КОГДА ОТКРЫВАЕТСЯ МИР
Ереванский международный музыкальный фестиваль вот уже 10 лет украшает нашу золотую осень. Он организован главным дирижером Государственного филармонического оркестра Армении Эдуардом Топчяном и известным лондонским виолончелистом Александром Чаушяном. Длящийся почти два месяца фестиваль переживается как актуальное событие, как своего рода перешеек в то музыкальное пространство, которое находится за пределами наших границ. Словно открывается мир. А это так необходимо!
ВЕДЬ МЫ ПРИВЫКЛИ БЫТЬ ПЕРВЫМИ, - Я ИМЕЮ В ВИДУ ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ ХХ ВЕКА, широкое и тесное общение с выдающимися музыкантами, композиторами этого времени, которые жили среди нас, а мы среди них, и наша музыка звучала на лучших концертных площадках мира, а люди, серьезно занимающиеся музыкой, могли быть участниками или слушателями самых престижных музыкальных фестивалей Европы. За независимость мы дорого платим. И это не должно быть ни избытком, ни ущербом. Здравый смысл, и просто, профессиональный интерес подвигает именно в этом направлении самых ответственных людей, самых серьезных профессионалов, они-то и делают это переходное и сложное время менее обделенным для общего образования, да и просто для достойного морально-психологического состояния наших сограждан.
Кто-то скажет, - да ведь есть интернет, вот вам и мир, но ошибется. И тогда, когда его не было и в помине, были пластинки и записи, вполне способные восполнить жажду знаний о музыке, но этого было недостаточно для любителей музыки и самих музыкантов, ибо без прямого погружения в музыку, которая творится на глазах, в зале, дышащем в едином ритме, нет музыкального искусства. Поэтому музыканты и курсируют по всему миру, иные пересаживаются из самолета в самолет только лишь для того, чтобы уловить дыхание зала, чтобы донести свой трепещущий звук до сердца слушателя, который ответит ему аплодисментами.
Вот этот познавательно-праздничный настрой в полной степени присущ замечательному Ереванскому музыкальному фестивалю, в концертах которого на протяжении вот уже 10 лет мы познакомились с выдающимися солистами, дирижерами, среди которых английский пианист Эшли Вос, японский скрипач Дашин Кашимото, пианист Евгений Судьбин (Великобритания), российский пианист Константин Лифшиц, бельгийская пианистка Полина Лещенко, итальянский виолончелист Марио Брунелло, скрипачка Джулия Филипс (Великобритания), оттуда же альтистка Димут Поппен, виолончелист Ян Фоглер (Германия) и много наших знаменитых соотечественников - альтист Самвел Барсегян, пианистка Лусине Хачатрян, скрипач Сергей Хачатрян, виолончелисты Сурен Багратуни и Нарек Ахназарян и многие другие...
КАЖДЫЙ ГОД НА КОНЦЕРТАХ ФЕСТИВАЛЯ ВЫСТУПАЕТ И УЧРЕДИТЕЛЬ фестиваля Александр Чаушян, поражая своим изысканным и благородным стилем, интересными интерпретациями известных произведений классики, - это и "Вариации на тему рококо" для виолончели и оркестра Петра Чайковского, и Концерт-рапсодия Арама Хачатуряна, и великий Бах, не раз сыгранный им на бис... Вот уже несколько лет в программе фестиваля проходят концерты в Степанакерте, куда Александр Чаушян отправляется с огромным воодушевлением. В эту осень он в паре с пианисткой Наре Аргаманян в Степанакерте исполнил сонаты для виолончели и фортепиано Дебюсси, Франка и Рахманинова.
Сильное впечатление оставил концерт под управлением дирижера Дмитрия Юровского, в котором исполнялся Брамс, - в первом отделении Двойной концерт в исполнении оркестра и дуэта в составе скрипка - Борис Бровцин и виолончель - Борис Андрианов, а во втором отделении - Симфония N3. Уже не в первый раз темпераментный и яркий дирижер Мариос Пападопулос предлагает Ереванскому фестивалю свои насыщенные программы; 14 октября с Ереванским филармоническим оркестром и солистами - Филиппом Кассардом (фортепиано) и Димут Поппен (альт) прозвучали Концерт для фортепиано с оркестром N22 Моцарта, Концертштюк для альта и оркестра Энеску и Симфония N5 Чайковского.
На этот раз фестиваль содержал в себе и юбилейную тематику. Отмечалось 70-летие композитора Левона Чаушяна, потомственного музыканта, состоящего в лучших учениках Эдварда Мирзояна, видного общественного деятеля, близко стоящего на протяжении всей своей жизни и к блестящему старшему поколению армянских композиторов, и к новым поколениям этой божественной и трудной профессии. Его произведения вызвали особый интерес; прозвучал Квартет N6, посвященный 100-летию Геноцида армян в исполнении отличного квартетного состава, участниками которого стали Борис Бровцин (скрипка), Борис Андрианов (виолончель), Софья Варданян (скрипка) и Самвел Барсегян (альт). В том же концерте прозвучала новая фортепианная пьеса Левона Чаушяна Deja vu в исполнении его дочери, зрелой и сильной пианистки Анаит Чаушян. Ее сила, кстати, кроется помимо блестящей техники в исключительно проникновенном звуке и романтическом преподнесении материала, что органично совпадает со стилем автора, создавшего на протяжении своей жизни блестящую серию фортепианных пьес, содержащих самодостаточность пианизма, поскольку Левон Чаушян и пианист тоже, и яркую театрально-образную метафоричность.
