Последние новости

СУДЬБОНОСНАЯ ВСТРЕЧА С МАРАТОМ МАРИНОСЯНОМ

60 лет Армянскому телевидению

В 1956 году в Москве после окончания Ереванского художественно-театрального института я сдавал вступительные экзамены во ВГИК на режиссерский факультет. Неудача! В 1957 году снова приехал в Москву и опять не прошел... Ни театральный институт, ни мои знания и подготовленность не были "востребованы" в институте кинематографии, причина - человеческий фактор (об этом подробно в моей книге). Я решил во что бы то ни стало оставаться в Москве до тех пор, пока не стану студентом ВГИКа. 

В ЭТОТ ГОД МОСКВА ГОТОВИЛАСЬ К ВСЕМИРНОМУ ФЕСТИВАЛЮ МОЛОДЕЖИ. Я пришел в ЦК комсомола в Москве и предложил свои услуги. Учитывая мое театральное образование, комсомол дал возможность проявить себя, поручив мне членство в жюри в каком-то конкурсе.

В один прекрасный день, идя на очередной просмотр, я случайно столкнулся на улице Горького, о Боже, с Маратом Мариносяном – высоким, красивым, элегантным… Еще будучи студентом я знал его как самого одаренного и талантливого выпускника режиссерского факультета института. При общении с ним в те молодые годы мы получали огромный духовный заряд. И вот встреча в Москве.

Марат был явно удивлен. Широко улыбаясь, он поздоровался.

           - Здравствуй, беглец!

           Неожиданное приветствие еще больше смутило меня. И я, не находя слов, спросил:

- Марат! Какими судьбами?...

- А я приехал за тобой!  

- То есть?

- Хочешь стать кинорежиссером? Предлагаю свой вариант, - уже по-деловому начал Марат.

Я ничего не мог понять… Ведь он меня совсем не знает, так, иногда приходил на наши дипломные спектакли и пару раз поздравил меня с некоторыми удачными работами.

- Ты о чем, Марат?

- Вилен, мне все известно. Москва, ВГИК, человек, который препятствует твоему поступлению в институт. Плюнь на все это и поехали…

- Куда?!

- Домой. В Ереван… Мы открыли телевидение, что-то новое в искусстве, с огромной перспективой, с большим будущим. Нам не хватает способных молодых людей. Почему бы тебе не попробовать себя в этой новой, пока не известной профессии, почему не стать телевизионным режиссером? Ведь это тоже кино: оператор, камера, экран, изобразительный ряд, композиция, крупные и средние планы. В дальнейшем будут актеры, постановки… Твори, дерзай, фантазируй! Главное, все это новое… НАЧАЛО! И мы с тобой будем одними из первых. Поехали?!

Я в некотором смятении спросил, что привело его в Москву. Марат, улыбнувшись, сказал:

- Я ушел из театра. Я сейчас главный режиссер на телевидении в Ереване. Приехал в Москву узнать, что это за чудо - маленький экран.

- Нет, Марат. Я много сил потратил, чтобы стать кинорежиссером. И не остановлюсь. А телевидение для меня, как черный бархат.

МАРАТ ПРОДОЛЖАЛ УГОВАРИВАТЬ.

- Попробуем с тобой в скором времени на телевидении открыть ну, скажем для начала, киносъемочный отдел. Приобретем аппаратуру, съемочную технику, создадим собственную студию и начнем снимать фильмы, телевизионные фильмы. Представляешь?! Ведь это тоже новое – телефильм! Ты будешь стоять у истоков, и твоя мечта сбудется! Я больше чем уверен, ты станешь кинорежиссером и без ВГИКа.

Он так убежденно, с такой любовью говорил о своем детище, а я уже витал в облаках, старался представить будущее, похожее на сказку.

- Поехали?! - повторил Марат, крепко сжав мои плечи…

           Случайная встреча с Мариносяном на улице Горького стала судьбоносной. Вера в преданного, надежного, умного, высокопрофессионального человека привела меня на "необитаемый остров" - телевидение. С той поры и по сей день я благословляю эту встречу. Московское обещание Марата о создании студии телефильмов, о том, что я стану кинорежиссером, все это стало явью. Благодаря этому замечательному человеку не только я, но и все мои молодые коллеги приобрели главное в жизни – преданность и любовь к своей профессии.

Прошли годы.  Марат стал для меня Маратом Гургеновичем,  учителем, педагогом, верным и преданным другом – навсегда.

Высокая культура, ум, манера поведения, уважительное отношение к подчиненным, высочайший профессионализм, умение вовремя помочь, поддержать, подсказать, убедить и направить – таким был Марат Мариносян. А самое главное, он никому не позволял грубить, оскорблять кого-либо, унижать человека. Слово "человек" для него было самым ценным, самым дорогим, потому что он сам был великим человеком! Во всех моих телепередачах, фильмах я носил и ношу его благословенное напутствие – человек в своем творчестве должен иметь свое "я". Индивидуальность в нашей профессии – это высшая оценка для творца.

КАК ГЛАВНЫЙ РЕЖИССЕР ВНОВЬ ОТКРЫВШЕГОСЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ОН НИ РАЗУ не давал нам почувствовать это. Вел себя по-дружески, с огромной любовью и вниманием ко всем. Ведь он ушел из театра, и еще какого – театра им. Сундукяна. Ушел потому, что ему всегда было интересно новое. Первоначальная студия - это площадка в 30 квадратных метров, на которой Марат Гургенович рискнул поставить первый спектакль по рассказу Шолохова "Судьба человека". В этой крохотной студии Марат так профессионально, так убедительно построил все сцены, что мы все были ошарашены. Оказалось, эта постановка в Союзе была первой. Да, он доказал, что для творца нет преград. Он мечтал поставить "Судьбу человека" на сундукяновской сцене. Не одобрили! Поэтому сделал на телевидении. После этой постановки начали ставить маленькие телеспектакли другие режиссеры под руководством Марата Мариносяна. Это был большой праздник, большая радость всего коллектива. С уверенностью можно сказать, что основоположником телеспектакля на ереванской студии был Марат Гургенович Мариносян. Человек, который подарил нам, молодым режиссерам, уверенность и дерзость во владении чудо-профессией.

