ЕСЛИ ПРОБЬЕМ ЭТУ ТАМОЖНЮ, ТО ОЖИДАЕТСЯ БОЛЬШАЯ РАБОТА,
считает гендиректор группы компаний "РусИранЭкспо" Александр ШАРОВ
Полное название прошедшей 26-28 октября в Ереване международной промышленной выставки EXPO-RUSSIA ARMENIA 2016 plus IRAN. И одной из ее целей являлась как раз-таки попытка приплюсовать к совместным действиям иранских производителей. Насколько удалось организаторам добиться своей цели, сказать сложно. Во всяком случае иранских участников на выставке было немного. Но зато корр. ГА удалось пообщаться с Александром Шаровым - гендиректором группы компаний "РусИранЭкспо", которые специализируются на продвижении российских и зарубежных фирм в Иране и в свою очередь помогают иранским компаниям продвигать их коммерческие интересы в России и в странах ЕАЭС. А.Шаров любезно ответил на вопросы и помимо перспектив участия Армении в российско-иранском товарообороте рассказал о нюансах западных санкций и иранского менталитета.
- Г-н Шаров, как давно вы начали заниматься Ираном и почему?
- Около 5 лет назад. Я тогда впервые попал в Иран, и меня поразило огромное количество химических заводов в этой стране: там насчитывается порядка 120 больших химических комбинатов. То есть то, о чем мы мечтаем в России (развитая химиндустрия), иранцы уже имеют. В итоге начал заниматься поставками технологий, оборудования, химикатов в обе стороны, потом, как это обычно бывает, накопился опыт, и я стал помогать российским, европейским, армянским, казахстанским компаниям в прямом выходе на Иран.
- Какими успехами можете похвастать по истечении пяти лет?
- У нас порядка 300 российских клиентов и около 100 партнеров с иранской стороны. Причем для нескольких десятков российских компаний мы выстроили полноценные системы бизнеса, и они постоянно работают в Иране, а некоторые даже построили там заводы.
- Какие сферы больше всего интересуют российскую и иранскую стороны?
- Индустрия. Иранцев в связи с западными санкциями в первую очередь интересуют технологии, а российская сторона готова их предоставлять. Сырье также представляет интерес, но в этом сегменте основной поток иранской продукции направлен на Китай и Европу.
- Вы упомянули антииранские санкции. Сравнительно недавняя их частичная отмена не имела решающего значения?
- Нет. Во всяком случае пока европейские банки не работают в Иране. И даже банки стран ЕАЭС, кроме российского "Темпбанка" и одного банка с иранским капиталом, "Мир Бизнес Банка", не работают в этой стране.
- Почему сложилась такая ситуация?
- Из-за страха перед американскими санкциями. Скажем, платежи по SWIFT не идут (хотя в начале этого года сообщалось, что система межбанковских платежей SWIFT сняла санкции с иранских банков. - К.А.). Есть еще система TELEX, которая не зависит от SWIFT, но тем не менее банки не работают и по ней.
- То есть теоретически они могут работать с Ираном, но боятся?
- Хоть с завтрашнего дня: обменялись корреспондентскими отношениями - и по той же системе TELEX могут начать работать. Но нет, не получается. И все это из-за страха перед США, перед санкциями, которые они могут наложить. Почему США вмешиваются в дела других стран мира и, в частности Ирана? Похоже, они берегут этот рынок для себя - думают все-таки сместить нынешний режим и поставить проамериканский. И, соответственно, запрещают европейским банкам работать с Ираном.
- Речь идет о гласном или негласном запрете?
- Джон Керри 10 мая этого года сказал во всеуслышание, что это не США запрещают американским банкам работать с Ираном, а, дескать, сами европейцы этого не хотят.
- Понятно. Но если нет официального запрета, почему практически никто из многочисленных российских банков не работает с Ираном?
- У нас, к сожалению, очень много западного акционерного капитала в банковской системе. Кроме боязни США есть и произраильское лобби в российских банках. Правда, тот же "Альфа-банк" до 2012 года очень хорошо работал с Ираном, хотя он принадлежит Фридману и Авену, а сейчас не работает. Такая глыба, как Сбербанк, не работает. Единственный "Газпромбанк" вроде как начинает проявлять инициативу в этом направлении. В 2012 году, когда США резко усилили антииранские санкции, почти все иностранные компании ушли из этой страны. Например, Германо-иранская торгово-промышленная палата в 2012 году насчитывала 6 тысяч членов, а по состоянию на осень прошлого года - 2400. То есть более 3,5 тысячи немецких фирм-не банков ушли из Ирана.
- В Армении говорят о том, что наша страна могла бы быть неким мостом между Россией и Ираном. Что думаете на этот счет?
- Я как раз подготовил доклад по транспортному коридору Север - Юг, который действует сейчас, но нуждается в расширении. Надо расширить возможности растаможивания российскими компаниями иранских товаров в Ереване. Если применить нормальную рабочую схему (скажем, пошлина остается в Армении, а НДС будет выплачиваться в России), то можно половину того груза, который сейчас идет через Азербайджан, переориентировать на Армению.
- Несмотря на более удобные коммуникации, железную дорогу, которую собираются там состыковывать?
- Нет там никакой железной дороги. Азербайджанцы продали мост через реку Астара на металлолом еще 20 лет назад. И разговоры о его восстановлении - не более чем пропаганда. А что касается западных санкций, то их можно будет считать отмененными тогда, когда Запад вернет Ирану около 400 млрд долларов. Понятно, что это никогда не произойдет. "Шахские деньги" не отдали ни наследникам шаха, ни Исламской Республике. Это около 100 млрд долларов по курсу 1978 года, и они не разморожены.
