолжает приводить к системным сдвигам во внешней политике Анкары.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • США УХОДЯТ ИЗ СИРИИ?
      2018-12-21 14:30

      Решение президента США Дональда Трампа о выводе американских сил из Сирии в случае своей реализации окажет непосредственное воздействие на баланс сил в рамках конфликта и систему альянсов в регионе. Напомним, что Трамп заявил 19 декабря о том, что американские силы выполнили свою задачу, заключавшуюся в победе над группировкой ИГ, и необходимости в их присутствии на территории Сирии больше нет. По данным агентства Reuters, ссылающегося на свои источники, Вашингтон намерен вывести военных в течение 60-100 дней, при этом все сотрудники Госдепа США покинут Сирию в течение 24 часов.

    • США - РОССИЯ: КОНФРОНТАЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
      2018-12-17 15:27

      После инцидента в Керченском проливе наметилось быстрое обострение отношений между США и Россией. Вашингтон, по сути, отказался от имевших место попыток начала ограниченного диалога с Москвой и фактически перекрыл имеющиеся каналы коммуникаций, перейдя к новому витку военно-политической конфронтации.

    • ЛИВАН ПОД ПРИЦЕЛОМ?
      2018-12-12 15:40

      В декабре Израиль начал операцию "Северный щит" в районе границы с Ливаном по выявлению и уничтожению подземных тоннелей шиитской группировки "Хезболла". На фоне регулярных авиационных ударов Израиля по силам группировки в Сирии данная мера чревата новым обострением на ливано-израильской границе и расширением масштабов военной активности Израиля в Ливане.

    • ТУРЦИЯ - США: ТОРГ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
      2018-11-26 14:41

      Отношения между Турцией и США после уступок Анкары по делу пастора Брансона начали на первый взгляд демонстрировать признаки некоторого улучшения. Анкара и Вашингтон взаимно отменили санкции в отношении некоторых официальных лиц, введенные из-за кризиса в отношениях в связи с делом пастора.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ГОСДЕП УМЫВАЕТ РУКИ? ПАШИНЯН ЗАВЕЛ СТРАНУ В ОЧЕРЕДНОЙ ТУПИК, В КОНЦЕ КОТОРОГО ВОЙНА
      2024-10-23 09:42

      Ален Симонян утверждал, что межгосударственное соглашение о мире будет подписано в конце декабря 2023 г., а, "если не успеем, то в январе 2024 г.". 31 октября 2022 г. (спустя 2 года после 44-дневной войны и полтора месяца с агрессии 13-14 сентября) в Сочи состоялась 3-стороння встреча Алиев - Пашинян - Путин. Президент РФ стремился подтвердить, что модератором урегулирования конфликта выступает Россия, а не Запад. По итогам встречи было подписано некое декларативное заявление, которым стороны подтвердили готовность отказаться от применения силы и угроз применения силы. Это было на бумаге, а на словах Алиев не скрывал намерений открыть так называемый коридор через Сюник путем применения силы и вывести из Арцаха российских миротворцев. А в Армении с подачи властей говорили о том, что переговоры по подписанию мирного соглашения переместились в стадию завершения.

    • АРМЕНИИ НУЖНО ДОБИТЬСЯ СМЕНЫ ВЛАСТИ И ВЕРНУТЬСЯ К ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СЕРЖА САРГСЯНА
      2024-10-18 12:01

      От Турции до Саудовской Аравии и от Азербайджана до Казахстана страны действуют одинаково. Они диверсифицируют свою внешнюю политику, которую в данном случае можно назвать многовекторной. Объяснения этой тенденции различны, но в основном зависят от международных событий. Думаю, одной из причин может быть то, что США больше не считаются единственной глобальной и наиболее ответственной державой, поскольку с начала 2000-х годов они проводят неэффективную политику в Ираке, Ливии и Сирии, что плохо сказывается на репутации этой страны на Востоке и за его пределами.

    • ОБЪЯСНИТЕ ТОЛКОМ, КАКОВА ПОЗИЦИЯ АРМЕНИИ
      2024-10-10 10:00

      Армянская дипломатия пашиняновского периода – это прямо-таки "мастер-класс" по формуле, как делать не надо. Понятно, что сама сфера дипломатии предполагает в какой-то степени и до поры, до времени некоторую, скажем так, невнятность и наличие полутонов вместо радикального черно-белого. Но когда эта невнятность сигнализирует на всех перекрестках о том, что страна сама не знает, в каком направлении двигаться, каковы ее приоритеты (мантра на тему о "перекрестке мира" не в счет), то и другим остается только гадать, в какие отношения вступать (или не вступать) со страной, демонстрирующей "ни то, ни се, ни так, ни этак, непонятно как".

    • КТО ИЗ ОППОЗИЦИОНЕРОВ ЗАСЛУЖИЛ ПРАВО ВЕРНУТЬСЯ В ПАРЛАМЕНТ?
      2024-10-01 10:32

      Можно бесконечно шутить над утренними велосипедными прогулками Пашиняна (в бронежилете) и Анны Акопян в сопровождении большой группы телохранителей на автомобилях, однако нельзя не признать, что уходящим летом главарь режима оперативно перевел все государственные структуры на рельсы обслуживания предвыборных интересов. Интерес у Пашиняна один: добиться воспроизводства ГД у кормила власти. А это уже не смешно, если вспомнить, что последовало за воспроизводством 2021 г.!