Последние новости

А СЫНОВЬЯ УХОДЯТ В БОЙ...

Четырехдневная апрельская война 2016 года уже история. Но если для кого-то она лишь страница из жизни страны, то для Валерия Меграбяна - неотъемлемая часть собственной жизни. Пациент палаты N711 отделения общей хирургии медицинского центра "Эребуни" капитан Меграбян - один из тех защитников Арцаха, кто был ранен на этой войне. Десять дней он был без сознания, месяц - на аппарате искусственного дыхания, перенес несколько операций, две - на брюшной полости, на легких, руке и ноге, два месяца пробыл в реанимации. В июне выписался, а сейчас снова в клинике: предстоит очередная операция, теперь уже пластическая - надо закрыть кишечную стому. 

Валерию МеграбЯну 28 лет, в армии он 10 лет. ОконЧив Военный институт им. Вазгена Саркисяна, был направлен на службу в Арцах, откуда и сам родом. Родился Валерий в Степанакерте. Ему было четыре года, когда началась Карабахская война. Казалось, что может помнить маленький мальчик, но он помнит все: обстрелы, разрушенные дома и слезы матерей, сыновья которых не вернулись из боя. Картины опаленного огнем родного края и сегодня, всплывая в воспоминаниях, гулким эхом отзываются в его сердце. Да, наверное, иначе и быть не могло. На первой войне за Карабах сражался его отец - Иван Меграбян. Он не был военным, воином его сделала война. Никакие преграды не могли заставить Ивана Меграбяна остановиться перед боем за правое дело. Он знал, что воюют не числом, а умением, и безгранично верил, что война закончится полным освобождением Карабаха. За доблесть и отвагу, за безудержную смелость и изобретательность на поле боя, за невероятную храбрость сердца враги окрестили его Дьяволом.

Первое ранение Валерий получил 2 апреля в Талише - осколком от снаряда задело шею, но офицер отказался от госпитализации и вернулся в Талиш, на пост, в свою часть, к своим солдатам. Валерий Меграбян - начальник штаба батальона, дислоцирующегося в Мартакерте. Батальон, которым он руководил, составлен был, как ему казалось, из самых смелых, умных и преданных солдат и офицеров. И Валерий считал, что рана не повод покинуть линию фронта.

Ситуация была сложной, смерть смотрела прямо в глаза, но на страх не хватало ни времени, ни сил, необходимо было остановить врага, отражать удары. И они остановили его ценой собственных молодых жизней. Смерть почти настигнет и Валерия. Он получит множественные ранения, но выкарабкается, хотя и перенесет остановку сердца. Произойдет это уже в госпитале Степанакерта, в кабинете компьютерной томографии. Спасет его тогда длительный прямой массаж сердца. Борьба за жизнь Валерия была долгой и сложной, но все это время на помощь врачам приходил он сам, его сила воли и духа, твердость характера, которые неоднократно поражали медиков.

МОЯ БЕСЕДА С ВАЛЕРИЕМ БЫЛА НЕДОЛГОЙ, НО ОСТАВИЛА СИЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ. В разговоре он не отказал, но говорил не о себе, а о своих однополчанах, их мужестве, смелости. Рядом с ним в палате находилась его жена Мелине. Оставив четырехлетнюю дочь и трехлетнего сына на попечение родителей в Арцахе, она прилетела вместе с Валерием в Ереван на вертолете. Он был без сознания, на носилках, а Мелине и врачи не отходили от него ни на шаг. Этой замечательной паре многое пришлось перенести, и хочется, чтобы счастье их длилось долго-долго, чтобы они были здоровы и не теряли веры друг в друга. Это не так просто в нашей с вами жизни, но пожелать все-таки хочется. Не потому, что так надо, а потому, что сердце так просит!

