ПО ЗАКОНУ ИЛИ ПО СПРАВЕДЛИВОСТИ?
Очередные страсти вокруг очередного директора театра
Сегодня в пресс-клубе "Зеркало" состоится встреча с журналистами представителей творческой части Государственного драматического театра им. В. Аджемяна города Гюмри. Повод – скандал, который успел назреть и разразиться в одном из старейших и авторитетнейших театров страны в связи с грядущим назначением нового директора.
ВООБЩЕ-ТО ПРИНЯТО СЧИТАТЬ, ЧТО ПРИКАЗ О НАЗНАЧЕНИИ, подписываемый министром культуры, – последний этап в процессе конкурса, который проходит предполагаемый директор, прежде чем возглавить культурный очаг. Сиречь государственное некоммерческое предприятие. Это в принципе. В жизни же и в отсутствие Закона о театре ломаются все театральные законы, когда сначала спектакль, потом - поклон. "Поклон" - безальтернативная кандидатура на пост директора и, кажется, неприемлемая для абсолютного большинства гюмрийских артистов уже известна. Остается отыграть спектакль во славу демократии и соблюдения законности.
Уж сколько раз твердили миру о необходимости принятия закона о театре, о том, что главным в творческом коллективе должен быть человек искусства, – воз и ныне там. Скандалы на тему "директор - худрук" или "директор – коллектив" вспыхивают с завидной последовательностью и постоянством, государство же предпочитает прилагать немалые усилия на погашение локальных пожаров, только бы не решать вопрос глобально.
Нынче гроза разразилась в гюмрийском Государственном драматическом театре им. В. Аджемяна – театре, славном не только своим великим прошлым. И сегодня он работал, не в пример остальным региональным театрам, не просто в нормальном режиме, но даже мог являть собой пример для подражания. Компетентный, вышедший из театральной среды директор, молодой и успешный главный режиссер, консультант театра – народный артист РА Николай Цатурян, труппа, в которой все еще активно работающие мэтры мирно уживаются с пополнившей состав молодежью, постоянные премьеры и даже вернувшаяся в театр публика. Словом, все вроде бы в шоколаде. Все, да не совсем. Несколько месяцев назад у директора театра Геворга Хачатряна закончился срок контракта и он пребывал в статусе "временно исполняющего" - до проведения нового конкурса.
ЕСЛИ КТО НЕ ЗНАЕТ – НАЗНАЧЕНИЕ ДИРЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО некоммерческого предприятия, именуемого театром, происходит следующим образом. На вакантную должность объявляется конкурс. Члены комиссии, выбираемые жеребьевкой из числа действующих театральных директоров, принимают у претендентов экзамен, первая часть которого – проверка на знание соответствующих законов РА, вторая – попытка выявить у потенциального директора его знания театрального дела и концепция руководства. Приказ о назначении победителя подписывает министр культуры, который, несмотря на все экзамены, вправе этого не делать. В отсутствие закона о театре к потенциальному руководителю очагом культуры предъявляется всего два требования: высшее образование и трехгодичный стаж работы на административной должности. И это в самом широком контексте.
Итак, объявление о вакансии, публикуемое в не самой читабельной газете, в гюмрийском театре как-то прошляпили. Очнулись, когда выяснилось, что срок подачи заявок уже завершен. А на высокую должность есть два претендента. Точнее, две претендентки. А если уж совсем точно – одна. Директор местного телеканала "Цайг" Маргарита Минасян.
Кто сказал, что закон – или уложение – не дышло? Дышло, еще как дышло! Ибо в объявлении на конкурс директора театра "Гой", в котором тоже грядет смена руководства, например, сказано, что претендент обязан иметь театральное образование. И это утешает – скорее всего, человек, которому предстоит выиграть конкурс, все-таки не на грядке вырос. В случае с Гюмри ничего подобного не оговаривается. Вполне довольно административного стажа. А если в прошлой жизни кандидат был начальником колонии строгого режима - что с того? Это же почти смежные области…
Еще одно соображение. Вторая претендентка на должность директора одного из самых именитых театров страны – журналист, в администрировании не замеченный. Что любопытно, отклоняет подобных претендентов за несоответствие требованиям соответствующего уложения не инстанция, принимающая у соискателей документы, а отборочная комиссия. Если проще – соискатель успевает побывать в кандидатах и составить альтернативу претенденту на самом деле безальтернативному. Закон – или уложение – как уже говорилось, все-таки дышло – куда повернул, туда и вышло.