Вилен ЗАХАРЯН, заслуженный деятель искусств Армении, кинорежиссер

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ОН БЫЛ ОДНИМ ИЗ САМЫХ СИЛЬНЫХ ФИЛОСОФСКИХ УМОВ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"
      2024-09-20 12:34

      Памяти Карена Свасьяна Институт философии Российской академии наук опубликовал пронзительные слова памяти в адрес ушедшего из жизни 9 сентября 2024 года (02.02.1948 – 09.09.2024) известнейшего философа Карена Свасьяна. "Уникальную философию Карена Свасьяна высоко ценили далеко за пределами Армении, - написал на своей странице в Фейсбук социолог, академик НАН РА Геворг Погосян. – И теплые слова, написанные академиком А.А.Гусейновым, долгие годы руководившим Институтом философии, – дань памяти Карену Свасьяну.

    • ВОИНЫ-АРМЯНЕ В БОЯХ ЗА БЕЛАРУСЬ
      2024-09-20 10:34

      Армянский народ наряду с другими народами Советского Союза внес значительный вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков. В Великой Отечественной войне участвовало около 600 тысяч армян, более 300 тысяч из которых погибли на полях сражений. В годы войны в составе Красной армии действовали шесть армянских национальных дивизий.

    • Армен АЙВАЗЯН: «ЦЕЛЬ БУДЕТ ОДНА И ТА ЖЕ - ЗАХВАТ СЮНИКА И ВСЕЙ АРМЕНИИ ПО ЧАСТЯМ»
      2024-09-20 10:21

      «Термин «Зангезурский коридор», получивший распространение усилиями Азербайджана и Турции, сам по себе неприемлем, поскольку предусматривает грубое нарушение суверенитета и неприкосновенности границ Республики Армения, - пишет на своей странице в Фейсбук доктор политических наук, военный историк Армен Айвазян.

    • КАМБОДЖА ПОЛ ПОТА И АРМЕНИЯ НИКОЛА: ЛИШЕНИЕ ПРАВ КАК ПЕРВЫЙ ШАГ К ПРЕСТУПЛЕНИЮ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ
      2024-09-20 09:37

      Первый случай в новейшей истории, когда государство в массовом порядке лишило своих граждан прав, – советская Россия, а затем и весь СССР. Конституцией РСФСР 1918 года запрещалось избирать и быть избранным людям «неправильного» классового происхождения (торговцам, предпринимателям, представителям прежних властей, священнослужителям и т.д.).






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ДЕНЬГИ. СТРАСТЬ. ВЛАСТЬ." - ОБЫЧНАЯ ИСТОРИЯ
      2024-09-20 11:25

      Вечная классика и острая актуальность. Большой спектакль и большой стиль. Сюртуки и кружевные воротнички. Социальные сети и камеры наблюдения. И все это - в выверенной до миллиметра и полной театральности эстетике.  В Ереванском Государственном Русском драматическом театре им. Станиславского готовятся к премьере. Руководитель театра Сурен Шахвердян работает нал спектаклем "ДЕНЬГИ. СТРАСТЬ. ВЛАСТЬ" - именно так интерпретирует режиссер роман классика русской литературы И. Гончарова "Обыкновенная история". Это уже второй проект, реализуемый в нашем Русском театре при финансовой поддержке московской некоммерческой организации "Русские сезоны".

    • ИШХАН
      2024-05-23 10:39

      Для внесения вопроса об импичменте в повестку парламента оппозиционным фракциям не хватает одного голоса. С 12 мая в обращение запущены слухи о том, что покинувший фракцию "Честь имею" Ишхан Закарян мог бы подписать соответствующий документ. После его общения с архиепископом Багратом Галстаняном оппозиция не исключает подобное развитие ситуации. В связи с этим мы решили напомнить читателям самые яркие эпизоды карьеры этого политического персонажа.

    • ЛЕГЕНДАРНЫЙ КОМАНДОС: АРКАДИЮ ТЕР-ТАДЕВОСЯНУ СЕГОДНЯ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 85 ЛЕТ
      2024-05-22 13:33

      22 мая – день рождения командующего операцией по освобождению Шуши, Героя Арцаха, генерал-майора Аркадия Тер-Тадевосяна – легендарного Командоса.

    • ПУСТЬ КАЖДЫЙ ОТВЕТИТ НА ВОПРОС: "С КЕМ Я?"
      2024-05-03 10:14

      Нельзя воображать себя над схваткой, когда речь идет о будущем  детей и внуков, каждый армянин сегодня оказался перед выбором и необходимостью ответить самому себе  на вопрос: "С кем я?" Пусть каждый решит про себя, по какую он сторону баррикад, с кем он - с Николом, "Лфиком", "Грзо", "Лулу", "Держателем бутылки",  "Качающим лодку", " Плюющим в лицо", Овиком Агазаряном и Акопом Асланяном  или по другую сторону баррикад? - Там, где Святая Церковь, гора Арарат, генералы Победы, рядовые ветераны войн за освобождение Арцаха, политзаключенные и все, кто не желает превратиться в манкурта без Родины и Памяти…