Последние новости

ШЕСТЬ СТРАНИЦ С ЛЮБОВЬЮ

Вниманию читателя предлагаем воспоминания Рудольфа Арцруновича Мовсисяна, одного из ближайших друзей известного композитора конца ХХ века, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии Микаэла Таривердиева(1931-1996). 

РУДОЛЬФ АРЦРУНОВИЧ ПРОИСХОДИТ ИЗ ИЗВЕСТНОГО РОДА МОВСИСЯН - выходцев из знаменитого поселения Цгна провинции Гохтн исторической Армении (ныне это село Чананаб Ордубадского района Нахиджевана). Мовсисяны, как и многие большие и малые роды, начиная с первых десятилетий ХХ века были насильственно переселены в Армению, Иран, Россию и в разные страны Европы.

Рудольф Мовсисян родился в 1935 г. в Гюмри, в семье переселенца из села Цгна Арцруна Григорьевича Мовсисяна (1903-1984). А.Мовсисян, получив высшее военное образование, дослужился до чина полковника и кроме Армении долгие годы служил в Москве в органах госбезопасности и разведки СССР. Он был награжден орденами Ленина, Красной Звезды, множеством медалей. В 1954 г. oн начал писать мемуары "Моя родословная" (успел написать всего 15-17 страниц), позднее дописанных его сыном Рудольфом, который дополнил воспоминания отца, добавив главу, в которой представил и свою биографию, рассказал о своей деятельности, друзьях, встречах и думах. Таким образом появилась рукопись "Моя родословная: мои друзья, мои встречи и мои раздумья" (51 с.), написанная в 1954-2013 гг.

Среднее образование Р.Мовсисян получил в Ереване в школе им. Дзержинского, а музыкальное (класс скрипки) – в музыкальной школе им. А.Спендиарова. Испытывая влечение к музыке, он тем не менее избрал профессию врача и стал хирургом, специализировался в области кардиологии. Защитил докторскую диссертацию, был удостоен звания заслуженного врача. Кроме Еревана он работал в Целинограде, Москве, Алжире. Более 15 лет был заместителем директора по науке, а с 2010 г. – советником директора в московском Институте коронарной и сосудистой хирургии РАМН.

В годы своей профессиональной деятельности Р.Мовсисян встретил и завязал дружеские отношения с рядом известных людей как из области медицины, так и из других областей. В своих мемуарах он кратко представляет академиков Владимира Бураковского и Лео Бокерия. Третьей личностью, которую Р.Мовсисян  буквально почитал, является Микаэл Таривердиев. Посвященные ему шесть страниц выделяются своей теплотой и особенным почтением. Они были написаны в 2012 г., спустя шестнадцать лет после смерти М.Таривердиева.

Представляемые вниманию читателей и особенно биографам М.Таривердиева сведения (с согласия автора), несомненно, прибавляют штрихи к портрету великого композитора и человека и в какой-то мере освещают отдельные моменты его бурной творческой деятельности.

Аргам АЙВАЗЯН, арменовед-нахиджевановед, заслуженный деятель культуры РА

МИКАЭЛ ЛЕОНОВИЧ ТАРИВЕРДИЕВ

Безусловно, не могу не остановиться отдельно на самом близком, родном и незабываемом друге - Микаэле Леоновиче Таривердиеве, скорее, просто брате, причем самом что ни на есть родном. Сказать, что я его очень любил - это ничего не сказать. Скорее всего, я понял, как он мне дорог после того, как потерял. Прошло уже 16 лет после его смерти, но я до сих пор, если слышу имя Таривердиева или его музыку, не могу сдержать слез. У меня в кабинете висят самые любимые его фотографии, сделанные им самим, и я часто смотрю на них и просто говорю с Микой. ОН был, ОН есть и всегда будет.

