Последние новости

"ГОВОРИЛЬНЯ И СОЗИДАНИЕ - ВЕЩИ НЕСОВМЕСТИМЫЕ"

"Строить и созидать надо в тишине", - считает драматург и режиссер, художественный руководитель Ереванского государственного камерного театра народный артист РА Ара ЕРНДЖАКЯН. А еще он уверен, что мы еще услышим тишину, в которой возникнет то, чье рождение мы потом назовем рождеством.

- Едва ли не через месяц после завершения Апрельской войны в Камерном театре появился спектакль авторства Ара Ернджакяна, пытающийся ее осмыслить и отдать дань павшим. Сегодня есть желание в подобном высказывании.

- Нет! И причин тому толи много, толи одна-единственная. Потому что исход этой войны для меня, как и для многих, это такое опустошение!.. О чем писать? Анализировать что? Тогда, в 16-м, это была боль, но боль осмысленной жертвы - тот период был совершенно другим. И дело не столько в том, что тогда мы выстояли и это была победа, а сейчас поражение. Поражение ведь тоже бывает разным. Тут все настолько мерзко, что просто хочется удалить от себя, как страшный сон. Так что не думаю, что когда-нибудь обращусь к этой теме. Хотя, как ни странно, я все-таки сейчас пишу. Не знаю, станет ли написанное пьесой, это даже ближе к науке - какие-то рассуждения, вопросы, на которые я пытаюсь найти ответ. Может, это стоит в другой плоскости, но на самом деле косвенно связано с этой войной - кто мы, откуда мы, как возник этот народ и - что очень важно - где возник и в чем предназначение этого народа? Нет-нет, я понимаю, что вопросы неподъемные, и тем не менее пытаюсь, будучи в первом издании кибернетиком, подходить чисто математически, выстраивать какие-то формулы. Возможно, все это будет выглядеть глупо, но в эти страшные дни это было для меня отдушиной - я как бы убегал туда. Не то чтобы в другую Армению, но в другие темы, отличные от тех, что мы ежечасно видели и слышали.

- Потребность в таком эскапизме возникла именно во время войны или раньше, в те самые два с половиной года назад?

- Два с половиной года назад у меня родилась депрессия иного рода, меня нервировало другое. Осознание, что к власти и вообще к чему-то сегодня может прийти любой, кто умеет складно трепать языком. Вот в советское время, откуда я родом, мы как-то не умели говорить, и, когда нам протягивали микрофон, это было страшно, и этот комплекс остался на всю жизнь. А сейчас есть уйма мальчиков и девочек, которые на любую тему способны говорить складно, резво и без остановки. И вдруг пришел, извините, сброд, который созидать - нет, сесть за стол о чем-то подумать - нет и еще раз нет! Но ведь, чтобы управлять государством, умения трындеть обо всем на свете недостаточно. Надо в какой-то момент пойти домой и задуматься над тем, что делать с этой страной, а не заменять этот процесс речевым поносом. Все мои спектакли были попыткой ответить на вопросы, которые возникали не только у меня, но и у многих в этой стране. И, если их выстроить в хронологическом порядке, получится голографический срез нашего времени и нашего социума. Меня бесит, когда начинают вопрошать: почему интеллигенция молчит? А вы хотите, чтобы она вышла на площадь и стала орать. Пускай с трибун выступают другие люди. Но страшно, когда эти люди потом начинают заниматься судьбой государства. Это как в театре - есть актер и есть автор. Актер прочувствованно говорит чужой текст, получает все аплодисменты, возвращается за кулисы и понимает, что это уже другой мир. А у нас получилось - актер ушел за кулисы, чужого текста уже нет, но он "в образе", и желание царить осталось. Это трагедия.

- Творческая энергия - стихия анархическая, каким образом удалось с самого начала не впасть в эйфорию, которой поддались многие, вроде бы интеллектуальные и талантливые и пытающиеся оправдаться тезисом "Быть со своим народом"?

- Народ, между прочим, в свое время кричал: "Распни его, распни!" Когда говорят, что народ всегда прав… Как раз народ - он очень редко бывает прав. Как может быть правым броуновское движение? А это броуновское движение, это хаос. Я вообще боюсь, когда собирается огромное количество людей и у них появляется желание что-то совершить. Я понимаю, что это огромная сила, которой трудно что-то противопоставить. Не вдаваясь в исторический экскурс - ведь на самом деле все революции происходили именно тогда, когда стране было вовсе не так уж плохо. И именно в этот момент человек вдруг почему-то обнаруживает, что на Солнце есть пятна. И пошли вперед - на солнце! А задуматься, что вместе с пятнами погаснет Солнце… В этом в общем-то смысл толпы.