КОРОЧЕ – ГЮМРИЙСКИЙ ТЕАТР ЗАБУРЛИЛ. В ГОРОДЕ, ГДЕ ВСЕ ДРУГ ДРУГА знают и знают все про всех, тут же заговорили о том, что сосидельцы по Республиканской партии обещали Маргарите Минасян должность вице-мэра, а поскольку дело почему-то не выгорело, обязались ее достойно трудоустроить. Артисты театра утверждают, что потенциальный директор уже делает заявления в духе кого собирается казнить, кого миловать. Несколько ведущих актеров уже заявили о том, что подадут заявления об уходе, если подобное назначение состоится. Это, между прочим, приведет театр к коллапсу – на этих людях во многом держится репертуар…
На телефонный звонок с вопросом "что у вас там происходит?" главный режиссер аджемяновского театра Людвиг Арутюнян буквально взорвался – "Полный беспредел – вот что! Дело уже дошло до того, что актеров, которые вслух возмущаются, где-то подлавливают, угрожают, популярно объясняют, что устроят им такую жизнь, что мало не покажется! Нас обвиняют в том, что мы хотим протащить на эту должность своего человека! Ничего подобного! Мы просто хотим, чтобы в театре работал компетентный человек, способный содействовать творческим процессам".
Последний тезис, несмотря ни на что, – главная ошибка возмущающихся. Театру просто необходимо перестать бояться прослыть нелояльным, иметь свою кандидатуру и на ней аргументированно настаивать… Пока же он нанял адвоката, который будет защищать его права в суде, обратился за поддержкой в Союз театральных деятелей Армении и постарался привлечь к происходящему внимание общественности.
КОНЕЧНО, В ИДЕАЛЕ БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНУЮ КАНДИДАТУРУ МОГЛА БЫ ЗАРУБИТЬ состоящая из людей театра комиссия – одного факта угроз достаточно, чтобы отклонить соискателя и даже привлечь к делу компетентные органы. Хотя ждать такой позиции от людей, напрямую зависящих от Министерства культуры, – розовый оптимизм… По той же и еще многим причинам претендентку на "культурную" должность может отклонить министр, за которым остается последнее слово. Ну это уж совсем голубой сон – судя по всему, строптивость гюмрийцев и вынос сора из избы министра прогневили, и она собирается назначить Маргариту Минасян на должность в наказание спесивым.
16 сентября состоится конкурс на пост директора гюмрийского Государственного драматического театра им. В. Аджемяна. Случись подобная ситуация в любом другом театре страны, Маргариту Минасян можно было бы с легким сердцем поздравить с назначением. Театральные люди – народ бурно-эмоциональный, но… в разведку лучше ходить с представителями каких-нибудь других профессий. Тем более что опыт реализации подобных проектов у противоположной стороны столь солидный, что дело, как правило, заканчивается полным торжеством демократии и законности… Хотя есть и иные примеры из новейшей истории культуры.
Если помните, когда несколько лет назад в хореографическое училище собирались внедрить очередного партийца, люди вышли на улицу и просто не пустили в здание так и не состоявшегося директора храма Терпсихоры. Так вот, поскольку речь идет о театре Гюмри, надежда на то, что будет не как всегда, все-таки существует. На заседании правления СТД, где обсуждалась сложившаяся ситуация, один из режиссеров сказал: "Гюмрийцы – народ с чувством собственного достоинства. Они своего добьются". Так что пожелаем, чтобы эти слова воплотились в жизнь, и погодим пока поздравлять госпожу Минасян с новой должностью.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 12:12
Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-07-12 10:48
Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран. Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване. Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.
-
2024-05-17 11:01
"Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.