ПОЗНАКОМИЛИСЬ МЫ С НИМ НА КВАРТИРЕ МИШИ КАЛИКА, где в шумной компании отмечали окончание работы над фильмом "Цена". Это было в 1968 году и продолжается по сей день, т.к. Мика жив для меня всегда, он всегда рядом. Меня к Калику привел наш друг Изя Сосланд. И вдруг в комнату входит Микаэл, автор музыки к фильму. Красивый, элегантный. Я, конечно, о нем много слышал, очень любил его удивительно мелодичные песни. Изя познакомил нас. "Малыш, - говорит он, обращаясь к Мике, который почти вдвое выше его, - познакомься: это великий хирург, работает у Володи". Володя - это Владимир Иванович Бураковский, их общий друг. Мика посмотрел вокруг и предложил нам уйти от этого шума и суеты. Мы поднялись в квартиру Изи.

Не знаю, какие флюиды прошли между нами, но мы говорили без остановки, Изя нас чем-то кормил, а мы все говорили и говорили. Потом Мика предложил мне пойти к нему, т.к. к Изе должна была прийти Изина любовь - Наташа. Изе было за 40, а Наташе 18 лет. И я лишь помню, что мы долго и нудно советовали Изе не жениться на Наташе из-за большой разницы в возрасте. Но Изя на все наши аргументы отвечал: "Пусть я буду счастлив год, это будет мой счастливый год". Как оказалось, Изя был прав, и они прожили с Наташей не год, а долгие счастливые годы. А у меня с этого дня началась новая жизнь.

Буквально на следующий день мне позвонил Мика и предложил встретиться. И так продолжалось долгие годы, мы в течение всей жизни проводили вместе в неделю минимум 2-3 вечера, а с 1977 г. чаще всего с нами была и Мира, наша сестра, наш ангел-хранитель, человек, которым мы очень дорожили и восторгались ее энциклопедическими познаниями и удивительным аналитическим умом. Но прежде всего я хочу теперь, по истечении стольких лет, понять, что же в Мике так притягивало, каким он был?

Он был крайне многогранен, и о нем невозможно судить однозначно. Мика очень самобытный и человек, и композитор. Он очень эмоционален. Всегда стремительный, четкий и аккуратный, безукоризненно порядочный, принципиальный, кристально честный, удивительно добрый, тонкий, уязвимый человек. Главная черта его характера - независимость. Всегда, от всего и от всех. Никогда и никто не мог заставить Мику сделать или сказать то, что он не считал нужным. В свою личную жизнь он впускал только 2-х человек. Это были Мира и я. И я очень дорожу словами Миры, что я был для Мики самым близким человеком из окружающих его друзей-мужчин. Наверное, это было так.

Это был большой умный ребенок, и таким он оставался. Как он страстно спорил с нами, отстаивая свою точку зрения по тому или иному вопросу, но вдруг, особенно когда я и Мира оказывались по одну сторону баррикад, хватался за свою трубку, поднимал брови, расширял глаза и говорил: да неужели это так?

Дорогой Мика, как мне не хватает этих наших споров за полночь! Как я любил эти вечера и ночи, когда Мика усаживался на своем любимом диване, а мы с Мирой, а позднее и с Верой, сидя в креслах, обсуждали, спорили, рассказывали разные истории. Удивительным было обилие тем. Политика (внутренняя и международная), музыка, медицина, индология, философия, человеческие, в том числе и личные отношения, и многое-многое другое. Но мы никогда не обсуждали сплетни и не копались в чужом грязном белье. И как ребенок, он любил всякие игрушки - курительные трубки, зажигалки, очки, пепельницы, но обязательно это были милые, красивые, эстетичные вещицы. Некрасивое Мика не любил, будь то предметы, одежда, внутреннее содержание людей и пр.

ПАМЯТЬ СОХРАНИЛА МНОГО ВОСПОМИНАНИЙ. И ХОРОШИХ СОБЫТИЙ, И ПЛОХИХ. 1977 год. Я приезжаю из отпуска и у гардероба в институте встречаю главного врача Державца Леонида Харитоновича. Слушай, говорит, а у нас лежит твой друг Микаэл, вчера привезли, еле уговорил лечь, у него инфаркт миокарда. Я пулей влетаю в палату. Состояние Мики довольно тяжелое, но я вижу, как он рад мне. Настроение у него, естественно, ужасное, и он дней 10 только и говорит о том, что жизнь кончена, он не сможет работать, писать музыку.

