ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И ФУНКЦИЯ
Беседа с доцентом кафедры культурологии исторического факультета ЕГУ Юлией АНТОНЯН.
- Г-жа Антонян, интеллигенция и родственные этому понятию термины все еще активно используются в разных сферах политической, культурной и повседневной жизни Армении. Но они интерпретируются по-разному. Вы занимались исследованием этого вопроса, давайте все-таки уточним, что такое интеллигенция?
- Принято считать, что термин "интеллигенция", вошедший в обиход в XIX веке, это чисто русский морально-нравственный феномен. Тогда главными признаками интеллигента наряду с его интеллектуальной деятельностью считались черты социального мессианства. В советское время интеллигенцией считался социальный слой, занимающийся интеллектуальным трудом. Сегодня его можно дополнить определением интеллигенции Александра Гелла как "культурно-гомогенного слоя образованных людей, объединенных харизматическими чувствами и определенной системой ценностей", и уточнением Карла Манхейма, который определяет интеллигенцию как группу людей со специфическим отношением к культуре. Эти определения помогают описать категорию моих потенциальных респондентов как образованных и воспитанных людей, занятых в сфере интеллектуального труда, и добровольно и активно вовлеченных в дискурсы, касающиеся национальных, культурных, социальных и политических ценностей. Насколько эти люди сами идентифицируют себя как интеллигенцию, почему относят себя к этой категории и как именно вписаны в нее были тем кругом вопросов, на которые я попыталась ответить в своем исследовании.
- На Западе популярен термин "интеллектуал", означающий людей, занятых умственной деятельностью, не претендуя на роль носителей "высших идеалов"…
- В армянском языке слово "мтаворакан" означает одновременно и интеллигента, и интеллектуала, поэтому частью интеллигентского дискурса также являются дискуссии вокруг точного перевода этого слова на русский и европейские языки. Термин этот стал активно использоваться в армянской публицистике начиная с XIX века. Основными темами этого дискурса являлись жертвенность и просветительская миссия армянской интеллигенции в контексте националистических движений того времени. В советское время возникают три разные модели самоидентификации интеллигенции: как работников интеллектуального труда, как интеллектуальной и "аристократической" по своему образу жизни элиты и как участников националистических и антисоветских протестных движений.
Современный дискурс выделяет целый ряд характеристик интеллигенции, их можно разделить на несколько подгрупп, каждая из которых будет соответствовать тому или иному подходу к проблеме. Первый подход основан на критерии профессиональной принадлежности и определяется сферой занятости в той или иной профессии. Второй - ценностный - опирается на представление о личностных качествах, присущих интеллигенту: поведенческих эталонах, высоком уровне интеллектуального развития, моральных качествах и степени аристократичности в повседневной культуре. Особенно важно, что эти ценностные критерии связаны с вопросом истинности, подлинности той группы, которая считается или сама себя считает интеллигенцией, а также с представлением об интеллигентности как о наследуемом качестве. Все определения в конечном счете могут рассматриваться как инструменты формирования социально-культурной идентичности людей, участвующих в дискурсе и заинтересованных в нем.
Уже упомянутый фактор подлинности интеллигенции ставит вопрос о чистоте ее рядов, за которой следят те, кто считает себя представителями интеллигенции. С этим связан также феномен самоотрицания принадлежности к интеллигенции: индивид считает, что сам он не вправе причислять себя к интеллигенции, поскольку принадлежность к этой группе определяется признанием других. Михаил Лотман в эссе "Интеллигенция и свобода" отмечает, что быть интеллигентом значит быть признанным таковым другими членами этой группы.
Другой вопрос, касающийся идентичности интеллигенции, того, в какой степени интеллигенция должна сохранять в своем быту особенности этнической культуры. Здесь можно отметить две тенденции. Первая - интернациональность повседневной культуры интеллигенции; вторая - напротив - в преднамеренном подчеркивании элементов этнической и национальной культуры. Несмотря на определенный "генетический" подход к толкованию подлинной интеллигенции, формирование идентичности рассматривается как конструктивный процесс. Интеллигентская идентичность может быть построена, усвоена, трансформирована либо заменена на какую-нибудь другую - в терминологии Роджерса Брубейкера это соответствует "мягкому" типу идентичности. С этим процессом связан феномен добровольного и сознательного отказа от того, чтобы считать себя интеллигентом. Причиной этого отказа является восприятие "интеллигентского звания" как наследия имперского времени или восприятие интеллигенции как деструктивного элемента социума.
