ЖИВАЯ ЛЕГЕНДА БАЛЕТНОГО ИСКУССТВА
В минувшую субботу Академический театр оперы и балета им. А.Спендиарова отметил юбилей - 75-летие народного артиста республики, профессора, лауреата Государственной премии РА и международных премий, обладателя медали Мовсеса Хоренаци и ордена Месропа Маштоца Вилена ГАЛСТЯНА. Но этот юбилей был далек от обычных официозных мероприятий. Он - по зову души. О любви зрителей к этому яркому танцовщику и хореографу свидетельствовал и переполненный зал, впрочем, и на всех его постановках, сколько бы раз они ни шли на сцене, никогда не бывает пустых кресел. К сожалению, век артиста балета не очень долог. Мы давно уже не видим на сцене Вилена-танцовщика. Но лучшие балетные постановки осуществляются именно им.
ЗРИТЕЛЯМ ЮБИЛЕЙНОГО КОНЦЕРТА ДО НАЧАЛА СПЕКТАКЛЯ "ГАЯНЕ" в постановке Вилена Галстяна продемонстрировали небольшие фрагменты из документальной кинохроники, где запечатлены сольные отрывки из балетов с участием Галстяна-танцовщика. Впечатление оказалось ошеломляющим, несмотря на далеко не безупречное состояние документальной ленты.
Вилену Галстяну-танцовщику подчинялись сердца не только армянских зрителей. Дерзостью, энергией и силой он увлекал зрителей Англии, Франции, США, Швеции, Японии, России. С наивной и безрассудной легкостью он покорял вершины виртуозности. Его партнерами по сцене были выдающиеся балерины Раиса Стручкова, Екатерина Максимова, Малика Сабирова, Галина Рагозина, Валентина Ганибалова, Лилиан Кози, примы-балерины армянского балета.
Первый увиденный мною балет с участием Вилена Галстяна был "Дон-Кихот" Минкуса. Осталось убеждение, уверенность на долгие годы вперед: балет - прекрасен, а Галстян - чудо танцевального искусства. Впоследствии на десятках спектаклей Вилена Галстяна первые впечатления развернулись, обновились. Но не изменилась суть. Танец Галстяна всегда излучал мощную энергию радости, напрямую обращался к каждому из нас.
Когда думаешь о нем, первая мысль, первое определение, которое возникает: красивый человек. Вилен был сам собою - экстатический виртуоз, ни на кого не похожий танцовщик. И танец его был подобен ему самому: необычайна комбинация силы, ярчайшей фантазии и профессионального мастерства. Силовые эффекты, рекордные скорости, уникальные прыжки, зависание в воздухе... все это было естественно для Вилена. Сколько ни помню его на сцене - он был одержим танцем, театром. Радостным игровым духом была наполнена его одержимость. В его полетах, прыжках самым ярким впечатлением был общий контраст силы и невесомости. За раскованностью, демократизмом манеры и в то же время строгой классической выверенностью сценических движений всегда ощущалась фундаментальная основа: та школа, что дает таланту свободу самовыражения, власть над зрительным залом и собственным профессиональным аппаратом.
И ЧТО НЕЗАБЫВАЕМО: КОГДА ОН ШЕЛ СВОЕЙ ЛЕГКОЙ, СПОКОЙНОЙ походкой к середине сцены, зрительный зал взволнованно замирал. А когда он начинал танцевать, зрители попадали в плен его человеческого и артистического обаяния. Это было волшебное соединение легкости, страсти, мужественности и красоты. Союз опьяняющей музыкальности и четких, ясных линий. Его танец будил в нас какие-то дремлющие силы души. Он расковывал все оковы, все, что было угнетено, рвалось к жизни и вырывалось на свет. Могучая художественная воля отличала Вилена Галстяна от всех когда-либо виденных нами армянских танцоров. Весь - порыв, весь - готовность к борьбе, В.Галстян был собран и целен, как часть большой, единой соединительной воли. В танце Галстян был грозным античным героем и восточным принцем, пламенным испанцем и необузданным фавном. Уверена, что его актерские данные позволили бы ему выступать на любой драматической сцене, но не знаю, стал бы он таким уникальным художником, потому что его танцевальный дар от Бога множит, укрупняет, расширяет его творческие возможности до феноменальных размеров. Запомнилось также, с каким тактом, мужским и человеческим достоинством выходил на поклоны артист. Он не заискивал перед зрительным залом, а был благодарен ему, благороден в самой благодарности.