Я каждый день, выходя из операционной, подолгу сидел у него, обнадеживал, что он станет на ноги и все восстановится. Но тщетно. И кардиограмма стояла на месте, никакой положительной динамики. И однажды часов в 11 вечера я из операционной зашел к нему в палату, он опять стал жаловаться, а я вдруг просто заорал на него. "Слушай, - говорю я Мике, - имей совесть, я перенес инфаркт похлеще твоего и сутками не вылезаю из операционной, почему же ты не сможешь писать музыку?" Мгновенно он вскочил, первый раз присел на кровати, свесив ноги. "Да, конечно, ты прав, почему я не подумал об этом?" - сказал он.

И со следующего дня пошла положительная динамика на ЭКГ. А через неделю мне надо было днем ехать в другую больницу на консультацию, но мою машину кто-то загородил, и наши сотрудники помогали мне отодвинуть мою машину, чтобы я мог выехать, Каково же было мое удивление, когда я увидел, что за бампер держался Мика и тащил машину. Он уже поверил в свое выздоровление.

Но окончательно он уверился в этом, когда я дал согласие на его поездку на Кубу. Он как бы испытывал меня: если не соглашусь - дело плохо, если разрешу - все в порядке. Хитро! Пришлось согласиться. Через месяц я сваливаюсь на ту же койку у нас в отделении с острым нарушением мозгового кровообращения. На следующий день ко мне приехала Мира и сказала, что Мика, который после инфаркта отдыхал в Вороново, приедет ко мне. На улице валит снег, ветер наметает сугробы. Не успела она это сказать, как в палату влетает Мика. Я говорю ему: "Ты что, сошел с ума, чего ты приехал, да еще в такую погоду?" На руках у него телевизор. "А как ты будешь лежать без телевизора?" - говорит он. Трогательно. В этом был весь Мика - чуткий, добрый.

Я часто вспоминаю наши поездки в Вороново, в Рузу, в Дом творчества композиторов в Сухуми. Особенно часто вспоминаю поездку в Ереван. Я звоню своей маме, которая тоже обожала Мику, говорю, что мы с ним летим в Ереван. Мама спрашивает, что он любит, что приготовить к нашему приезду. Я говорю, что больше всего Мика любит кебаб. Мы прилетаем и едем к моим родителям. На столе, помимо всего, конечно, появляется и кебаб. Поздно вечером Мика уходит в гостиницу и в 12 ночи спускается в ресторан попить кофе. Его, естественно, узнает официант и предлагает что-либо поесть, расхваливая их фирменный кебаб. Мика не может отказаться.

И ТАК БЫЛО КАЖДЫЙ ДЕНЬ. ДОМА У МОЕЙ СЕСТРЫ МЫ ОПЯТЬ ЕДИМ КЕБАБ, нас возят в Эчмиадзин, на Севан, в Дилижан, и наши дорогие хозяева везде среди прочих вкусностей обязательно подают кебаб. И уже в самолете, когда мы летим в Москву, Мика мне говорит, что наелся кебаба на много лет вперед, при слове "кебаб" ему становится дурно.

Помню, как в Сухуми Мика и Родион Щедрин решили поставить меня на водные лыжи. Я долго сопротивлялся, так как после инфаркта и инсульта боялся глубины. И наконец сдался. Надо было видеть глаза Родиона и Мики, когда от волны встречного катера я упал в воду и забыл отпустить фал. Меня затянуло в глубину, и, когда стало темно, я вспомнил, отпустил фал и всплыл. И вижу, как хохочут на берегу Мика и Родион. Но я вновь стал на лыжи и после того, как простоял на них 3 круга и вернулся на берег, на их лицах была досада. А Родион сказал: "Надо же, как долго мы падали, а этот сразу встал". Из Сухуми вспоминается, как мы любили в кафе у Гали по вечерам пить кофе или есть в городе абхазские хачапури и халву. Было хорошо и светло.

