Последние новости

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ - ИГРА СТОИТ СВЕЧ

Кукольному театру сделали экономно, продвинуто, а главное - красиво!

"Хромофрош прожекторы системы LED"... Вы знаете, что подобная музыка означает? Нет? Я тоже! Но вникать среднестатистическому ереванцу вовсе не обязательно - гораздо лучше увидеть, как это работает! Для этого достаточно пройтись вечером по ереванскому проспекту Саят-Новы, мимо Кукольного театра, посмотреть на залитое сиянием света до глубокой ночи фойе и потрясающих кукол, которые улыбаются с витрин кукольного музея, заставляя останавливаться и вглядываться всех прохожих без исключения. "Да будет свет! И стал свет!"... В Государственном театре кукол им. Ов. Туманяна это произошло благодаря реализации программы, осуществленной при посредничестве Министерства культуры РА Всемирным банком через Фонд восстанавливающейся энергетики и энергосбережения Армении.

ПОКА В ТЕАТРЕ СУЕТИЛИСЬ В ОЖИДАНИИ ГОСТЕЙ, ЖДАЛИ ВЫСОКИХ представителей двух министерств - энергетики и культуры, Фонда энергосбережения и компаний, реализовавших программу Всемирного банка, в зале происходили чудеса. Арам, "световик" театра, оттягивался по полной. С вдохновением пианиста, которому предложили оставить фортепиано и сесть за рояль Steinway, нажимал на кнопки пульта, и на сцене творились чудеса. Кружились и вращались, как в танце прожектора, словно сотканные из крошечных звездочек, заливающие сцену всеми цветами и оттенками света, пересекались, как клинки шпаги, ослепительные лучи...

Рубен Бабаян, хозяин здешних мест, рассказывал предысторию этого праздника света. "Всемирный банк уже несколько лет осуществляет в нашей стране программу энергосбережения, которая одновременно влияет и на экологическую чистоту. Программа осуществляется по трем направлениям: утепление зданий, отопительная система и замена световых приборов на более современные и более энергоемкие. Наш театр тоже подал заявку на участие. Их представители пришли, подсчитали, какая будет экономия, - ведь это не грант, это заем. Причем заем театра, который предстоит оплачивать за счет экономии. То есть если за электроэнергию платил, скажем, миллион, то теперь платишь шестьсот тысяч, а за счет сэкономленных денег выплачиваешь долг. На запуск этой программы требовалось добро Министерства культуры, что оно и сделало. Более того, Минкульт как бы направил эту программу в сферу культуры. Первой ее реализовали в Музыкальном камерном театре. Поскольку в нашем театре утеплять нечего, мы сфокусировались на свете. Причем речь идет не только о бытовом свете в кабинетах и гримерках, но и о сценической аппаратуре. Нас, как всегда, интересует современная аппаратура, а кроме того, что эта ее версия очень динамичная, объемная и универсальная, она еще потребляет мало электроэнергии. Когда мы обратились со своей заявкой в фонд, реализующий эту программу, нам ответили, что такого еще не было, о профессиональной аппаратуре речь не шла и им требуется разрешение Всемирного банка. Главный офис дал разрешение. И мы сейчас имеем восемь хромофрош LED-прожекторов на сцене. Я уже не говорю о том, что по всему театру стоят LED-аппараты, которые дают намного больше света, а потребляют в разы меньше энергии", - поведал Рубен Арташесович.

 В Государственном театре кукол им. Ов. Туманяна это произошло благодаря реализации программы, осуществленной при посредничестве Министерства культуры РА Всемирным банком через Фонд восстанавливающейся энергетики и энергосбережения АрменииПРЕДСТАВИТЕЛЯ ФОНДА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ТАМАРУ БАБАЯН РАБОТА заставляет быть еще более четкой и конкретной. "Наш фонд финансировал преобразование системы освещения в театре с целью сокращения потребления электроэнергии. В театр сделано вложение в размере 32 миллионов драмов, и благодаря энергосберегающим средствам потребление электроэнергии за год снизится от 12000 кВт до 30000 кВт, то есть в четыре раза. За счет экономии в течение семи лет будет выплачен заем. К тому же глобальное влияние подобного вложения снижает на 26 тонн в год выброс в атмосферу триоксида углерода", - сообщила она.

Заместитель министра энергетики Айк Арутюнян вкратце и даже в доступной форме представил программу Всемирного банка: "Эта программа действует с 2012 года и направлена на экономию электроэнергии. Она реализована не только в культурных учреждениях, но и в школах, больницах. Реальная экономия в среднем - пятьдесят процентов. На данном этапе подобная работа ведется еще в пятнадцати учреждениях, и мы планируем ее продолжить. Суть в том, что потребитель должен вернуть вложение за счет своей экономии. По нашим расчетам, затрата электроэнергии в Театре кукол должна сократиться в четыре раза. В масштабе страны это программа на одиннадцать с лишним миллионов долларов. Первый ее этап завершается. Но, поскольку проходит она очень успешно, есть все основания рассчитывать на ее продолжение и перейти на частный сектор". Позже в кабинете у Бабаяна Айк Арутюнян со знанием дела говорил о мировых трендах в системе энергосбережения, о бесконечных перспективах использования солнечной и ветряной энергии, которую у нас в Армении грех не использовать, и еще о многом интересном - средним журналистско-театральным умом не понять, но сразу ясно, что что-то очень перспективное и капитальное. А главное - дающее повод надеяться, что когда-нибудь всем нам сделают красиво, как сделали Государственному театру кукол им. Ов. Туманяна.