- Каковы узловые точки вашего доклада по магистрали Север-Юг?
- Товарооборот Россия - Иран в этом году вырастет до $2 млрд. Но потенциально он может дорасти до $10-15 млрд, то есть до таких объемов, которые были между Россией и Турцией до кризиса отношений. Товарооборот между Арменией и Ираном сейчас составляет около 500 млн долл. Но если учесть вхождение Армении в ЕАЭС и выстраивание правильной схемы по растаможке (речь о легальных действиях, а не об операциях через какие-то фирмы-однодневки), то можно довести эту цифру до $2 млрд. Через Армению пойдут не только российские товары, но и иранские, в том числе фрукты-овощи. Сейчас в месяц проходят порядка 500 фур из Ирана через Армению - Грузию до Владикавказа, а в случае реализации предлагаемой схемы их количество увеличится до 1,5 тысячи.
- На выставке практически не видно иранцев...
- С нашей помощью несколько фирм приехало. Правда, мы подключились к этой работе только на последнем этапе, где-то с месяц назад, когда нас попросили. До этого же "Зарубеж-Экспо" (организатор выставки. - К.А.) понадеялся на иранского партнера, а иранцы… Мы всегда говорим: "Никогда не доверяйте тому, что они обещают" (улыбается).
- Что самое сложное в работе с иранцами?
- Их неорганизованность. Сказывается и разность менталитетов. Но если знать, что надо самому все за них делать, то тогда проще.
- Армяне по своей ментальности где-то посередине между русскими и иранцами?
- Нет, гораздо ближе к России. Но иранцев, наверное, понимают лучше, чем россияне. Кстати, видимо, не случайно у меня работали армяне.
- Есть планы по созданию в Армении филиала вашей компании?
- Пока нет. Мы приехали сюда в первый раз. Но если эту таможню пробьем, то будет плотная, большая работа и как минимум мы будем иметь здесь постоянных партнеров.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2022-10-01 10:07
О рыбной ловле, Севане и вариантах будущего армянской атомной энергетики С Вадимом Титовым, президентом отраслевого комплекса "Русатом-международная сеть" госкорпорации "Росатом" мы встретились во время международного турнира по рыбной ловле, прошедшего 7-8 сентября в той части акватории Финского залива, которая примыкает к Ленинградской атомной станции (ЛАЭС). Г-н Титов любезно ответил на вопросы корр. "ГА" как о турнире, так и о некоторых аспектах российско-армянского сотрудничества в сфере атомной энергетики, а также перспективах проведения аналогичного турнира в Армении.
-
2022-09-22 08:37
В сегодняшнем пересыщенном информацией мире пиар имеет большое значение. А хорошие идеи в этой сфере, способные обратить на себя серьезное внимание, ценятся особо. Вот и инициатива «Росатома» по проведению международного турнира по рыбной ловле близ крупнейшей в России атомной электростанции – Ленинградской (ЛАЭС), можно смело ставить в этот ряд. Во всяком случае, прошедший 7-8 сентября турнир собрал рыбаков из 10 стран мира, в том числе и из Армении, и привлек к себе внимание благодаря необычному симбиозу атомной энергетики и спортивного рыболовства.
-
2022-07-22 14:55
Корреспондент "ГА" в конце прошлой недели побывал на юге Армении – в городе Каджаран и на крупнейшем горнорудном предприятии страны – Зангезурском медно-молибденовом комбинате, который чуть менее года назад вошел в состав группы компаний GeoProMining (GPM).
-
2021-09-23 12:22
Группа армянских журналистов и экспертов в области атомной энергетики побывала недавно на первой в Заполярье атомной электростанции.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-09 10:00
Конечно, можно гордиться нашим премьером! Как он покоряет на велосипеде улицы ядерных держав: Лондон, Париж, Нью-Йорк. Теперь вот Москва. Расступитесь все: Пашинян идет!
-
2024-09-11 11:01
Пашиняновским дилетантам, да и ему самому, все никак не достает мозгов, чтобы уяснить одну простую истину: экономика и городское хозяйство – это не прямая линейная конструкция, а сложная структура взаимосвязей, когда воздействие на какое-либо одно звено этого механизма автоматически влечет за собой последствия по всей системе. Непонимание властями этой азбучной истины превратило за более чем 6 лет их правления жизнь в столице (и не только) в кромешный ад…
-
2024-08-17 10:40
Официальный Баку на днях выступил с заявлением о том, что по обоюдному согласию Армении и Азербайджана из проекта мирного договора изъята статья о транспортных коммуникациях, включая маршрут, соединяющий западную часть Азербайджана с Нахиджеваном. Какие факторы повлияли на подобное решение и как оно отразится на дальнейшем развитии в регионе, мы решили узнать в беседе с членом исполнительного органа РПА Гагиком МИНАСЯНОМ.
-
2024-06-11 10:47
Спикера парламента Армении Алена Симоняна вновь понесло. Отвечая на вопросы журналистов, он заявил, что Россия "кинула Армению", хотя Армения, как "наивный ребенок, верила, что Россия не оставит ее одну". По словам спикера, прежде чем говорить о недружественных шагах Армении по отношению к России, пусть в Москве посмотрят на свои шаги после 2020 года.