Раньше я часто варил хаш, и, конечно, приезжали Мика и Мира. Моему сыну Рубену было лет 10, и он увлекся фотографированием. Узнав об этом, Мика, забыв про хаш, часа 4 учил Рубена, как делать хорошие фотографии, как проявлять пленку, печатать снимки. А на следующий день привез и подарил Рубену потрясающий фотоувеличитель и массу вещей для фотолаборатории. Я не знаю, что больше обидело бы его - если бы ему сказали, что он написал плохую музыку или что ему не удалась фотография, в чем он, без сомнения, был таким же выдающимся профессионалом, как и в музыке.

Еще одними чертами характера Микаэла были тщательность и дотошность. Если он за что-то брался, то стремился достичь совершенства. Я не говорю о музыке, в которой, по общему признанию, есть созданное им новое направление. Хотя я получил музыкальное образование, но не буду судить о качестве того или иного произведения Мики - об этом весьма подробно написала в их совместной книге Вера. Но на некоторых событиях не могу не остановиться.

Первое - это набившая оскомину история с музыкой к фильму "17 мгновений весны". Вызывает просто отвращение обстановка в Союзе композиторов, позволившая таким образом "пошутить". Всплыла телеграмма, якобы присланная Леем о плагиате его музыки. Мерзкая шутка, которая крайне дорого обошлась и, не сомневаюсь, оказала зловещее влияние на здоровье этого сильного, спортивного человека. Кто бы ни был этот подонок - я проклинаю его.

БЕЗУСЛОВНО, ПОДОРВАЛА МИКИНО ЗДОРОВЬЕ И ТАКАЯ ЖЕ ОМЕРЗИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ с постановкой его балета "Девушка и смерть" в Большом театре. Я, пожалуй, никогда не видел Мику таким счастливым и одухотворенным, как в период, когда шла подготовка к постановке спектакля. Какой же низкий уровень культуры у наших элитарных деятелей культуры! Какая мерзость! Я не говорил Мике ни слова, но, когда спектакль был полностью готов, за день до премьеры его взяли и отменили. После этой истории я не был и никогда не пойду в Большой.

Господа "великие", неужели вам никогда не стыдно? Вспомните слова действительно великого Омара Хайяма: "Хоть сотню проживи, хоть десять сотен лет, Придется все-таки покинуть этот свет, Будь падишахом ты иль нищим на базаре, Цена тебе одна: для смерти санов нет". Но жизнь берет свое. Мы на премьере его оперы "Граф Калиостро", затем монооперы "Ожидание". Изумительный фильм "Адам женится на Еве", трагическая симфония "Чернобыль" и много-много других произведений, рождение которых нередко происходило при мне.

Бывало неоднократно: сидим у него дома о чем-то говорим, и вдруг взгляд у Мики становится каким-то отрешенным, он медленно встает и уходит в мастерскую и начинает играть. Как я любил эти мгновения! Кроме одного, которое мне запомнилось на всю жизнь. Полилась пронизывающая, душераздирающая, удивительная музыка. Мы были с ним одни. Я не удержался и зашел к нему в комнату. Он сидел грустный и вдруг сказал, что это реквием к спектаклю "Мария Стюарт", но написал он этот реквием себе! Я завещаю моему сыну Рубену: на моей панихиде обязательно пусть звучит этот реквием.

Тогда Мика уже чувствовал себя плохо. А началось это в конце 80-х годов. Мика попросил меня послушать его сердце. Появились систолический шум и глуховатые тоны. Сделали электро- и эхокардиограмму, выявили миокардит и невыраженный порок аортального клапана, с небольшим кальцинозом. Ни о какой коронорографии не могло быть и речи, хотя в 1977 году он перенес инфаркт миокарда. Мику госпитализировали в Институт кардиологии в отделение академика РАМН Беленкова Юрия Никитича. И на протяжении 3-4 лет он периодически лечился здесь, естественно, медикаментозно.

Однако порок аортального клапана прогрессировал, и я считаю себя виновным в ранней кончине Микаэла, т.к. никакими уговорами не сумел убедить его в необходимости хирургического вмешательства. Периодически наступала декомпенсация, а в мае 1990 г. наступила очередная декомпенсация: выраженная одышка и печень на 8 см ниже реберной дуги! Медикаментозное лечение бесполезно. Ходить Мика уже не мог. С огромным трудом нам с Верой и Мирой удалось уговорить его срочно поехать к нам в институт им. А.Н.Бакулева.