- Но ведь мы стали и свидетелями потрясающего единения людей в тылу, и невероятного героизма на фронте…

- Безусловно! Я каждый день приезжал в театр, где шел сбор помощи фронту и беженцам, и видел, как они самоорганизовались, двадцатилетние пацаны и девочки. Поколение "фейсбук", которое отодвинуло этот "фейсбук" и вошло в реальную жизнь. Знаешь, что меня потрясло. Они работали по двадцать часов, только убегали что-то купить и перекусить. Здесь стояли ящики со всякого рода едой - и никто ни одного яблока не взял! Вот в этом разница между осмысленным объединением людей и эйфорией толпы!.. А потом этот, просто убийственный финал... Ведь страшно даже не то, что подписано это соглашение. Страшны это разочарование, эта пустота - хочешь-не хочешь, но невозможно не думать, что эта война была "договорной игрой". И финалом этой трагедии может стать то, что народ начнет уезжать, и очень активно. Мы уже имеем пример Нахиджевана, в котором нет армян. Я боюсь, что скоро не только там придется долго нас искать. Вот это для меня самый страшный результат этой войны.

- И потом, первая Карабахская освободила нас от комплекса жертвы, теперь все по новой...

- Вот то, что я сейчас пишу, мне бы хотелось, чтобы это помогло каким-то людям поверить: то, что мы сейчас испытываем, и это пройдет. Я пытаюсь разобраться в вопросах происхождения нашего народа и найти моменты, которые заложены в нас, которым мы, так или иначе, подчинены и обязаны это нести. Не люблю слово "метафизика", но где-то на уровне научной фантастики, потому что она построена на достаточно серьезных математических схемах. Миром правит какая-то большая логика. Может, она запрограммировала курс на наше уничтожение. Это как киты, которые в какой-то момент выбрасываются на сушу и погибают, и никто не понимает почему. Применительно к народам - вот были шумеры и ушли, остались в истории. А армяне задержались. И мне легче становится дышать, когда я верю, что кроме действительности, которую мы сейчас видим, есть еще что-то другое. Я уверен, что у нас еще будет большое возвращение. В нас заложены какие-то более глубинные вещи, которые изничтожить всякими фейк-пропагадами невозможно, разум все равно победит.

- Вы восстанавливаете спектакль по пьесе Радзинского "Театр времен Нерона и Сенеки", и это тема давнего исследования. Так почему же Нерон ждет, чтобы его растерзала толпа?

- Если не по пьесе, а исторически, многое, что приписывают Нерону, не соответствует реальности. Нерон был личностью - все-таки это человек, который построил Рим. "Задержка" Нерона была где-то оправданна - он недоделал какие-то вещи, а для творческого человека незавершенное творение - это проблема. Но когда человек ничего не сделал, ну просто ни-че-го - и все-таки цепляется за власть... Тут, наверное, работают совершенно другие механизмы. Судя по всему, медицинские. Вот де Голль - человек, который был кумиром Франции, человек, который не в пример некоторым очень многое сделал для Франции, проиграл Алжир. И что? Сразу его не стало. Наверное, потому, что он был де Голль - должен быть этот стрежень, этот класс. Странами руководить должны все-таки де Голли. И они есть, просто мы не там ищем. Искать надо не среди горлопанов, которые очень складно с разных площадок говорят пламенные речи. Не думаю, что все эти "де голли" были пламенными трибунами. Строить и созидать надо в тишине, думая, советуясь с какими-то людьми, перечитывая какие-то книги. Только таким образом ты можешь прийти к более или менее правильному ответу. А когда ты находишь ответы в толпе или, еще хуже, только в самом себе… Я сейчас даже не о нынешнем варчапете - это уже прошедший этап. Меня больше волнует то, чтобы этот прецедент не наметил вектор и на последующее время. Есть какая-то тенденция - вышел, поговорил, наговорил, молодец! Результат мы видим. Но созидание и говорильня - две вещи несовместимые.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ГАМЛЕТ" КАК СУДНЫЙ ЧАС
      2022-01-19 09:42
      1322

      "Быть или не быть - вот в чем вопрос... Ну, а что там дальше вы все хорошо знаете"... Так, без пиетета произносится самый знаменитый монолог всех времен и народов в спектакле ереванского Камерного театра "ГАМЛЕТ", который даже сложно назвать трагедией. Верный собственной театральной теории отождествления режиссер спектакля, народный артист РА Ара ЕРНДЖАКЯН добивается того, что трагедия происходит не на сцене, а в душе зрителя. На сцене - грешный час лжи, вероломства и убийств, в душе зрителя - час осознания неискупимого греха, час нравственных мук, час расплаты.

