УГРОЗА АГРЕССИИ СОХРАНЯЕТСЯ,
считает председатель общественной организации Е-куб Ара МАРДЖАНЯН
- Г-н Марджанян, каковы, на ваш взгляд, итоги 4-дневной войны в Арцахе?
- Мы можем говорить только о промежуточных итогах. Думаю, азербайджано-турецкий агрессор не достиг двух своих главных целей: ему не удалось ни запугать нас, ни сломить волю армянского народа, она только окрепла. Во-вторых, не удалось существенно изменить конфигурацию обороны Арцаха. И я верю, что в скором будущем она еще более окрепнет. Однако кое-что все-таки удалось. Думаю, военная агрессия имела несколько целей: 1. Выявление структуры обороны на линии фронта. Эта цель частично достигнута. 2. Укрепление своих позиций в районе Горадиза и Миль-Муганского гидроирригационного узла. Эта цель тоже частично достигнута взятием высоты Ляла-Тепе и началом освоения села Чонджук-Марджанлы. Удары на северо-востоке и в центре носили скорее отвлекающий и разведывательный характер, основной военно-тактической целью было укрепление позиций на юго-восточном направлении. Ставилась ли задача выхода к Худаферинской ГЭС, трудно сказать. Внутренне-политической целью операции, на мой взгляд, были демонстрация решимости и консолидация азербайджанского общества. Цель эта достигнута лишь частично и только в краткосрочной перспективе, пока "возвратный потенциал" потерь четко проявится в сознании азербайджанского общества.
- Вы имеете в виду потери Азербайджана в живой силе?
- И техники. Но не только. Современный Азербайджан - тоталитарная клановая страна с почти полностью индоктринированным населением. Ее граждане отчуждены от нефтяных прибылей, они заложники доктрины Алиева и звериной антиармянской пропаганды. Несколько лет назад представители некоторых автохтонных народов Азербайджана опубликовали петицию, озаглавленную "Карабахская война - не наша война". Думаю, проблема будет решена, когда и собственно азербайджанцы осознают это. Ведь Азербайджану никогда не принадлежал Карабах, за который они воюют, а народ ограблен собственными элитами, отдан на произвол силам, имеющим совершенно определенные геополитические цели, не имеющие ничего общего с чаяниями граждан. Осознание этого я и имел в виду, говоря о "возвратном потенциале". Но вернемся к итогам.
Геополитическая цель операции, думаю, была двоякой. Во-первых, предстать на саммите ОИС в Стамбуле передовым отрядом борьбы великой уммы и, заручившись к тому же поддержкой Казахстана и пикантным присутствием Белоруссии. То есть президенты Назарбаев и Лукашенко решили бороться с терроризмом бок о бок с Турцией, Саудовской Аравией, Катаром и Пакистаном! Воистину, история - великий комедиограф! Уверен, сегодня некоторые подумывают о том, как бы половчее добавить буквы "Б" и "К" к аббревиатуре ГУУАМ. И что имел в виду Назарбаев, говоря в 90-е годы о Евразийском союзе? Второй геополитической компонентой операции была цель развести Армению и РФ. И цель эта частично достигнута. Особенно после демонстративного, поспешного и бессмысленного с чисто военной точки зрения применения российских "Смерчей" и ТОСов и тяжкого впечатления от таинственного "московского сговора начальников генштабов".
- Что вы имеете в виду?
