В "САДУ СЕМИ МУЗ" АРЕВШАТА АВАКЯНА
Состояние культуры, отношение к ней тревожат сегодня многих. Что сделать, чтобы культура не отступала на задний план, не вытеснялась повсеместно низкопробной продукцией? Об этом и о других темах - разговор с поэтом и художником, председателем Фонда культуры Армении Аревшатом АВАКЯНОМ.
- Когда был создан ваш фонд?
- В 1987 году. Его первоначально возглавлял академик Сен Аревшатян. Позже некоторое время писатель Вардкес Петросян, до своей гибели в апреле 1994 года. А в августе председателем избрали меня, и уже 1 сентября мы организовали в школах первое мероприятие: урок ведет ученый, воин, композитор... В том же году прошел фестиваль "Культурная осень", длившийся до декабря.
- Каковы уставные цели вашей организации?
- Это прежде всего содействие сохранению подлинных культурных ценностей. Их пропаганда. Мы часто проводим обсуждения новых книг, организуем выставки живописи и скульптуры, издаем книги, календари, буклеты.
- Как это выражается в организационном плане?
- В наш фонд входят представители творческих союзов страны, с которыми согласуются различные мероприятия, искусствоведы, читатели. А график работы у нас сформировался и выдерживается уже много лет. По вторникам мы собираемся в рамках культурного центра "Млечный путь", обсуждаем различные художественные произведения. Не только прозу или поэзию. Вот, скажем, у нас в гостях бывали знаменитые ученые Григор Гурзадян, Эдвард Джрбашян, Сергей Саринян.
А по четвергам проводим заседания культурного парламента, учрежденного в 1999 году Сильвой Капутикян, Эдвардом Исабекяном, Анаит Саинян, Парисом Геруни и многими выдающимися деятелями (всего 200 подписей основателей). Обсуждаем политические, экономические, социальные, экологические и другие проблемы. Словом, все, что волнует общественность...
- А много ли народа приходит?
- Человек 30-35, как правило. Ныне фонд размещается в здании библиотеки НАН РА. На одной из последних встреч нашим гостем был интересный человек, швейцарский композитор Александр Бринкен. Он в свое время окончил Ленинградскую консерваторию. В его жилах течет кровь разных народов. Но он выбрал "чужую" армянскую культуру. самостоятельно выучил язык, написал ораторию, посвященную Армении, хорошо знает нашу историю, рассказывает о ней в своем кругу, что очень важно.
- Вероятно, за годы сложился устойчивый контингент наиболее активных членов вашей организации...
- Естественно. Правда, время от времени с некоторыми, увы, мы расстаемся. Из сегодняшних коллег могу назвать певцов Арсена Амбаряна, Армине Егиазарян, Майю Африкян, композиторов Арама Сатяна, Артуша Парсаданяна, писателей Гоар Галстян, Левона Блбуляна, Гагика Давтяна, Рузан Асатрян, художников Карена Агамяна, Нину Агавелян и многих других. Боюсь, что я обошел некоторых, не указав поименно. Но в жизни фонда участвуют многие, всех просто невозможно перечислить.
- А как насчет возраста? Приходит ли молодежь?
- Это очень важный момент. Потому что нынешнее поколение растет в крайне сложных условиях, когда трудно сориентироваться в происходящем, в том числе и в культуре. Рад, что на наши собрания приходят и молодые - студенты ЕГУ и Армпеда, например. Возникает порой интересная полемика, ведь у каждого поколения свое восприятие. У нас есть ритуальные песочные часы, отмеривающие 5 минут. Стараемся, чтобы спорщики укладывались в регламент. Во всех случаях обмен оценками полезен.
- И все же, согласитесь, интерес к культуре вообще в последние годы не тот, чем, скажем, 30 лет назад, когда никому не надо было объяснять, кто такой Комитас или Сарьян...
- Это связано с множеством факторов, о которых можно говорить часами. Изменились школа, социальная среда, приоритеты в жизни подрастающего поколения и многое другое, что существенно потеснило культуру, вывело на первый план ее эрзац. Мы стремимся по мере сил оздоровить общество. Объяснить, что чем ближе к истинной культуре, тем больше человек.
- Несколько лет назад вы задумали и принялись осуществлять проект "Сада семи муз". Расскажите о нем.