- Какие аспекты играют важную роль в формировании идентичности армянского интеллигента?
- Это, например, противопоставление интеллигенции "лавочникам", то есть постсоветской экономической и политической элите, то есть элиты истинной и элиты фальшивой. Этому противопоставлению находятся параллели в особенностях социальной структуры армянского досоветского и советского общества. Важным маркером идентичности интеллигенции является язык. Значительная часть армянской интеллигенции как в советский, так и в дореволюционный период была русскоязычной по образованию, языку самовыражения, а часто и в быту. Русский воспринимался как элитарный язык, посредством которого интеллигенция усваивала значительную часть всемирного культурного наследия. Более того, армянское литературное, историческое и художественное наследие также частично усваивалось в переводе на русский. Это в свою очередь способствовало формированию такого феномена, как "русскоязычный национализм".
В постсоветское время социальная и культурная роль русского языка значительно снизилась, хотя до сих пор он входит в число приоритетных для изучения иностранных языков. Более того, многие представители русскоязычной интеллигенции связывают снижение культурного уровня и расхожую мифологему о "смерти интеллигенции" именно с исчезновением русского языка как языка армянской интеллектуальной сферы. Другой лингвистический аспект, участвующий в формировании интеллигентской идентичности, связан с дискурсом об определении литературной нормы восточноармянского языка, поскольку именно эта форма языка считается единственно подобающей истинной интеллигенции.
Что касается такого маркера идентичности, как религия, то надо отметить, что в случае армянской интеллигенции он проявляется двояко: с одной стороны, в армянском религиозном национализме, с другой - в парадоксально сопряженной с ним секулярности армянской интеллигенции. В отличие от русской интеллигенции, армянской никогда не были присущи поиски Бога, метания от крайней религиозности к полному атеизму. Однако Армянская Апостольская Церковь как инструмент национальной и этнической идентичности, как национальный и общинный представительский институт, деятельность которой особенно важна для диаспоры, по большей части воспринималась ориентиром и хранительницей национальных ценностей для интеллигенции.
Тем не менее в период после обретения независимости стремление Армянской Апостольской Церкви вновь утвердиться в качестве государственного идеологического института вызвало появление антиклерикального дискурса именно в среде интеллигенции. Это было связано с попыткой церкви заменить секулярные ценности на религиозные. Примером этого может быть строительство церквей вместо и на месте зданий, считающихся архитектурными памятниками советского периода, придание религиозного содержания секулярному по сути предмету "История Армянской Апостольской церкви" в программе средней школы.
Также одной из распространенных тем, формирующих образ и социальную роль армянской интеллигенции, является миссионерская функция и виктимизация, т.е. подчеркивание жертвенности через интерпретацию темы Геноцида армян, сталинских чисток и, наконец, Карабахской войны 1991-1994 годов. Миссионерский образ армянского интеллигента, обязанного идти в народ, просвещать и обучать его, актуальный в XIX веке, неожиданно нашел свои параллели в современной Армении, когда десятки представителей интеллигенции устремились в воюющий и послевоенный Карабах. Тема жертвенности интеллигенции имеет развитие и в дискурсе о ее смерти. У этого дискурса есть две разновидности: дискурс о физической смерти интеллигенции в результате физического уничтожения или эмиграции ее представителей и дискурс о смерти социальной как класса, как продукта имперской и советской колониальных систем, который изжил себя и обречен на вымирание в современных условиях.
- Дискуссии вызывает и тема истинности и ложности интеллигенции, а также ее социальной роли и места в современном обществе.
- Вопросы эти связаны с важными экзистенциальными проблемами, обусловленными изменениями модернизируемого и глобализируемого общества. Связан с этим и ряд стереотипных представлений о советской интеллигенции, согласно которым изменение ее статуса и общественной ценности вызвано трансформацией прежней системы ценностей, причем оценка этой трансформации различна. Одни рассматривают эту утрату как необходимое избавление от имперского, колониального наследия, другие, напротив, как утрату важных ценностных ориентиров и деградацию общества. Не желая быть частью деградировавшего общества, ряд участников дискурса в знак протеста против существующей системы добровольно отказываются причислять себя к интеллигенции, хотя и продолжают активно использовать ее знаковый, функциональный и дискурсивный потенциал.
