Последние новости

"РОДЕН" - ВЫСОКИЙ СТИЛЬ ВЫСОКИХ СМЫСЛОВ

Сто раз прав был президент Международного фестиваля исполнительских искусств High Fest Артур Гукасян, когда говорил: " Тренд развития я вижу в том, что в Армению должны приезжать очень крутые коллективы больших форм - Ереван давно уже для этого созрел"!

Отвальный успех спектакля «Роден, ее вечный идол» культового Санкт-Петербургского Государственного академического театра балета Бориса Эйфмана, два показа которого состоялись в рамках юбилейного фестиваля, стал железным аргументом в пользу того, что "Ереван давно созрел".

ВООБЩЕ С ВЫБОРОМ ФЕСТИВАЛЬНОГО ФРОНТМЕНА HIGH FEST-У ЯВНО ПОВЕЗЛО. Труппа великого хореографа-авангардиста приезжала в 2016-ом в Ереван с "Анной Карениной", так что зритель, заполнивший зал Национального театра им. Сундукяна, в котором проходило действо, шел явно не отметиться - мол, вот "я Ленина видел", в смысле на знаменитый балет сходил и теперь шибко культурный стал. Шли явно на Эйфмана - на балет высокого полета во всех смыслах.

 'РОДЕН' - ВЫСОКИЙ СТИЛЬ ВЫСОКИХ СМЫСЛОВТут опять пришлось задуматься над важностью "узнавания". Вспомнились спектакли не менее культовых Виктории-Тьерре-Чаплин, Деклана Донеллана и прочих великих и ужасных. На первых показах залы зияли пустотами, на вторых, когда срабатывала цыганская почта, когда не реклама, а живые люди рассказывали, как это круто - яблоку негде было упасть. Так что должны, должны презжать в Армению разные очень крутые коллективы больших форм. Наша публика готова воспринимать большое искусство большого стиля так, как должно, эмоционально и с пониманием. Впрочем, следует признать, что даже большое искусство не всегда оказывает такое воздействие, как балет Бориса Эйфмана - когда вдохнуть еще можно, а выдохнуть уже невозможно.

У спектакля "Роден, ее вечный идол" достаточно долгая биография. Премьера прошла в 2011 году в Санкт-Петербурге, и по итогам театрального сезона спектакль был награжден премиями «Золотая Маска» и «Золотой Софит». Его танцевали на театральных площадках Нью-Йорка и Пекина, Парижа и Лондона, Мадрида и Будапешта, Вены и Берлина...

"Роден" - один из самых успешных спектаклей нашего театра. Он рассказывает об истории любви Родена и его музы Камиллы Клодель. Эта история очень трагическая, но она дала миру те шедевры, которые обогатили духовный мир любителей искусства, - говорил в интервью на канале "Культура" Борис Эйфман. - Заглянуть вглубь этого творческого процесса было очень интересно, тем более что скульптор и хореограф - это те деятели культуры, которые всю жизнь занимаются человеческим телом. Открытие тайны человеческого тела и есть квинтэссенция их творчества. И Роден, и, в данном случае, я - мы стремимся найти идеальную форму человеческого тела. Но если скульптор стремится зафиксировать мгновение этой удивительной формы, то я стараюсь в динамике, в движении показать его возможности - тело как открытие и редактор души человеческой. Думаю, зрителям будет очень интересно увидеть именно этот спектакль, потому что, с одной стороны, это яркий, зрелищный балет, очень много всяких динамичных танцевальных сцен. А еще в нем показана тайна творчества - мы имеем возможность заглянуть в мастерскую художника и узнать, как говорила Анна Ахматова, из какого сора растут стихи... Страстная, я бы сказал, жертвенная жизнь художника, привела к разрыву двух людей, но дала миру шедевры искусства".

В 19 ЛЕТ КАМИЛЛА КЛОДЕЛЬ ПРИШЛА НА ОБУЧЕНИЕ В МАСТЕРСКУЮ РОДЕНА. Французскому гению на тот момент было 43 года. Она стала для него источником вдохновения, его моделью, ученицей и любовницей. Их мучительная связь длится вплоть до ее сорокалетия. Роден так и не расстался с женой, а Камилла с диагнозом шизофрения была помещена в психиатрическую клинику, где и умерла через 30 лет. Скульптор в 76 лет наконец женился на своей гражданской жене, но их официальная семейная жизнь длилась недолго - всего через две недели после бракосочетания невзрачная швея Роза отошла в мир иной, а вслед за ней и сам Роден.

 'РОДЕН' - ВЫСОКИЙ СТИЛЬ ВЫСОКИХ СМЫСЛОВДа, жизнь порой бывает причудливее шекспировских пьес. Но ведь Эйфман - признанный мастер психологического балета. И в спектакле речь идет не только и не столько о любви, но о безумии и творчестве. Великий хореограф - он и есть великий, и Эйфман потрясающе чувствует театральное время, замечательно выстраивает драматургию, грамотно чередуя сцены, контрастные по настроению, хореографии, костюмам и световым эффектам - вдохнуть возможно, выдохнуть невозможно.

"Роден" поставлен на музыку Равеля, Сен-Санса и Массне, которая звучит в записи. Сам мэтр объясняет такое решение: это позволяет в процессе репетиций добиться идеального исполнения. Ведь живой оркестр невозможно нужное количество раз заставить повторять один и тот же фрагмент в одном и том же темпе и с одинаковыми кульминациями. А значит, невозможно сохранить летучесть и акробатичность этой сложносочиненной хореографии.