    • ПОЭТ, КОТОРЫЙ БЫЛ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ
      2022-01-13 10:22
      4591

      "...Меня раздаривают щедро – Моё веселье и слова. Я чью-то душу чище ветра Отмою, чтоб была жива. А если завтра боль уложит В постель или беда пригнет, Что ж, завтра кто-нибудь, быть может, Хоть искру смеха мне вернет".

    • ...И НАСТУПИТ ГОД ПРОЕКТОВ ЖИЗНИ!
      2021-12-30 10:00
      5078

      "Глазами клоуна" - так называется великий поствоенный роман лауреата Нобелевской премии Генриха Белля. В период между двумя мировыми войнами в Европе стал популярным весьма неожиданный жанр - портреты клоунов. Не политиков, не богатых заказчиков, не прекрасных дам пишут представители нового искусства. Они пишут лица шутов под толстым слоем белил. Пикаcсо, Руо, Кес Ван Донген, Бюффе - все они рисуют растерянного человека, стоящего на круглой, как земной шар, и пустой, как пустыня, арене. Этот человек вообще-то должен, как предписано шутам историей культуры, говорить нам правду и нас смешить, но ему нестерпимо грустно...

    • ЦЕЛЬ, КОТОРАЯ СТАНЕТ ИСПОЛНЕНИЕМ МЕЧТЫ...
      2021-12-29 10:34
      4646

      Время на всем оставляет свой отпечаток. На смену шутливых и радостных, легко и просто отскакивающих от зубов новогодних пожеланий "здоровья и счастья в личной жизни" пришло глубокое понимание того, что жизнь - общая на всех, и желать и хотеть надо не "от зубов", а как-то по-настоящему. И тогда исполнения своих желаний не придется бояться. По крайней мере, деятели культуры уверены, что если подходить именно так, Новый год имеет шансы стать годом начала выздоровления и обретения себя.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • МОНСТР НОКС ИЛИ РЕФОРМА В КУЛЬТУРЕ?
      2021-09-08 10:00
      3089

      Руководитель Государственного театра кукол им. Ов. Туманяна Рубен БАБАЯН возглавляет также совет театральных директоров, который на общественных началах старается, или по крайней мере старался внести свою лепту в реформу управления культурой. Теперь Бабаян, кажется, склоняется к мысли, что нельзя внести свою лепту в то, чего не существует.

    • ЧТО ИМ СТОИТ ДОМ НЕ СТРОИТЬ!
      2021-08-18 10:04
      4268

      Была в прошлые, "непрозрачные" времена такая традиция - два раза в год министр культуры собирал большую пресс-конференцию и отчитывался о проделанной работе. Журналисты гадствовали - министры корчились, но терпели.

    • ПАМЯТИ ДВАЖДЫ УБИТЫХ
      2021-08-13 10:09
      3766

      "Скажу, что это будет театрализованный фильм. То есть в процессе показа я буду делать паузы и обращаться к зрителю напрямую. Премьера запланирована на октябрь - театрализованного фильма или киноспектакля", - так анонсировал свой новый творческий эксперимент писатель, драматург и актер Ваграм СААКЯН.

    • ЗАРУБЕЖНЫЕ ГАСТРОЛИ - ПОСМЕРТНО
      2021-08-07 12:17
      3312

      На фоне трагически-саркастических спектаклей, которые в ежедневном режиме поставляет нам политическая сцена, театр со всеми его проблемами отошел на второй план. Тем не менее, остро вставшая с месяц назад проблема Государственного Музыкального камерного театра, по мнению правительства подлежащего ликвидации,  никуда не делась.  И даже расслабляющая августовская жара не способна отключить коллектив театра от стремления настаивать на своем праве на жизнь.