Встреча с Валерием стала весомым поводом поговорить о событиях четырехдневной войны с Микаелом Владимировичем МАНУКЯНОМ - исполнительным директором медицинского центра "Эребуни". Вместе с 14 специалистами клиники он прошел эту войну в Арцахе, в госпиталях Степанакерта и Мартакерта. Четыре дня и три ночи пролетели как миг, на одном дыхании и практически без сна. Да какой тут мог быть сон, когда раненых беспрерывно доставляли одного за другим. Операции шли сразу на нескольких столах, дорогаґ была каждая минута. Он и его коллеги неоднократно оперировали и раньше в сложных ситуациях, но то, что делали сейчас, не поддавалось никаким объяснениям - все это было неизмеримо выше: речь шла о спасении каждой молодой жизни, готовой оборваться на взлете.

"СУББОТНИМ УТРОМ 2 АПРЕЛЯ МНЕ ПОЗВОНИЛ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР медицинского центра "Эребуни" профессор Артем Максимович Кушкян и приказал подготовить группу ведущих специалистов для немедленной отправки в Карабах, сказав, что и сам выезжает туда", - рассказывает Микаел Владимирович. - Мы уже знали из сообщений телеканалов и интернет-изданий, что идут ожесточенные бои и в результате предпринятой азербайджанцами беспредельной эскалации напряжения с использованием тяжелой техники, артиллерии в госпитали и медцентры Арцаха доставлены десятки раненых. После небольшой подготовки я вместе с группой, в состав которой вошли хирурги, реаниматологи, анестезиологи, травматологи, выехал в Степанакерт. Мы спешили, понимая, что каждая секунда промедления может стоить раненым жизни. Следом за нами в Арцах выехали реанимобили нашего медицинского центра, машины с медикаментами, аппаратурой, провизией.

В центральном госпитале Карабаха большинство раненых находилось в очень тяжелом состоянии, со множественными осколочными ранениями. Враги стреляли в них из крупнокалиберных орудий, гранатометов и минометов, поэтому характер ранений был разным - проникающим, сквозным, слепым, осколочным... Должен сказать, что и Министерство здравоохранения Арцаха, и военно-медицинский департамент армии были на высоте - госпиталь был готов к принятию большого числа раненых. На следующее утро, опять-таки по поручению А.М.Кушкяна, в Степанакерт прибыла еще одна группа наших врачей под руководством главного анестезиолога-реаниматолога МЗ РА Анатолия Сергеевича Гнуни. Мы передали госпиталю новые операционные столы, коагуляторы, перевязочные материалы, кровь и плазму. Все работы по организации медпомощи шли под руководством профессора Кушкяна; он отслеживал каждого пациента, руководил эвакуацией тяжелораненых в Ереван. Во время боевых действий одной из основных задач является грамотная организация этапов эвакуации. Это сводит к минимуму потери среди личного состава вооруженных сил. Благодаря слаженным действиям всех служб - военных и гражданских - перевозка раненых на вертолетах и реанимобилях в Ереван была осуществлена в кратчайшие сроки. В столице Армении раненых ждали в Центральном военном клиническом госпитале Министерства обороны РА и медицинском центре "Эребуни".

 В медицинском центре 'Эребуни'РАННИМ УТРОМ СЛЕДУЮЩЕГО ДНЯ АРТЕМУ МАКСИМОВИЧУ ПОЗВОНИЛ начальник медицинской службы армии Карабаха и попросил направить группу врачей в госпиталь Мартакерта - на этом участке шли кровопролитные бои, и ожидалось поступление новых раненых. По поручению Кушкяна врачи нашего медцентра - старший хирург Андраник Оганян, заведующий отделением сосудистой хирургии Арам Бадалян, анестезиолог-реаниматолог Артур Оганесян, заведующий нейрохирургическим отделением Ваграм Амбарцумян и я срочно выехали в Мартакерт. По дороге встретили несколько наших реанимобилей, эвакуировавших уже прооперированных раненых в госпиталь Степанакерта. В случае эвакуации необходимо сначала стабилизировать состояние раненого, провести необходимую хирургическую обработку ран, остановить внутреннее кровотечение и только потом приступать к отправке в крупные медучреждения, где раненым предстоит конструктивная операция и оказывается специализированная помощь. В полевых условиях организовать помощь такого уровня невозможно - необходимы большие врачебные и лекарственные ресурсы, а при массовом наплыве раненых это невыполнимая задача.

