ТУРЦИЯ - США: ТОРГ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Отношения между Турцией и США после уступок Анкары по делу пастора Брансона начали на первый взгляд демонстрировать признаки некоторого улучшения. Анкара и Вашингтон взаимно отменили санкции в отношении некоторых официальных лиц, введенные из-за кризиса в отношениях в связи с делом пастора.
НА ЭТОМ ФОНЕ ПОЯВИЛИСЬ СООБЩЕНИЯ О ВОЗМОЖНОСТИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ряда конфликтных узлов в отношениях двух стран. В частности, стало известно о переговорах между США и Турцией о возможном урегулировании ситуации вокруг топ-менеджера турецкого Halkbank Хакана Атиллы, арестованного в США по обвинению в нарушении антииранских санкций.
Также примечательной стала информация телекомпания NBC, которая со ссылкой на источники сообщила о том, что Белый дом изучает возможность высылки из США оппозиционного Эрдогану турецкого проповедника Фетхуллаха Гюлена (позднее данная информация была опровергнута Вашингтоном). Также США сделали жест в отношении Анкары - Посольство США в Турции распространило сообщение, в котором говорилось, что США объявили крупные вознаграждения за информацию о местонахождении командиров Рабочей партии Курдистана (РПК).
Данный шаг может быть признаком постепенного пересмотра сирийской политики США с учетом тесной связи между РПК и курдским движением в Сирии, американская поддержка которого остается ключевым и наиболее сложным раздражителем в турецко-американских отношениях.
На этом фоне ряд других факторов продемонстрировал сохранение противоречий между двумя странами относительно ближневосточных вопросов и сложность их урегулирования. Так, в октябре-ноябре Анкара попыталась поднять ставки в торге с США вокруг поддержки курдских сил в Сирии. Президент Турции в октябре выступил с серией заявлений о намерении Анкары провести новую военную операцию в районах Сирии, подконтрольных курдам.
В свою очередь турецкие военные в конце октября нанесли артиллерийские удары по позициям курдских отрядов в Сирии. США на это ответили двояко, что отражает стремление Вашингтона маневрировать между Анкарой и курдами, но также, скорее всего, свидетельствует о наличии разных подходов внутри администрации Трампа по турецкому и курдскому вопросу.
С ОДНОЙ СТОРОНЫ, США В ОТВЕТ ПРЕДПРИНЯЛИ ШАГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ договоренностей с Турцией вокруг сирийского города Манбиджа, который ранее перешел под контроль курдских сил, на выводе которых настаивала Анкара. В начале ноября военнослужащие Турции и США приступили к совместному патрулированию Манбиджа. Также было принято уже упомянутое решение об объявлении вознаграждения за информацию о высокопоставленных членах РПК.
Однако одновременно Вашингтон предпринял меры, направленные на недопущение военного столкновения между турецкими военными и поддерживаемыми США сирийскими курдами. Так, в ноябре появились сообщения о том, что курды из "Сил демократической Сирии" (СДС) создали совместные патрули с американскими военными, чтобы осуществлять контроль над районом Кобани. Позднее министр обороны США Джеймс Мэттис заявил о намерениях США установить несколько наблюдательных пунктов на сирийско-турецкой границе. Все это ожидаемо вызвало недовольство Анкары.
Параллельно в числе ближневосточных раздражителей в отношениях между Турцией и США наряду с сирийской проблемой добавился и новый фактор в виде дела об убийстве в саудовском консульстве журналиста Джамаля Хашкаджи. Анкара выступает в качестве одного из инициаторов кампании против саудовского руководства, активно критикуя в том числе и администрацию США за пассивную позицию по данному вопросу, а также организовывая утечки в СМИ относительно обстоятельств убийства Хашкаджи. В свою очередь администрация Трампа, наоборот, стремится локализовать кризис, не желая терять ключевого ближневосточного союзника в лице саудовского кронпринца.
В этих условиях для усиления своих позиций в торге с США Анкара ожидаемо использовала сближение с Россией, задействовав по традиции военно-технический и энергетический фактор. В частности, глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что считает приобретение Анкарой российских зенитных ракетных систем С-400 "решенным делом".