Блистательные танцовщики - центральные персонажи. Роден был и страстным, и нежным, и жестоким, и одухотворенным, и безразличным - очень разным. Финальный танец Камиллы - будто она сама делает выбор сойти с ума. Безумие не охватывает ее, а как бы предлагает выход из сложившейся ситуации... И на этом фоне велика и совсем не декоративна роль кордебалета, который "фоном" никак не назвать. Это плоть балета, его роскошное тело. Эти безумные подружки Камиллы - они уродливы и косноязычны в плане хореографического языка, они вызывают какой-то животный страх и отвращение. Особенно по сравнению с лепными, "скульптурными" мужчинами, манифестирующими красоту человеческого тела, запечатленную в камне и бронзе Роденом и Клодель. Вообще, очень эффектно поставленные сцены, когда Роден ваяет свои скульптуры, все эти фокусы с тканью - конек Эйфмана. У публики каждый раз замирает сердце. И этому сердцу открывается, сколь жестоко может быть искусство, этот вечный идол, к своим истинным служителям.

Словом, если бы High Fest-а не было, его стоило бы придумать - если только юбилей фестиваля может стать поводом к приезду очень крутых коллективов больших форм. Таких, как балет Эйфмана. "Спасибо Фонду Рубена Варданяна, туристическому оператору GoToArmenia - людям, поверившим нам и выделившим на эти гастроли денег ровно в пять раз больше, чем государство дало на весь фестиваль", - говорил Артур Гукасян. Спасибо Фонду Рубена Варданяна, GoToArmenia. Спасибо тем, кто готов привозить в Армению высокое искусство большого стиля и больших смыслов.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ПРИХВАТИЗАЦИЯ - ПЕРЕЗАГРУЗКА?
      2024-04-12 09:10

      "- Если мне не изменяет память, на месте здания Дома художников когда-то была мечеть? - Да, в 20-ые годы прошлого столетия здесь стояла мечеть Залхана. - Ну, вот и выяснили, кому достанутся плоды нынешней попытки "реституции"..." Смешно. До слез. Такой диалог на днях звучал в Доме художников, где собрались руководители всех творческих союзов Армении, а также представители правовой сферы, чтобы всем вместе ответить на вопрос - что делать дальше?

    • "ПРИНЦИП БОГА" ИЛИ "ПРИНЦИП КОКА-КОЛЫ"? - "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" СТЕПАНАКЕРТСКОГО ТЕАТРА
      2024-04-11 11:01

      "Мы сошли с ума и под видом свободы превратили свою жизнь в абстракцию", - говорил с трибуны священник-лютеранин отец Августин...  Любой, случайно приоткрывший дверь и заглянувший в большой конференц-зал отеля "Ани", ни на секунду не усомнился бы, что здесь проходит большой международный форум, идет жаркая дискуссия и звучат разные идеологии и голоса, ищущие ответы на самые острые вопросы современного мира.  Дискуссионная ткань, острая и парадоксальная, действительно была. Конференция... Тоже была, только пропущенная сквозь призму творчества. Спектакль "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" по пьесе И. Вырыпаева в постановке Степанакертского Русского драматического театра. Спектакль, ищущий ответы на самые острые вопросы современного мира.

    • ГАСТРОЛИ "КАНАРЕЙКИ" – ПРИЕМ, ДОСТОЙНЫЙ КАЛЛАС
      2024-04-10 10:10

      "Мне уже говорили, что давно не было ни такого аншлага два дня подряд, ни такого приема, поэтому я сегодня проснулась счастливой. Понимаю, что тут встреча с легендарным московским театром наложилась на неожиданность увидеть меня в качестве драматической актрисы, но... Мои коллеги, улетевшие совершенно ослепленные Арменией, армянской публикой и этим приемом, в один голос повторяли: "Никогда такого приема не было!", - говорила Сати Спивакова, подводя итоги своего первого явления в родном Ереване в качестве театральной актрисы.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ШЕКСПИР И МЫ - "SAVE CULTURE, STOP AGGRESSION!"
      2022-10-22 08:55

      "Город мечты", "женщина мечты"... Оказывается, бывает еще и спонсор мечты для арт-проекта. А еще оказывается, что главное в человеке, финансирующем такой проект, - не толстый кошелек с толстым слоем щедрости, а органическая связь и органическое понимание того самого искусства, которое решил поддержать. XVI Ереванскому Международному Шекспировскому фестивалю повезло. Его спонсор, проживающий в Лос-Анджелесе бизнесмен, основатель общественной организации "Менк" Айк ГРИГОРЯН именно такой - совершенно "свой человек", а значит совершенно экзотическая птица в наших краях.

    • ОТ "ИЗНАСИЛОВАННОЙ МЕЧТЫ" - К ЧУДУ ВЕРЫ
      2022-09-10 08:52

      "Весь мой творческий путь посвящен Армянину - его корням, его биографии, его многочисленным типажам. Я всегда пытался понять: кто мы? Кто он - Армянин? О чем он - Армянин? Про что мы живем, чего хотим, куда идем и как идем? И эта моя картина тоже об Армянине.

    • 18 ЛЕТ ПОД ЗНАКОМ НАРЕКАЦИ
      2022-09-08 08:36

      Центр искусств «Нарекаци» отметил свой очередной день рождения. Отметил без пафоса, но при аншлаге гостей и участников - именитых деятелей армянской культуры, чей путь хоть однажды пересекался с этим прекрасным очагом национального искусства.

    • ПРИКЛЮЧЕНИЯ "КРОКОДИЛА" И "ВОЛКА" В РОССИИ И США
      2022-08-30 10:20

      Что легко и в любом раскладе объединяет людей в России, Америке и Армении? Искусство и культура. Что в данном случае объединило международные театральные фестивали в российском Томске и американском Венисе? Яркие, покрывшие себя успехом выступления Государственного театра кукол им. Ов. Туманяна из Армении. Все-таки, то, что людей объединяет, гораздо больше и важнее того, что их разъединяет.