Госпиталь в Мартакерте был хорошо оборудован: операционные столы, высококачественные наркозные аппараты, современные сонограф- и рентген-аппарат. До нашего приезда были задействованы три операционные. По согласованию с начальником госпиталя мы организовали четвертую. Руководил процессом распределения раненых (кто кого и в какой операционной будет оперировать) один из самых именитых хирургов прошлой войны, ведущий специалист в области военно - полевой хирургии Самвел Сократович Геворкян. Мы без остановки оперировали до семи часов вечера. Артем Максимович был с нами на постоянной связи, ему необходима была информация с первой линии фронта. Помню, я сказал, что нужны еще несколько реанимобилей. Он отреагировал быстро, за короткое время организовал дополнительные машины, и они безостановочно курсировали между Мартакертом и Степанакертом. Только в этот день было совершено более 20 выездов. Благодаря правильно организованной медицинской помощи ни один пациент, который был прооперирован в Мартакерте и переправлен в Степанакерт, не погиб. Но, к сожалению, были и те, кого изначально спасти было невозможно. Полученные ими травмы были не совместимы с жизнью.

К ВОСЬМИ ЧАСАМ ВЕЧЕРА БОИ В НАПРАВЛЕНИИ МАРТАКЕРТА ЗАТИХЛИ, шли лишь небольшие перестрелки, и нашей группе было приказано вернуться в Степанакерт, куда уже были доставлены готовые к эвакуации в Ереван раненые. Возвращались мы на машине с выключенными фарами - дорога была под постоянным обстрелом. В течение следующих полутора дней раненые, находившиеся в крайне тяжелом состоянии, были переправлены из Степанакерта в Ереван. Все девять бойцов, поступивших в медицинский центр "Эребуни", были на грани жизни и смерти - повреждения внутренних органов, головы, позвоночника, костей, ожоги, проникающие осколочные ранения требовали срочной операции и квалифицированного ухода. Принимали их и реанимация, и отделение общей и грудной хирургии, и травматология, и нейрохирургия. Все это время мы работали в круглосуточном режиме, не снижая напряжения.

Артем Максимович приказал ничего не жалеть для раненых. Их оперировали наши лучшие хирурги, применяли лекарственные препараты высочайшего качества. Почти все раненые перенесли по три-четыре оперативных вмешательства. Одному из бойцов, Эрику Бабаяну, было сделано восемь операций. Несмотря на ранение, он вместе с другом, тоже раненым Валерием Меграбяном, еще несколько часов продолжал бой, прикрывая солдат. Эрика, как и Валерия, удалось спасти, несмотря на тяжелейшие раны брюшной полости, забрюшинного пространства, легких и взрывное ранение правого тазобедренного сустава, - его практически нет. Сейчас он в Степанакерте, но скоро вернется в нашу клинику, где первым этапом станет операция по восстановлению проходимости кишечника и вторым - операция по замене тазобедренного сустава. Двое молодых ребят со спинальными травмами после оказания необходимой помощи были отправлены в Германию. Им предстоят долгое лечение и реабилитация в сугубо специализированных учреждениях, но они, как и остальные семеро раненых, проходивших лечение в нашем медцентре, живы. И это главное! 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПУСТЬ СБУДУТСЯ ВСЕ МЕЧТЫ
      2019-04-08 11:59

      В Центре эстетического воспитания детей им. Г. Игитяна проходит выставка работ Армине Галенц, которую она посвятила памяти своего отца, известного художника Саро Галенца. 10 апреля Армине исполнится 14 лет. В этот же день, только 109 лет назад 10 апреля 1910 года родился ее дед - выдающийся армянский художник Арутюн Галенц. Такое вот знаменательное совпадение. Бабушка, Армине Паронян-Галенц, в честь которой девочка названа, тоже была художницей. Так что, по-видимому, рисовать Армине Галенц-младшей предначертано самой судьбой.  

    • ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И ФУНКЦИЯ
      2019-01-16 11:28

      Беседа с доцентом кафедры культурологии исторического факультета ЕГУ Юлией АНТОНЯН.

    • МЫ НАТРЕНИРОВАНЫ НА ГЕНЕРАЦИЮ НОВЫХ ЗНАНИЙ,
      2018-12-21 15:36

      говорит в интервью "ГА" директор НИИ физиологии им. Л.А. Орбели НАН РА доктор биологических наук Наира АЙВАЗЯН - Г-жа Айвазян, минувшей осенью в Ереване прошло много академических мероприятий, в том числе инициированных и напрямую организованных вашим институтом. Расскажите об этом подробнее.

    • САРО ГАЛЕНЦ - ПАМЯТЬ, ДЕЛА, ТВОРЧЕСТВО
      2018-12-21 14:55

      Чуть более года назад ушел из жизни Саро Галенц - тонкий художник, выделявшийся особым творческим почерком, человек  редкой одаренности, истинный интеллигент - без высокомерия, но с достоинством, без зазнайства, но с подлинным интеллектом, прямолинейный без грубости. События его личной жизни не становились достоянием общественности, он не заискивал перед коллекционерами, не заигрывал с прессой, он работал.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВОЙНА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И АРМЕНИЯ: ПАРАЛЛЕЛИ
      2023-10-09 10:45

      Ракеты из палестинской Газы - это уже привычно, вроде как норма для израильтян: они падают на них регулярно, в чем я убедился на своем личном опыте, пребывая на протяжении трех месяцев в командировке в Израиле в далеком 1996 году. Сегодня в каждом новом доме есть специальная укрепленная комната (помещение с более толстыми стенами и металлической заслонкой, которая выдвигается из стены и закрывает окно) плюс «Железный купол»: это и превратило ракетные обстрелы в рутину (правда, в тысячах старых домов таких комнат нет).

    • ПРОГУЛКА ПО ПОСЛЕВОЕННОМУ ДЖЕРМУКУ
      2022-12-30 10:42

      Декабрь в Джермуке выдался на редкость мягким, пороша быстро тает на асфальте, зато снег щедро  покрывает дорожки, ведущие к водопаду. Одиноко стоит, переминаясь с ноги на ногу, продавец магнитиков. Посетителей практически нет – за весь день, помимо нас,  к достопримечательности заглянула лишь парочка русских туристов. И это на фоне того, что гостиницы и оздоровительные комплексы зазывают посетителей всевозможными акциями и гирляндами на елках во дворах,  а на днях заработала канатная дорога, вышедшая из строя из-за обстрелов.

    • "НЕ НАДО БОЯТЬСЯ СЛОВА "ВОЙНА", ИНОГДА БУМАЖКА О МИРЕ ГОРАЗДО ОПАСНЕЕ"
      2022-11-23 09:55

      Руководитель международного центра человеческого развития Теван ПОГОСЯН заявил в интервью "ГА": "В связи с "рамочным соглашением" все вспомнили о гарантах. Нет таких гарантов, гарантом может стать только армянская армия и готовность нации защищать свое государство".

    • ШУШИ СДАЛИ 5 НОЯБРЯ 2020 г., ПОЧЕМУ НИКОЛ ВРАЛ 3 ДНЯ?
      2022-10-21 11:02

      Почему официальный Ереван скрыл правду? 5 ноября 2020 г. президент Республики Арцах Араик Арутюнян сделал на своей странице в FB следующую запись: "Шуши – самое большое наследство, которые мы получили от своих дедов и должны передать поколениям в том же армянском духе". Там же значилась благодарность генералу Сейрану Оганяну. Спустя считанные дни последовала запись сотрудника администрации президента Ваграма Погосяна, из которой следовало, что Шуши уже не наш.