Это было тяжелое для страны время - нехватка или полное отсутствие необходимых медикаментов, оборудования. Его осмотрели академик Владимир Иванович Бураковский и профессор Цукерман Григорий Иосифович. Затем состоялся консилиум, на котором было принято решение о необходимости срочной операции по замене аортального клапана. Микаэл категорически отказывался от операции, да и наши условия в то время значительно повышали риск операции. Решено было срочно лететь в Англию, где хороший хирург Терри Льюис дал согласие на операцию.

НА НОСИЛКАХ И В КАРЕТЕ "СКОРОЙ ПОМОЩИ" МИКУ ДОСТАВИЛИ ДО БОРТА САМОЛЕТА. По настоянию Владимира Ивановича я полетел с Верой и Мирой, т.к. артериальное давление у Мики поддерживалось на цифрах 80/60 внутривенным введением адреналина. К моему ужасу, на борту давление снижалось до 60/40. Это было в пятницу. А Мика был госпитализирован в наш институт в прошлую пятницу. Достать билеты на самолет, получить визы за 1-2 дня нам очень помог Чингиз Айтматов. Госпитализация была назначена на понедельник. Но состояние Микаэла не позволяло нам два дня продержать его в гостинице. Мира позвонила Терри, и он разрешил везти в клинику прямо из аэропорта.

Через 2 дня наступила компенсация сердечной деятельности, на третий - коронорография и вентрикулография, через день - операция протезирования аортального клапана. На третий день после операции его подняли и повели ходить по лестнице вверх и вниз, на четвертый - Мика уже гулял по парку, на пятый - наша компания сидела в кафе, где, пока я мыл руки, Мика успел выпить свою и мою кружку пива. Но Терри мне сказал о том, о чем я и предполагал: миокард был поражен. Если бы операция была выполнена двумя годами раньше, Мика прожил бы не 6 лет после операции, а значительно дольше.

Вернувшись в Москву, Мика ожил, и его спортивная душа взяла верх. Однажды он звонит мне и говорит, что пешком поднялся на 8 этаж и никакой одышки. Потом вновь водные лыжи и серфинг, любимая музыка.

Умер Мика в своем любимом Сочи, глядя на свое любимое море, рядом со своей любимой Верой. За день до его смерти мы говорили с ним по телефону и договаривались, что я буду встречать его с Верой в аэропорту. Ранним утром следующего дня позвонила Вера и сказала, что Мика внезапно умер. И я встретил Мику... Я почти ничего не помню, как мы его отвезли в морг нашего института, как перевезли его в Дом кино, где проходила панихида, все это было в кошмарном тумане. Но в память врезалось то, что никого из Союза композиторов не было ни на панихиде, ни на похоронах. То ли им наконец стало стыдно перед ним, то ли у них нет даже зачатков совести.

И наконец, не могу не написать о Вере. Я был знаком практически со всеми женами Мики, кроме первой, матери Карена. Мика, безусловно, был влюбчив. Но я никогда не видел его таким счастливым, как с появлением в его жизни Веры. Вера появилась в нужное время, в нужном месте. Она сумела окружить его любовью и заботой, когда Мика особенно в этом нуждался. И я ей бесконечно благодарен за то, что она так бережно и так трогательно делает все возможное для памяти Мики.

Москва, 2012 г.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НЕУТОМИМЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЗАПАДНОАРМЯНСКОЙ ПЕЧАТИ
      2024-11-09 11:32

      К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.

    • АРМЯНИНА В АРМЯНИНЕ НЕ УБЬЕШЬ - ДОКАЗАНО HAYAT PROJECT
      2024-10-23 09:52

      "Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...

    • УРОКИ ЗОРИЯ БАЛАЯНА
      2024-10-10 10:55

      К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.

    • 10 ЛЕТ ЕАЭС: УСТРАНЯЯ «ШВЫ» И НАКЛАДЫВАЯ «ШИНЫ»
      2024-09-28 10:44

      О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…