И мой лаконичный отклик - это всего лишь выражение зрительской благодарности Артисту за его счастливый дар танца, человеческий дар. За радость приобщения к прекрасному. А право на профессиональное слово мы предоставляем балетному критику, кандидату искусствоведения, старшему научному сотруднику Института искусств НАН РА Назеник Саргсян:
- ТЕМ, КТО НЕ ВИДЕЛ ГАЛСТЯНА НА СЦЕНЕ, ХОТЕЛОСЬ БЫ НЕМНОГО РАССКАЗАТЬ не только о танцовщике-виртуозе, но и танцовщике-актере. Как не вспомнить комические импровизации, вводимые Галстяном в партию Базиля ("Дон-Кихот"), которые неизменно вызывали смех в зале. А слезы, выступавшие на глазах, когда Ромео оплакивал Джульетту, а Альберт - утрату Жизели? Спартак - мощный, разгневанный, взывающий к восстанию, и столь нежный к своей возлюбленной Фригии; Арбенин ("Маскарад") - влюбленный, ревнующий, сомневающийся, жестоко расправляющийся со своей женой и обезумевший в момент осознания своей трагической ошибки. Антуни - аскетичный священник, вдохновенный музыкант, поникшая жертва Геноцида, и исступленно бьющий в колокол духовный вождь, призывающий к жизни свой отчаявшийся народ.
Да, современным танцовщикам - и нашим и не нашим - стоит подумать о духовности и об умении полностью раствориться в образе, о ценностях, которые сейчас, увы, отброшены многими на второй план ради безупречного технического танца. Увы, век танцовщика недолог. Однако еще в период своей бурной сценической деятельности с 1974 года Галстян уже проявил себя балетмейстером, осуществив постановку балета "Гаяне" Арама Хачатуряна.
Вообще же Галстяну-постановщику присуще владение большой многоактной сценической формой. Им осуществлены постановки эпических героических опусов, балета "Спартак" и оперы-балета "Давид Сасунский" Эдгара Ованесяна. Балет же "Снежная королева" Тиграна Мансуряна уводит в эпоху романтизма. Присовокупим к этому и многочисленные хореографические миниатюры в жанрах народно-сценического, академического и современного классического танца.
НЕВОЗМОЖНО ОБОЙТИ МОЛЧАНИЕМ ЖЕНУ И ДЕТЕЙ ВИЛЕНА ГАЛСТЯНА. Супруга Галстяна в прошлом - прима-балерина нашего театра, а ныне блестящий педагог-репетитор Надежда Давтян. В свое время Вилен Галстян много времени уделял шлифовке мастерства балерины и создал для нее прекрасные образы (Гаяне, Эгине Герда, Хандут) в своих балетах. Она не только жена, но и друг и лучший сотрудник Галстяна. Их сын - талантливый танцовщик, солист тулузского балета Давид Галстян, показавший на прошлом юбилее, когда отмечали 70-летие отца, свое мастерство классического танцовщика (па-де-де из балетов "Дон-Кихот" и "Корсар") и высокий артистизм в комическом номере "Буржуа". В том концерте приняла участие и одаренная дочь Галстяна - певица Джульетта Галстян, выступающая теперь на подмостках известных западных театров. Безусловно, ей генетически передалось сценическое обаяние отца.
В разные годы Галстян был главным балетмейстером нашего театра, директором и художественным руководителем Ереванского хореографического колледжа, осуществлял постановки в различных странах, в 2000 году основал отделение "Режиссура балета" в Ереванском институте театра и кино. Галстян снялся в фильме С.Параджанова "Цвет граната", исполнив роль Саят-Новы, как известно, в фильме много символических эпизодов. В одном из них Саят-Нова показывает пустое дно чаши - так завершается документальный кинорассказ о Вилене Галстяне в концерте. То есть Галстян испил свою чашу до дна?
Нет! Наверное, самый блистательный период реальной биографии Галстяна завершился. Но Галстян - легенда нашего и не только нашего балета. Он - танцовщик от Бога. А что от Бога - то останется в истории навсегда.
Через несколько месяцев в постановке Вилена Галстяна ереванцы увидят спектакль "Маскарад".
Редакция "ГА" поздравляет выдающегося артиста и художественного руководителя нашего балета с юбилеем и желает ему дальнейшей яркой творческой жизни.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
-
2024-10-30 09:48
31 октября классику армянского зарубежья Эдгару ШАИНУ исполнится 150 лет Время, конечно, обладает могучей властью, меняет "глаз", совершенствует видение. Его действие порой оказывается непредсказуемым. Иногда с годами от былых увлечений мало что остается: легенда развенчивается, а яркий ореол вчерашних кумиров меркнет в глазах нового поколения. Не происходит ли нечто подобное и с Эдгаром Шаином, с его произведениями? Не останутся ли они в прошлом, безвозвратно отодвинутыми иными художественными веяниями?
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-12 10:39
Сурен Фридрихович Саркисян поздравляет Арама Гаспаровича Саркисяна с 75-летием и желает ему крепкого здоровья и долгих лет жизни во благо армянского народа.
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.