ЗА СЧЕТ ИНТЕРЕСОВ АРМЕНИИ?
Новый виток российско-турецкого сближения может вызвать в Армении опасения относительно того, что налаживание отношений Анкары и Москвы может негативно сказаться на армянских интересах в рамках активизировавшегося по российской инициативе карабахского урегулирования. Отметим, что оба эти процесса проходят параллельно с укреплением российских позиций в отношениях с Баку, а также на фоне становления трехстороннего российско-ирано-азербайджанского формата.
РАНЕЕ ДИНАМИКА РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ УЖЕ УСПЕЛА негативно сказаться на ситуации в зоне карабахского конфликта. Одним из факторов, способствовавших началу апрельского конфликта, по всей видимости, стало имевшее тогда место обострение отношений между Москвой и Анкарой. Последняя, скорее всего, подтолкнула Баку к локальному возобновлению боевых действий чтобы продемонстрировать Москве возможности Турции по дестабилизации сферы влияния России в регионе.
В этом плане улучшение российско-турецких отношений несет в себе и положительные аспекты для армянской стороны и, в частности, может способствовать определенной стабилизации военной обстановки в зоне карабахского конфликта. У Анкары в настоящее время исчез стимул для подталкивания Баку к дестабилизации обстановки на линии соприкосновения. Более того, в случае подобных действий Азербайджана данные шаги союзника - Турции - неизбежно скажутся и на отношениях Анкары с Москвой. Последние же в настоящее время критически важны Турции с учетом резкого ухудшения отношений с Западом после военного мятежа в Турции.
В то же время указанный фактор не снимает опасений, имеющихся в Ереване, относительно некоторых аспектов региональной российской политики. Существует мнение, что ряд направлений российского курса в последние месяцы (в частности, улучшение отношений с Анкарой, становление формата Москва - Тегеран - Баку, а также активизация карабахского урегулирования) развивается в едином комплексе. Российская сторона может быть нацелена на большую привязку Турции и Азербайджана к своей политике, реализацию вместе с Турцией проекта газопровода в обход Украины при одновременном встраивании Анкары и Баку в проекты по транспортировке иранских энергоносителей.
ПОСЛЕДНИЙ АСПЕКТ, СКОРЕЕ ВСЕГО, ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНЫХ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ. Москва рассматривает Иран в качестве ключевого конкурента на европейском энергетическом рынке и максимально заинтересована в выходе иранских энергоносителей в направлении Европы по маршрутам, реализуемым либо при участии, либо под контролем России. Однако у версии о комплексном характере указанных трех направлений российской политики и возможной привязки карабахского урегулирования к нормализации между Турцией и Россией есть свои слабые стороны.
И без карабахской проблематики российско-турецкая повестка носит достаточно противоречивый и сложный характер. Центральной темой здесь остается сирийская проблема. Москва заинтересована в сокращении турецкой поддержки сирийским боевикам, недавно сбившим очередной российский вертолет, с высокой степенью вероятности применив при этом систему ПВО, полученную при участии Турции. Российской стороне, возможно, придется учитывать турецкий фактор в рамках процесса урегулирования сирийского конфликта.
В свою очередь для турецкой стороны ключевой проблемой остается стремление Анкары исключить поддержку Москвой сирийских курдов. В этих условиях накануне встречи Путина и Эрдогана стороны обмениваются примечательными сигналами: Анкара глухо реагирует на российско-сирийское наступление в Алеппо, а Москва на уровне МИД подвергла критике затянувшийся штурм сирийского города Манбидж, осуществляемый сирийскими курдами при поддержке США.
В силу этой комплексной повестки карабахская проблематика необязательно займет центральное место в контактах между Москвой и Анкарой, и так перегруженных противоречиями. Вторым аспектом, нарушающим нарисованную выше картину комплексной российской региональной стратегии, являются особенности курса Ирана в регионе. Отметим, что после снятия санкций Тегеран стремится к максимальной диверсификации направлений своей энергетической экспансии, не отказываясь от ее развития как на азиатском, так и на европейском направлении.
АНАЛОГИЧНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ НАБЛЮДАЕТСЯ И ВОКРУГ МАРШРУТОВ ПОСТАВОК энергоносителей на Южном Кавказе. На фоне сближения с Азербайджаном и Москвой и происходящей на параллельном треке российско-турецкой нормализации Иран демонстрирует желание не складывать все яйца в одну корзину, не забывая, в том числе по геополитическим соображениям, и об армянском маршруте. На это, в частности, указывают последние соглашения о транзите иранского газа в Грузию через территорию Армении и последовавшее за ними создание Ереваном госкомпании по импорту иранского газа.
В то же время все указанные факторы не отменяют достаточно сложного для армянской стороны развития региональных процессов. Сохраняется жесткая привязка региональной политики России к ее энергетической стратегии, а также стремление Москвы максимально усилить свое влияние на Азербайджан и Турцию с учетом значения последних как ключевых коммуникационных узлов при поставках энергоносителей. В сочетании все это сохраняет вероятность того, что основные направления политики нерегиональных центров силы на Южном Кавказе могут развиваться без полноценного учета интересов Армении и Нагорного Карабаха.