- На пути из Аштарака в Ошакан сто лет назад был расположен в саду домик Никогайоса Туманяна, где в свое время бывали Николай Марр, Левон Шант, Аветис Агаронян и другие известные деятели. Я решил возродить эту традицию: заложил фруктовый сад при участии Сена Аревшатяна, Анаит Саинян, Багиша Овсепяна, Карена Смбатяна и других деятелей культуры. Деревья выросли, приносят плоды, и здесь уже 6-й год проводятся различные культурные мероприятия: звучат стихи и песни, проводятся выставки картин.
- Известно, что эти встречи собирают поклонников культуры 7 раз в год, и в каждой из них есть дополнительный смысл...
- Да, это связано с дарами поспевающих плодов фруктовых деревьев. Первой созревает черешня, за ней - тута. Потом абрикос, персик, виноград, яблоки и, наконец, орех. Вот мы и отмечаем семикратно праздник урожая.
- А главный среди них есть?
- Конечно, абрикос. Обычно мы встречаем День абрикоса в начале июля. Участники встречи прежде всего возлагают цветы к могиле Месропа Маштоца в Ошакане, а потом направляются в "Сад семи муз". Я надеюсь возвести здесь дом, где можно было бы расположиться в любое время года. Пусть в нем правят все музы, объединяя и обогащая людей.
- Кто-нибудь помогает финансами в работе фонда?
- Нет, хотя очень трудно обходиться только своими силами. Но, с другой стороны, система грантов имеет оборотную сторону, определяющуюся пословицей - кто платит деньги, тот заказывает музыку...
- Когда вы восславите "армянский плод", то есть абрикос?
- В нынешнем году соберемся 1 июля. Абрикос - часть армянской культуры. А мы с вами - часть культуры мировой. Если брать шире - часть космоса. Каждый человек - частица космоса. И мне хотелось бы, чтобы между этой частицей и бесконечным космическим целым была бы гармония. Задача сложная и труднодостижимая. Мне известно лишь, что путь к ее решению пролегает через культуру.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 10:51
Реставрация историко-культурных памятников имеет в Азербайджане свои, особые традиции. Если весь цивилизованный мир понимает под этим термином укрепление и восстановление разрушающихся памятников материальной культуры с целью их долгого сохранения в максимально оригинальном виде, то азербайджанские «профессионалы» к данному вопросу подходят с точностью до наоборот. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники армянского наследия, которые «реставрировались» по приказу официального Баку как в советскую эпоху, так и сегодня, когда их «приводят в порядок» на территории оккупированного Арцаха. Под рукой горе-специалистов и по приказу высшего эшелона власти соседнего государства армянские церкви, монастыри, хачкары, надгробия и другие образцы мирового цивилизационного наследия теряют свой исконный вид, лишаясь не только многочисленных надписей на армянском языке, оставленных нашими предками на камне, но и теряют свой истинный архитектурный стиль и предназначение.
-
2024-10-23 10:32
С 18 по 20 октября в разных уголках Армении прошли Дни Арцаха, наполнившие ярким светом и теплом нашу обыденность и сердца людей. В течение трех дней жители разных регионов продолжали знакомиться с богатством арцахской культуры и творчества арцахцев, отраженным в живописи, музыке, песнях и танцах, народно-прикладном искусстве, национальных играх и, конечно же, кухне.
-
2024-07-23 09:42
"Тысячелетнее наследие Нагорного Карабаха находится под угрозой. Это не только страх 100 000 армян, бежавших со своей земли в сентябре 2023 года после военной операции Азербайджана, но и вывод, сделанный Европейским центром права и правосудия (ECLJ)", - публикация в конце прошлой недели французской Le Figaro стала очередным подтверждением Геноцида армянского культурного наследия Арцаха, последовавшего за Геноцидом его армянского населения. В докладе ECLJ он назван "культурным уничтожением". "От того, какие конкретные действия (заявления из общих слов не в счет!) начнут предпринимать власти Азербайджана в отношении христианских памятников Нагорного Карабаха, и можно будет судить о том, каково этическое здоровье этой страны, о дееспособности всех тех положительных, нравственных качествах ее народа, которые преподносятся его руководителем как образец для подражания", - писал портал Regnum.ru еще в ноябре 2020 года, сразу после окончания 44-дневной войны.
-
2023-05-20 11:51
Ереванцы и гости столицы проявили огромный интерес к истории армянского народа, воспользовавшись акцией «Ночь музеев», приуроченной к Международному Дню музеев, отмечаемому 18 мая. Увы, в послевоенном и блокадном Арцахе туристы и гости лишены возможности ознакомиться с богатейшим культурным наследием древнего края.