ПОКОРЕНИЕ ТАНЦА
Недолог век танцовщицы, особенно классической балерины. Настает день, когда нужно суметь уйти со сцены, в расцвете сил, молодости, красоты. А что потом остается у танцора? Неужели одни только воспоминания, фотографии, афиши былых представлений?..
ТЕРЕЗА ГРИГОРЯН УШЛА СО СЦЕНЫ В ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ ЛЕТ. УШЛА НЕ ОЗНАЧАЕТ "ИСЧЕЗЛА". Швейцарские астрономы назвали ее именем звезду. Ей было уже за восемьдесят, а она оставалась такой же энергичной, жизнерадостной и элегантной - всегда и при любых обстоятельствах красивой женщиной. Народная артистка Армянской ССР, Тереза Григорян с 1974-го и до самой кончины была директором Государственного хореографического училища и преподавала актерское мастерство. Почему и как Тереза Грачевна выбрала для себя балет раз и навсегда?
"Наш дом находился в очень живописном и романтичном месте, в Дилижане, на берегу реки. Там было постоянное ощущение сказочности - таинственная сень деревьев, тихое журчание речки, манящая прохлада густых лесов. Мне казалось, что тут живут принцессы и сказочные феи. Какая девочка не хочет быть похожей на принцессу или волшебную фею? Я не стала исключением. Мама шила мне красивые платья, завивала или заплетала мои светлые волосы, и я начинала танцевать - прямо хоть на сцену выходи! Может быть, именно тогда я почувствовала всю силу танца, его волшебную красоту, притяжение сцены..." - рассказывала Тереза Грачевна.
Маленькой голубоглазой белокурой Терезе нравилось танцевать для взрослых, ею восхищались, она постоянно была в центре внимания. В 1928-м семья Терезы переехала в Ереван, и здесь началось уже серьезное увлечение сценой. Сначала у нее была роль в школьном театре. "Однажды я случайно оказалась недалеко от здания, откуда слышались звуки доола, зурны... Тогда я не знала, что это за здание, но не долго думая решила подняться наверх..." А было это здание хореографическим училищем, которое основала в 1930-м Србуи Степановна Лисициан и возглавляла его до 1938-го.
Смелости восьмилетней Терезе было не занимать - она стремительно взбежала по ступенькам и подошла к первой встречной женщине - это была сама Лисициан. "Я тоже хочу танцевать! - заявила девочка. - Я смогу, честное слово!" Женщина некоторое время удивленно смотрела на ребенка: "Откуда ты взялась? Ты хочешь танцевать, маленькая неумеха?" - улыбнулась Лисициан. Смелая девочка кивнула головой и начала свой танец. Конечно, она покорила Србуи Лисициан, и педагог позвала ее на следующее утро. Впоследствии Србуи Лисициан говорила о Терезе Григорян, которая стала одной из самых любимых ее учениц: "Маленький утенок обязательно превратится в прекрасного лебедя!"
ОТЛИЧНЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ, ЛЮБОВЬ К БАЛЕТУ И ТАЛАНТ СДЕЛАЛИ СВОЕ ДЕЛО - училище подарило ценителям балета Терезу Григорян, балерину, которой восхищалось не одно поколение. В училище Тереза Григорян познакомилась и со своим будущим мужем, Азатом Гарибяном.
Торгомич - так называли Азата Гарибяна все... Эмоциональный, темпераментный, он был очень строг и к самому себе, и к танцорам, и к ученикам. Требовал в танце, в работе безграничной самоотдачи, ведь, как он сам говорил, танцевальное искусство обмана не терпит, в полсилы творить невозможно. Его путь на сцену начался с Ереванского хореографического училища. Вскоре он очень увлекся классическим балетом и поступил в Ленинградское академическое хореографическое училище им. А. Вагановой, после чего снова вернулся в Ереван. В 1948 году был принят в труппу Ереванского театра оперы и балета им. Спендиарова в качестве артиста балета. С 1962-го Азат Гарибян стал главным балетмейстером и художественным руководителем Государственного ансамбля песни и пляски Армении им. Т.Алтуняна, а позднее - балетмейстером Ансамбля песни и пляски Армении. Именно Азат Гарибян организовал при Ереванском хореографическом училище отделение армянского танца. Он также участвовал в создании балетмейстерского факультета в Ереванском педагогическом институте, где в дальнейшем стал преподавать.