В то же время Турция оставляет дверь открытой и в торге с США: представитель президента Турции Ибрагим Калын заявил, что Турция готова приобрести и американские системы Patriot в случае поступления хорошего предложения от американской стороны. Также в ноябре стало известно о том, что российский "Газпром" завершил укладку морской части газопровода "Турецкий поток".
В РЕЗУЛЬТАТЕ СИТУАЦИЯ В ТУРЕЦКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ПО-ПРЕЖНЕМУ характеризуется геополитическими маневрами сторон. С одной стороны, Турция шантажирует США своим сближением с Китаем и Россией, а также возможностью односторонних военных действий в Сирии, пытаясь добиться уступок со стороны США в центральном для себя курдском вопросе. В свою очередь Вашингтон продолжает двойственную политику, пытаясь одновременно сохранить контакты с курдским движением в Сирии, давить на Анкару в вопросе отношений последней с Россией, и в то же время США идут на ограниченные уступки Турции в Сирии.
На практике подобная довольно статичная картина может измениться лишь в случае, если дрейф Турции в направлении Китая и России зайдет, по мнению США, слишком далеко. Угроза потерять Турцию может заставить Вашингтон пойти на уступки в курдском вопросе, сдать сирийских курдов и попытаться переориентироваться на сотрудничество с Турцией в рамках сирийского конфликта. Однако пока под вопросом остается именно способность Анкары к дальнейшей переориентации на Россию и Китай с учетом военной и экономической зависимости Турции от Запада.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2018-12-21 14:307228
Решение президента США Дональда Трампа о выводе американских сил из Сирии в случае своей реализации окажет непосредственное воздействие на баланс сил в рамках конфликта и систему альянсов в регионе. Напомним, что Трамп заявил 19 декабря о том, что американские силы выполнили свою задачу, заключавшуюся в победе над группировкой ИГ, и необходимости в их присутствии на территории Сирии больше нет. По данным агентства Reuters, ссылающегося на свои источники, Вашингтон намерен вывести военных в течение 60-100 дней, при этом все сотрудники Госдепа США покинут Сирию в течение 24 часов.
-
2018-12-17 15:271575
После инцидента в Керченском проливе наметилось быстрое обострение отношений между США и Россией. Вашингтон, по сути, отказался от имевших место попыток начала ограниченного диалога с Москвой и фактически перекрыл имеющиеся каналы коммуникаций, перейдя к новому витку военно-политической конфронтации.
-
2018-12-12 15:401087
В декабре Израиль начал операцию "Северный щит" в районе границы с Ливаном по выявлению и уничтожению подземных тоннелей шиитской группировки "Хезболла". На фоне регулярных авиационных ударов Израиля по силам группировки в Сирии данная мера чревата новым обострением на ливано-израильской границе и расширением масштабов военной активности Израиля в Ливане.
-
2018-11-16 12:444208
Ситуация вокруг карабахского конфликта в последние месяцы постепенно меняется. Ряд событий свидетельствует о растущем интересе глобальных игроков к региону.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2021-01-16 14:431291
Эксперт по Ирану Агарон Варданян на своей странице в социальной сети Facebook пишет:
-
2021-01-16 12:111420
После московского визита делегация, сопровождавшая Пашиняна, заметила, что он невероятно подавлен. Пашинян не скрывал, что провалился по делу обеспечения передвижения по вопросу пленных, а вот если бы он это обеспечил, он бы нанес сокрушительный удар оппозиции. Об этом пишет газета «Грапарак».
-
2021-01-16 12:061311
«Тем, кто страдает самообманом относительно широкого регионального сотрудничества, хочу напомнить, что подобные опасные тезисы последовательно публикуются тюркскими пропагандистами», - пишет на своей странице в Facebook зампредседателя Республиканской партии Армении Армен Ашотян.
-
2021-01-14 18:28479
«Официально опровергнутая (Россией - прим.ред) николовская ложь в очередной раз ударила по международному имиджу Армении», - написал в своем телеграм-канале бывший посол Республики Армения при Святом Престоле, в Португалии и Суверенном мальтийском ордене, кандидат исторических наук Микаел Минасян, обращаясь к интервью бывшего российского сопредседателя в Минской группе ОБСЕ, Посла по особым поручениям МИД России Игоря Попова, опубликованного на официальной странице МИД РФ, в ответ на статью Никола Пашиняна.