А КУКОЛЬНОМУ ТЕАТРУ И ВПРАВДУ СДЕЛАЛИ НЕ ТОЛЬКО ВЫГОДНО, НО И КРАСИВО! Про сцену и большой зал уже говорилось. Но чаша сия не минула и зал малый. Энергосберегающие круглые лампочки в нем теперь такие симпатичные, что Бабаян велел снять плафоны, чтобы все смотрели и радовались. В той части фойе, где уже несколько лет проходят различные вернисажи, на специальных карнизах установлен точечный свет, который можно направлять на картины, фотографии или на то, что там будет представлено, - совсем как в настоящей выставочной галерее. А львенок из переоборудованного кукольного музея в фойе теперь смело может запеть: "Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу!"

Тех представителей театров, да и прочих очагов культуры, у которых лучезарность Театра кукол может вызвать прилив не очень добрых чувств, возможно, утешат слова заместителя министра культуры Артура Погосяна. "Это уже третий объект сферы культуры, где реализована эта программа. Первым был Музыкальный камерный театр, вторым - Национальная библиотека. Здесь, как уже было отмечено, кроме энергосбережения мы решили чисто эстетическую задачу и - почему бы нет - вопрос технического переоснащения сцены. По сути, это очень полезная программа, и Министерство культуры будет обращаться во Всемирный банк, чтобы в последующие годы как можно больше объектов культуры попало в нее", - сказал Артур Погосян.

Итог подводит Рубен Бабаян: "Программа получилась не только энергосберегающей, но и эстетической, что могут оценить и наши работники, и наш зритель. Так что игра стоит свеч. А поскольку все сделано, как планировалось и на должном уровне, представители Всемирного банка готовы работать с нами и дальше. Даже попросили представить, чего бы мы еще хотели. А мы бы хотели еще профильные LED-прожекторы в количестве пятидесяти штук... Это будет просто замечательно! Безо всяких австрийских программ мы получим абсолютно современное и многофункциональное театральное здание".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "В НАШЕЙ ПРОФЕССИИ, УВЫ, ВСЕ СТРАШНО УПРОСТИЛОСЬ..."
      2024-09-09 10:21

      У нашей встречи с Мариам КАЗАНЧЯН, замечательной актрисой и основательницей театральной школы имени своей бабушки, великой Гали НОВЕНЦ, была предыстория.  На ученом совете Ереванского Государственного института театра и кино, последовавшем после вступительных экзаменов, высветилась проблема. Нынче каждый второй, хоть раз снявшийся в телесериале, открывает школу своего имени - и за нехилые деньги. Ребята с дипломами этих школ уверенно приходят поступать и срезаются на первом же экзамене. Дальше - слезы, истерика и скандал. Остановить этот процесс мучительной боли за бесцельно потраченные годы и деньги не представляется возможным... Театральная школа им. Гали Новенц на этом фоне не просто выгодно отличалась. Она была признана эталоном среднего профильного учебного заведения. Прозвучало даже предложение как-то официально оформить ее отношения с ГИТиК-ом.

    • "ВОЗВРАЩЕНИЕ" СОСТОЯЛОСЬ, "НОВОСЕЛЬЕ" - В ТУМАННОЙ ДЫМКЕ
      2024-09-09 10:15

      "Обещанного семь лет ждут" - пословица, означающая, что на быстрое решение вопроса рассчитывать не приходится. Но в случае с Ереванским Государственным театром пантомимы ничего идиоматического в этом выражении нет. Ровно семь лет он ждет, что ремонт полученного им здания завершится, и он обретет крышу над головой. Причем, последние два года государственный театр ждет, чтобы государство "за семь лет" завершило то, что можно сделать за месяц.

    • "ЛАКОТ" К ЮБИЛЕЮ СОСА САРКИСЯНА - ПРО ЛЮБОВЬ С ЛЮБОВЬЮ
      2024-09-07 10:07

      Про большую любовь... С большой любовью... С любовью, в которой дышит почва и судьба... С любовью, которая трепещет, обретает крылья, летает над зрительным залом, вовлекая в свое магическое поле всех. Театр "Амазгаин" готовится к премьере. К главной премьере сезона, посвященного 95-летию основателя театра, своего учителя, народного артиста СССР Соса САРКИСЯНА, имя которого носит театр. Здесь юбилей Мастера решили ознаменовать не вечером памяти, но рождением. Рождением спектакля "Лакот" ("Щенок") - по повести Соса Саркисяна. Спектакль про любовь как признание в любви.

    • КОГДА ВЛАСТИ ГОВОРЯТ О ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, ЗНАЙ: ГДЕ-ТО ЧТО-ТО РАЗРУШАЮТ
      2024-09-06 09:55

      Поправки к Конституции Республики Армения, отмена Декларации Независимости, снятие с герба Армении Арарата - обязательства для нашей нынешней власти безальтернативные, но, увы, сложнореализуемые. И решила наша власть зайти с дальнего края...  Таким "дальним краем" становится, как всегда, культура как основа национальной идентичности, от которой ее, власть нашу, так ломает. Что уж говорить о "Национальный" - тут, добровольно ли, вынужденно, но "такую личную неприязнь испытываю, что кушать не могу".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
      2024-07-12 10:48

      Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.

    • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
      2024-05-17 11:01

      "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ТЕАТР ВАНАДЗОРА – "НАДО ЖИТЬ!"
      2024-03-04 10:40

      Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.