-
Адамян 05-Авг-2016Mi nexveq! Tox irar siren u irar uten miajamanak! Nuynisk shat lav a, vor Hayastan@ chka ed bard razborkanerum! Amen depqum menq aveli shut shahelu enq! Ay, ktesneq!Ответить
-
rudolf 15-Авг-2016* Не может быть разговоров о территориях без создания условий для возвращения беженцев в Баку и Сумгаит. * Арцаху должны быть переданы полностью Мартунинский, Мартакертский и Шаумяновский районы. Также должен быть начат диалог об особом статусе Нахиджевана. * Не может быть разговоров о территориях без прекращения поставок Россией тяжелых вооружений в Азербайджан. Получается абсурднейшая, гнусная ситуация: «Вы отдайте территории, а мы отправим вашему противнику тяжёлые огнемёты и ударные ракеты». Такой подход грозит для России полной потерей доверия со стороны Армении и других стран союзников. * Подталкивая армянскую сторону к фактической сдаче позиций, Россия готовит для себя колоссальную и неразрешимую проблему. - Денис ДворниковОтветить
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2018-12-21 14:30
Решение президента США Дональда Трампа о выводе американских сил из Сирии в случае своей реализации окажет непосредственное воздействие на баланс сил в рамках конфликта и систему альянсов в регионе. Напомним, что Трамп заявил 19 декабря о том, что американские силы выполнили свою задачу, заключавшуюся в победе над группировкой ИГ, и необходимости в их присутствии на территории Сирии больше нет. По данным агентства Reuters, ссылающегося на свои источники, Вашингтон намерен вывести военных в течение 60-100 дней, при этом все сотрудники Госдепа США покинут Сирию в течение 24 часов.
-
2018-12-17 15:27
После инцидента в Керченском проливе наметилось быстрое обострение отношений между США и Россией. Вашингтон, по сути, отказался от имевших место попыток начала ограниченного диалога с Москвой и фактически перекрыл имеющиеся каналы коммуникаций, перейдя к новому витку военно-политической конфронтации.
-
2018-12-12 15:40
В декабре Израиль начал операцию "Северный щит" в районе границы с Ливаном по выявлению и уничтожению подземных тоннелей шиитской группировки "Хезболла". На фоне регулярных авиационных ударов Израиля по силам группировки в Сирии данная мера чревата новым обострением на ливано-израильской границе и расширением масштабов военной активности Израиля в Ливане.
-
2018-11-26 14:41
Отношения между Турцией и США после уступок Анкары по делу пастора Брансона начали на первый взгляд демонстрировать признаки некоторого улучшения. Анкара и Вашингтон взаимно отменили санкции в отношении некоторых официальных лиц, введенные из-за кризиса в отношениях в связи с делом пастора.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 10:34
В 2019 г. соратники главаря режима выпрыгивали из штанов от восторга по поводу того, что Пашинян не встретил лично в аэропорту прибывшего в Ереван Владимира Путина. Агитпроп на все лады превозносил "отважный" поступок Никола, который в отличие от своих предшественников "не впал в рабскую зависимость от России". Попытки как-то остудить эти поросячьи восторги ни к чему не привели. Верхушка режима до того увлеклась самолюбованием, что окончательно утратила способность видеть на 2 шага вперед.
-
2024-10-18 14:52
В Стамбуле очередная встреча глав МИД государств - участников региональной платформы «3+3» по Южному Кавказу. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган примет глав МИД Азербайджана, Армении, Ирана, России, Турции в своем президентском дворце.
-
2024-10-18 12:01
От Турции до Саудовской Аравии и от Азербайджана до Казахстана страны действуют одинаково. Они диверсифицируют свою внешнюю политику, которую в данном случае можно назвать многовекторной. Объяснения этой тенденции различны, но в основном зависят от международных событий. Думаю, одной из причин может быть то, что США больше не считаются единственной глобальной и наиболее ответственной державой, поскольку с начала 2000-х годов они проводят неэффективную политику в Ираке, Ливии и Сирии, что плохо сказывается на репутации этой страны на Востоке и за его пределами.
-
2024-10-10 10:00
Армянская дипломатия пашиняновского периода – это прямо-таки "мастер-класс" по формуле, как делать не надо. Понятно, что сама сфера дипломатии предполагает в какой-то степени и до поры, до времени некоторую, скажем так, невнятность и наличие полутонов вместо радикального черно-белого. Но когда эта невнятность сигнализирует на всех перекрестках о том, что страна сама не знает, в каком направлении двигаться, каковы ее приоритеты (мантра на тему о "перекрестке мира" не в счет), то и другим остается только гадать, в какие отношения вступать (или не вступать) со страной, демонстрирующей "ни то, ни се, ни так, ни этак, непонятно как".