- Апрельская агрессия стала возможной благодаря тому, что на деньги от реализации основного этапа освоения нефтяного поля АЧГ Азербайджан закупил у Турции, Израиля, Украины, Белоруссии и РФ тяжелые наступательные вооружения, предназначенные главным образом для взламывания обороны. Поэтому и произошло то, что в 2013-м мы назвали "потерей критической дистанции". Это повышает соблазн нанесения первого удара. От этого предостерегали наши военные эксперты еще в 2006-2007 годах. Желающие могут пролистать депеши Посольства США в Армении за эти годы, опубликованные сайтом WiIkileaks. Роль стран, у которых закупалось оружие, в возможности развязывания апрельской агрессии несомненна. Но эту агрессию спровоцировала логика положений доктрины Алиева и реалии сделки по АЧГ в рамках "нефтяного гамбита" по делимитации Северного Каспия. Добавлю, что основные боевые танки Азербайджана, поставляемые РФ и Украиной, в ходе апрельской агрессии успешно уничтожались российскими же "фаготами". Для меня девизом этой 4-дневной войны стали простые слова 19-летнего солдата Армии обороны НКР: "В тот день я подбил два танка, на следующий день - три. А потом они больше не появлялись". Наше общество и военно-политическое руководство должны быть достойны этого солдата!
Второе. Известно, что ночью 5 апреля в Москве при активном посредничестве российской стороны и, видимо, по просьбе Азербайджана начальниками генштабов ВС Армении и Азербайджана была достигнута договоренность о прекращении огня. Здесь возникает ряд крайне важных и тяжелых вопросов. Почему на этой встрече не присутствовала арцахская сторона? Ссылки на занятость официальных лиц руководством обороны или координацией действий на местах не могут быть восприняты серьезно, учитывая тяжелейшие последствия подобного прецедента, укрепляющего изоляцию Арцаха. Почему в скудных и сбивчивых официальных заявлениях не было прямых ссылок на четырехсторонний Бишкекский протокол? Зачем вообще была нужна эта встреча? Ведь если прав господин военный эксперт Павел Фельгенгауэр и прочие и наше контрнаступление захлебнулось, то почему оно захлебнулось? Если же они неправы, что вероятнее, то почему оно было остановлено?
8 апреля комментатор из Арцаха на страницах "ГА" спрашивал: "Почему наша война не стала 7-дневной?" Он сказал, что боится ответа на этот вопрос. Уверен, этот страх превратился бы в ужас, попадись ему на глаза "анализ" Левона Тер-Петросяна, посвященный 7-дневной войне "Судного дня". Этот анализ был опубликован 11 апреля рядом наших СМИ после известной встречи. И на мой взгляд, он поразителен в своей ошибочности и разрушителен с точки зрения проводимых аналогий.
- Поясните, пожалуйста.
- В более подходящее время мы вернемся к арабо-израильской войне 1973 года и ее урокам. Об этом я писал еще в 2003-м в исследовании "Энергетика и геополитика". И если об этом зашла речь, то сегодня для нас важнее усвоить те уроки, которые усвоили Франция и Израиль и не 1973-м, но еще в 1956-м. Сейчас же констатируем, что благодаря поспешному заключению договоренности о прекращении огня на линии фронта 5 апреля, Азербайджану представилась прекрасная возможность спасти свое лицо и выглядеть чуть ли не победителем на саммите ОИС в Стамбуле 14-15 апреля 2016 года.
Но нам важно понять другое. Превратить Арцах в неприступную крепость было важнейшим, святым делом, продиктованным реалиями первого десятилетия конфликта. Это дало нам почти 20 лет мира. Но начиная с 2005 года, после принятия комплексной программы по милитаризации Азербайджана и, тем более, после начала основного этапа освоения АЧГ в 2007-м, этого недостаточно. Засесть в крепости, укрепить ее и наблюдать, как противник крепнет и звереет, распаленный собственной пропагандой, которая, кстати, является одним из составных элементов упомянутой программы по милитаризации республики - тактика может и оправданная на какое-то время, но как долговременная стратегия бесперспективна.
- Каковы же должны быть, на ваш взгляд, наши действия?
- Чтобы правильно ответить на этот вопрос, необходимо осознать, что предлагает нам так называемый цивилизованный мир. Очистив эти предложения от второстепенных деталей, лицемерия и демагогической чуши, их можно свести к краткой формуле: "Ослабьте вашу крепость, сдайте противнику пару оборонительных редутов, а потом поглядим". Это, как если бы гражданам осажденного Иерусалима предложили сдать знаменитую башню Антония, пообещав признать красоту ее архитектуры. Нам это непонятно, неприемлемо. Даже более понятен по-звериному ясный подход Азербайджана и Турции: "Мы должны разрушить вашу крепость, уничтожить вас, стереть саму память о вашем существовании". Эта точка зрения нам знакома, но, разумеется, неприемлема.