Общий анализ дискурса армянской интеллигенции показывает, что нынешний поиск идентичности вписан в четыре цивилизационные парадигмы: имперскую, националистическую, модернистско-социалистическую и постмодернистско-капиталистическую. Каждая из них предлагает специфическое мировоззрение, систему ценностей и культурные восприятия, важные для определения места, роли и функции интеллигенции в изменяющемся мире. Благодаря этому интеллигенция существует в виде разных вариантов одного социального и культурного конструкта, требующего постоянного уточнения и осмысления.
Таким образом, постоянный дискурс об идентификации, репрезентации, формах культурного проявления, функциях и социальных ролях может быть рассмотрен как непрерывный процесс уточнения границ между новыми и старыми идентичностями, социальными структурами и иерархиями в модернизирующемся и глобализирующемся армянском обществе. Думаю, создание и поддержание описанных дискурсивных полей облегчает процессы аккумуляции, концептуализации и моделирования идей, используемых для конструирования национальной культуры, памяти, истории и идеологии, что в итоге ведет к изменению культурных, социальных и политических рамок, в которых протекает процесс строительства нации и государства.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2019-04-08 11:59
В Центре эстетического воспитания детей им. Г. Игитяна проходит выставка работ Армине Галенц, которую она посвятила памяти своего отца, известного художника Саро Галенца. 10 апреля Армине исполнится 14 лет. В этот же день, только 109 лет назад 10 апреля 1910 года родился ее дед - выдающийся армянский художник Арутюн Галенц. Такое вот знаменательное совпадение. Бабушка, Армине Паронян-Галенц, в честь которой девочка названа, тоже была художницей. Так что, по-видимому, рисовать Армине Галенц-младшей предначертано самой судьбой.
-
2018-12-21 15:36
говорит в интервью "ГА" директор НИИ физиологии им. Л.А. Орбели НАН РА доктор биологических наук Наира АЙВАЗЯН - Г-жа Айвазян, минувшей осенью в Ереване прошло много академических мероприятий, в том числе инициированных и напрямую организованных вашим институтом. Расскажите об этом подробнее.
-
2018-12-21 14:55
Чуть более года назад ушел из жизни Саро Галенц - тонкий художник, выделявшийся особым творческим почерком, человек редкой одаренности, истинный интеллигент - без высокомерия, но с достоинством, без зазнайства, но с подлинным интеллектом, прямолинейный без грубости. События его личной жизни не становились достоянием общественности, он не заискивал перед коллекционерами, не заигрывал с прессой, он работал.
-
2018-12-19 14:40
говорит в интервью "ГА" руководитель группы компаний Instigate Ваагн ПОГОСЯН - Г-н Погосян, вы руководитель компаний Instigate. Какие цели ставит ваш новый инновационный проект "Реальная школа"?
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2022-03-12 12:24
Эпоха уходит. Уходит эпоха, в которой мы были победившими, независимыми, сильными. Эпоха уходит вместе с делавшими ее людьми - победившими, независимыми, сильными. Казалось, в Алвард Петросян силы столько, что она может победить даже смерть. Но этого не дано никому, и теперь она с ними - с сыном, с мужем и со всеми теми, с кем вместе ковалась эпоха независимых, сильных и победивших.
-
2021-01-26 13:47
"Дорогие соотечественники, сегодня Родина оказалась в критической ситуации! Угроза нависла не только над нашей государственностью, но над Арменией как таковой. Очевидно, что стараниями действующей антинациональной власти мы потеряли не только Арцахскую землю, мы теряем земли стратегического значения, территории, гарантирующие самость Республики Армения.
-
2021-01-12 18:47
На очередном собрании в столичном джаз-клубе «Меццо» участники инициативы интеллигенции «Глас Отечества» выступили с новыми предложениями и оценками ситуации в Армении. Выступления завершились предложениями о конкретных действиях, а сама встреча сопровождалась сценическими выступлениями в формате армянских народных танцев и песен про Арцах.
-
2020-12-17 09:45
"Строить и созидать надо в тишине", - считает драматург и режиссер, художественный руководитель Ереванского государственного камерного театра народный артист РА Ара ЕРНДЖАКЯН. А еще он уверен, что мы еще услышим тишину, в которой возникнет то, чье рождение мы потом назовем рождеством.