На сцене Ереванского театра оперы и балета Азат Гарибян воплотил образы, которые вошли в историю армянского балета: Шут ("Лебединое озеро"), Ашуг ("Хандут"), Сатир и Юноша ("Вальпургиева ночь"), Карен ( "Гаяне"), Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), Базиль ("Дон-Кихот") и другие. Азат Гарибян основал государственный ансамбль танца Армении "Крунк", который в дальнейшем носил его имя. Был также основателем и руководителем других музыкальных танцевальных коллективов в Арцахе, Ванадзоре, Армавире, Талине. И за пределами Армении - в городах Торонто (Канада) и Алеппо (Сирия).
И все-таки самая главная цель, которой Азат Гарибян посвятил себя полностью, - очистить армянский народный танец от чужеродных примесей, движений. "Муж мой просто обожал танец, но особенно народный. Мы с ним часто ездили по районам и собирали народный танец, даже малейшие движения, штрихи, элементы танца - все имело значение и было одинаково важно для нас. Иногда мы привозили домой гостей из отдаленных деревень - это были простые крестьяне, которые танцевали из века в век и передавали свои танцы следующему поколению неизменными. И тогда в нашем доме начинала играть музыка: каманча, зурна, доол, канон, а наши гости танцевали. И мы записывали все, вплоть до мельчайших деталей. Иногда это длилось целую ночь напролет, но мы совсем не уставали. У нас с Азатом Торгомовичем была не только крепкая семья, это был творческий союз, где царили гармония и любовь к общему делу..." - рассказывала Тереза Григорян.
"Я ВСЕГДА ЛЮБИЛА ПОСТИГАТЬ НОВОЕ, МНЕ ПОКА НЕ ДОСТУПНОЕ. Наверное, именно поэтому после окончания хореографического училища я решила поступать в Ереванский государственный университет на юридический факультет. Но о сцене я никак не могла забыть и, окончив университет, поступила в Театральный институт на факультет классического танца, где мне преподавал Армен Гулакян. Он сыграл очень важную роль в дальнейшем развитии моего балетного мастерства". Параллельно Тереза Григорян работала в Театре оперы и балета, играя во множестве спектаклей. "Насколько трудно полностью отдать себя балету, настолько прекрасно заниматься тем, что любишь. Если к тому же любимый человек увлечен тем же, чем и ты, тогда и трудностей не замечаешь".
Тереза Григорян не считала, как многие другие артисты, что нужно выбирать между семьей и творчеством, чтобы сделать карьеру. "У меня замечательная семья - и муж мой, с которым я делила свою любовь к танцам, и дети мои, которые не только не помешали мне добиться всего того, к чему я стремилась, но были как раз стимулом для моих достижений. Если бы я смогла начать жизнь сначала, то выбрала бы тот же самый путь и тех же самых людей рядом..."
Инесса МИРИДЖАНЯН
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-06-23 10:09
Точнее, " уже два года живу идеей сделать наш музей одним из лучших в мире в своем роде и вернуть ему былую славу"... Об этом мечтает режиссер, заслуженный деятель искусств Армении и вот уже третий год директор Национального центра эстетики им. Г. Игитяна Ваан БАДАЛЯН. И трюизм "мечтать не вредно" в данном случае кажется неуместным. Потому что в Центре делают все и больше, чтобы мечта стала реальностью.
-
2022-10-11 09:25
Сто раз прав был президент Международного фестиваля исполнительских искусств High Fest Артур Гукасян, когда говорил: " Тренд развития я вижу в том, что в Армению должны приезжать очень крутые коллективы больших форм - Ереван давно уже для этого созрел"! Отвальный успех спектакля «Роден, ее вечный идол» культового Санкт-Петербургского Государственного академического театра балета Бориса Эйфмана, два показа которого состоялись в рамках юбилейного фестиваля, стал железным аргументом в пользу того, что "Ереван давно созрел".
-
2022-05-20 10:13
Знаменитому балету "Гаянэ" Арама Хачатуряна исполняется 80 лет. Эта дата легла в основу Международного дня музеев, прошедшего в ереванском доме-музее А.Хачатуряна под знаком "Гаянэ". Был задуман необычный формат празднования юбилея, в котором традиционные подходы и технологические новшества слились воедино, собрав вокруг творчества Маэстро аудиторию разных возрастов.
-
2022-01-17 10:14
Художественные пики ушедшего года Если оглянуться на ушедший год, ситуация в стране, да и в целом мире, складывалась непросто на многих направлениях. Естественно, это отразилось и на художественной жизни. Осенью ковид продолжил свою мощную атаку, неспокойной была и политическая обстановка. В общественное сознание то и дело просачивалось бестолковое, бренное, поверхностное. Однако художественная жизнь не остановилась: некоторые руководители концертных организаций, театров проявили просто чудеса духовной твердости и непоколебимости.