- Что же может быть приемлемым для нас?
- Следует уяснить, что для современного Азербайджана, доведенного до высокого градуса зверства, полного послушания и управляемости общества, количество реальных потерь не является "неприемлемым" или может стать таковым лишь отчасти и со временем. Таковым может стать только наш контроль над критически важной региональной инфраструктурой, способность выхода на оперативный простор или возможность и решимость нанесения неприемлемого ущерба Азербайджану и его союзникам в способах и масштабах, чувствительных для них. Далее, поскольку так называемый цивилизованный мир оказался неспособным внятно осудить агрессора в апреле, то вряд ли он сделает это в мае или июне 2016 года. Или в тяжелейшем для нашего стратегического союзника 2018 году. Или в 2023-м - юбилейном для нашего стратегического противника. Агрессор не только не наказан, но и находится в состоянии эйфории, получил определенную поддержку. Особенно после саммита ОИС.
Эта эйфория подпитывает реваншистские устремления в определенных слоях азербайджанского общества, снижает способность властных элит к рациональным оценкам и делает их более подверженными внешним влияниям и провокациям. Следовательно, возможность новой широкомасштабной агрессии сохраняется. Необходим срочный ряд мер военного и дипломатического характера, исключающих подобную возможность. Причем эти меры следует предпринять в полном отрыве от процесса урегулирования и его хитросплетений.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 09:52
В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.
-
2024-11-19 09:31
В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.
-
2024-11-15 10:26
В интервью "ГА" доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом востоковедения Института древних рукописей Матенадарана Кристине КОСТИКЯН рассказывает о том, какую роль играли армянские купцы в развитии экономики Ирана в период правления династии Сефевидов.
-
2024-11-02 10:13
В интервью «ГА» директор Армянского института биоинформатики, кандидат биологических наук Лилит НЕРСИСЯН говорит о перспективах развития биоинформатики в Армении.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-08-14 13:19
Как сообщают азербайджанские СМИ, кампания САЕАС «ФОКУС» провела с 20 июля по 3 августа в Баку примечательный социологический опрос. Респондентам предлагалось ответить на вопрос, кого из лидеров ведущих региональных игроков они считают главными союзниками Азербайджана в борьбе за Нагорный Карабах. Причем азербайджанские респонденты могли отметить сразу несколько вариантов ответов.
-
2023-07-31 09:50
Пропагандисты Пашиняна не устают талдычить, что, дескать, правительство Пашиняна четко обозначило свои красные линии на переговорах с Баку: территориальная целостность Армении + права и безопасность жителей Нагорного Карабаха. Наверное, это самый большой на сегодняшний день политический блеф Никола Пашиняна. Сродни "мирной повестке", которая на самом деле является "повесткой поражения". Но вернемся к "красным линиям".
-
2023-06-14 12:56
«Мы с нетерпением ожидаем проведения еще одного раунда переговоров в Вашингтоне, поскольку стороны продолжают вести мирный диалог в регионе Южного Кавказа», - заявил, по сообщениям информационных агентств, руководитель пресс-службы Госдепа США Мэттью Миллер на брифинге, комментируя перенос по просьбе Баку запланированной на 12 июня в Вашингтоне встречи глав МИД Армении и Азербайджана.
-
2023-06-05 11:02
До «бархатной революции» Арцах был «исключением из правил» Пашинян в условиях охватившей общество апатии продолжает успешно понижать планку в вопросе судьбы Арцаха. 1 июня он принимает участие во втором саммите Европейского политического сообщества, который открылся в селе Бульбоака неподалеку от Кишинева. Ничего хорошего от этого никто уже не ждет. «Планка» опускается все ниже, все больше смахивая на гильотину для армянского народа…