А В КОНЦЕРТЕ, КОТОРЫЙ СОСТОЯЛСЯ 21 ОКТЯБРЯ ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ЭДУАРДА ТОПЧЯНА и солистки Ануш Никогосян, прозвучал Концерт для скрипки и оркестра Левона Чаушяна в редакции 2016 года. Это яркое и драматичное сочинение было исполнено оркестром и солисткой с большим вдохновением. Интересно то, что музыка Концерта как бы прошла большую жизнь и, когда-то принадлежавшая своему времени (70-м годам), провела линию от состояния самодостаточности, свойственного искусству того времени, к драматичному подведению итогов в убежденности, что жизнь - это борьба. Этот драматизм был глубоко и темпераментно осмыслен солисткой в двух каденциях - солирующих эмоциональных высказываниях, как бы предваряющих финал и оставляющих его открытым. Такие драматичные сочинения всегда подарок исполнителям, они через такую музыку познают менталитет современного интеллектуала.
В фестивале 2016-го приняла участие блестящая плеяда дирижеров: Марк Тардью (Германия), Кирилл Карабиц (Украина), Дмитрий Юровский (Германия), Василий Синайский (Россия), Мариос Пападопулос (Великобритания), которые вместе с главным дирижером Эдуардом Топчяном талантливо и убедительно демонстрировали свои дирижерские стили, яркие интерпретации известных произведений, выявляя всегда интригующую властность этой профессии, конечно, провоцирующей совершенствование механизма созвучия, которому подвластны лучшие оркестры, и к их числу, несомненно, принадлежит и наш филармонический. Хочется отметить удивительную гибкость оркестрантов, их подлинный артистизм.
Эдуард Топчян феерически завершил фестиваль концертной постановкой оперы Верди "Риголетто". И это также его традиция, его почерк. Он преисполнен любви к большой оперной музыке и является организатором целой серии таких премьер. В его коллекции оперы Чайковского, Россини, Верди, Леонковалло, Пуччини. Он приглашает лучших певцов, открывает дорогу молодым, в его оперных концертных спектаклях всегда блистает Асмик Папян, поют талантливые певцы ереванского оперного театра - Нуне Бадалян, Перч Каразян, Арцвик Демурчян, Липарит Аветисян, Давид Бабаянц... Главную партию в опере "Риголетто" впечатляюще провел итальянский баритон Джанпьеро Руджери.
Ереванский музыкальный фестиваль набирает силу, и хочется надеяться, что, несмотря на сложности времени, будет и впредь дарить музыкальному сообществу и нашим слушателям незабываемые впечатления.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2018-12-24 15:19
Эта прекрасная новость прозвучала как фанфары! Молодые композиторы - Арегназ Мартиросян и Барди Минасян завоевали первую и вторую премию на Международном музыкальном фестивале "Саят-Нова", уже более десяти лет учрежденном во Франции.
-
2018-10-31 15:26
Он прежде всего прекрасный пианист. Айку Меликяну интересно все - и классика, и современная музыка. Он во всем мастер - и в интерпретации произведений европейских классиков и романтиков, и в исполнении произведений современных композиторов. И здесь, в этой первостепенной миссии каждого исполнителя - держать руку на пульсе своего времени - он совершенный чемпион.
-
2018-10-05 15:34
Фонд содействия художественному образованию при Министерстве культуры Армении работает уже 10 лет. Перечислить все, что сделали его сотрудники во главе с руководителем фонда Нелли Саркисян, в одной статье трудно. Но есть документы, изданные сборники нот, методические бюллетени, целая сеть музыкальных школ, работающих под опекой фонда, в его методическом режиме.
-
2018-07-06 15:30
Я присоединяю свой голос в защиту армянской природы. В защиту чистой армянской воды и чистого воздуха, в защиту здоровья людей Армении. В защиту комфортного пребывания в Армении ее гостей - ведь известно, что одним из первых условий для путешественников и туристов является чистая, не вредная природная среда страны, куда они обратили свои взоры.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-10-11 09:14
В программе 21-го Ереванского Международного театрального фестиваля исполнительских искусств HIGHFEST были заявлены многие звезды, вплоть до Дианы Вишневой и Джона Малковича. Но "завтра была война", и фестиваль, как выразился его президент Артур ГУКАСЯН, прошел так, как будто он есть, но словно его и нет. И все-таки он состоялся! Потому что те, кто его делает, уверены - чтобы когда-нибудь снова пройти звонким шагом, нужно, пускай на цыпочках, но ходить!
-
2023-08-29 11:06
В рамках третьего Международного летнего фестиваля современного танца SUMMEET в Ереван и Гюмри уже показались дансантные компании из России, Армении, США, Франции.... Контемпрори, классический модерн, хип-хоп...
-
2023-04-08 11:28
На днях третий межмарзовый конкурс-фестиваль искусств «Арт Сет» подвел итоги. На гала-концерте, устроенном в Доме культуры г.Веди Араратского марза Армении были объявлены победители и состоялась торжественная церемония вручения призов и дипломов.
-
2023-02-22 10:48
Долгая овация, которой два вечера подряд удостаивала видавшая виды миланская театральная публика Милана спектакль "Король на площади" Ереванского Государственного театра музыкальной комедии им. А. Пароняна - таков первый итог участия нашего театра в Международном фестивале-конкурсе имени Терезы Помодоро.