Последние новости

КРАСОТА И ВЕЛИЧИЕ

Говорят, даже животные не лишены чувства красоты: собаки и кошки могут долго с интересом разглядывать совершенно абстрактные для них картинки, а у коров заметно повышаются удои молока, когда в хлеву играет музыка Моцарта или Вивальди. Но только человек разумный в состоянии не только воспринимать красоту и восхищаться ею, но и сам творить ее, используя помимо способности воспроизводства и копирования окружающей действительности также и свое воображение, свой уникальный жизненный опыт и собственную интерпретацию явлений бесконечно разнообразного мира. 

УЖЕ НАШИ ДАЛЕКИЕ ПРЕДКИ, ИЗОБРАЖАЯ НА СТЕНАХ ПЕЩЕР ФИГУРКИ ЖИВОТНЫХ, не только пытались выразить свое преклонение перед ними или рассчитывали приворожить соответствующих духов, но также избыть в прекрасных картинках переполнявшие их чувства красоты и гармонии. Из поколения в поколение эти чувства, базируясь на непреходящих богатствах, накопленных отцами и дедами, становились все осмысленнее и тоньше, а создаваемые произведения искусства - все более грандиозными и совершенными. И сегодня, восхищенно глядя на египетские пирамиды, Кельнский собор или небоскребы Нью-Йорка, мы испытываем законную гордость за себя, человека, сотворившего за недолгую, в общем-то, свою историю великую культуру - основу и гарантию нашего дальнейшего прогресса.

Мой небольшой по численности народ также внес свой посильный вклад в мировую сокровищницу культуры. Тысячелетиями он обустраивал и украшал свою Родину, свой Дом, свой Эргир ("страна", на западноармянском), а когда жестокая судьба вынуждала моего собрата бежать со своей земли и искать спасения от нашествия варваров в чужих краях, он, может, раньше, чем о хлебе насущном, думал на новом месте о сотворении среды - своей уникальной национальной среды, в которой сможет растить детей своих в собственных представлениях о добре и зле, о прекрасном и одухотворенном.

В самых неожиданных, экзотических уголках необъятной планеты нашей вы можете наткнуться на весточку от стародавнего трудолюбивого армянского мастера, оставившего свой неповторимый след на приютившей его земле. Чаще всего и зримее для путешественника такими весточками выступают армянские храмы - величественные или совсем крохотные, но всегда самобытные, сразу же узнаваемые и выделяемые среди других, куда более масштабных сооружений. Они, как правило, почти лишены декора, всяких финтифлюшек, но неизменно привлекают внимание строгой своей красотой, точной выверенностью линий и масштабов и всегда удивительной гармонией с окружающей природой - в этом, возможно, отражается внутреннее ощущение армянина неделимой частичкой великого мироздания.

Но не менее значимыми и ценными могут быть и полотна художников, произведения литературы, музыки, искусства, достижения науки и техники, исторические летописи и философские учения - все, что называется духовным наследием. Сохранить все это - наш долг перед миром, перед последующими поколениями армян и неармян, ибо принадлежит это богатство всем в равной степени, точно так же, как принадлежит всем истинным ценителям прекрасного музыка Чайковского или полотна Рафаэля. Благодарение богу, понимание этой простой истины доступно всем разумным людям, которые именно так гордо себя и именуют: Homo sapiens! Правда, есть немало и таких, которые формально неся это ответственное имя, мало чем отличаются от существ совершенно неразумных, у которых поднимается рука расстреливать, взрывать, крушить бульдозерами и закатывать в бетон тысячелетние храмы и циклопические изваяния - величественные свидетельства того славного пути, что прошел человек, чтобы действительно называться разумным.

 Церковь Святой БогородицыПАРОКСИЗМЫ ВАРВАРСТВА, КАК ГНОЙНЫЙ НАРЫВ, ПРОРЫВАЮТСЯ В РАЗНЫХ КОНЦАХ нашего несовершенного мира, и много, ах, много раз они прорывались на моей исторической родине, где не знакомый со смыслом варвар в слепой своей злобе крушил и крушил общечеловеческое наше (его в том числе!) культурное наследие. Немалый урон по сей день наносит нашему архитектурному наследию и равнодушие (свое в том числе!) к бесценным плодам человеческого труда, и более всего безжалостное время, неспособное ждать, пока появятся средства для поддержания в нужных кондициях тысячелетние сооружения далеко в горах. Нестерпимо обидно и горько за невосполнимые потери, но сегодня я не хочу клеймить кого-то или требовать ответа за продолжающиеся по сей день злодеяния; наоборот, сегодня я хочу выразить искреннюю благодарность за то малое, что удалось все-таки сохранить, и особенно тем, кто помог в этом благородном деле.

Наша благодарность прежде всего должна быть направлена народу и правительству Ирана, доброжелательное, поистине толерантное отношение которых позволило сохранить в магометанской стране 450 армянских церквей (400 из них - действующие), а заинтересованное участие руководства Исламской Республики создало необходимые предпосылки для включения трех жемчужин древнего армянского зодчества на территории современного Ирана - монастыря Святого Фаддея VII века, монастыря Святого Стефана IX века и церкви Святой Богородицы X века в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, благодаря чему бесценные наши реликвии охраняются отныне также авторитетом этой международной организации.

С величайшим уважением и трепетом, как к собственному культурному наследию (а это так и есть), относятся к армянским памятникам на Украине: среди множества замечательных армянских храмов в этой стране (они сохранились в более чем 20 городах) особое место занимает Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы XIV века во Львове, являющийся одним из главных туристических символов города; в 2003 году после реставрации собора за счет городского бюджета он был торжественно освящен Католикосом Всех Армян Гарегином Вторым в присутствии множества почетных гостей и с тех пор вновь служит в качестве духовного центра верующих армян.

Другой замечательный памятник армянской архитектуры - древний монастырь Святой Крест в Крыму по поводу своего 650-летия также удостоился особого внимания украинских властей: 30 марта 2009 г. Национальный банк Украины ввел в обращение серебряную монету из серии "Памятники архитектуры Украины", посвященную этому монастырскому комплексу Армянской Апостольской Церкви XIV века.

ТАКОЕ ЖЕ БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К АРМЯНСКОМУ КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ мы встречаем сегодня в братской России: хотя при безбожной власти коммунистов наряду с очень многими храмами иных конфессий были уничтожены и две самые старые и самые значительные армянские церкви в Москве - церковь Успения Пресвятой Богородицы 1746 года, расположенная на Пресне (на территории нынешнего зоопарка), и Крестовоздвиженская церковь 1779 года в Армянском переулке, к счастью, сохранилась основанная в 1815 году маленькая церквушка Святого Воскресения на территории Армянского кладбища, а взамен утраченных реликвий ныне в центре Москвы возведен грандиозный храмовый комплекс, включающий в себя помимо самого большого за пределами Армении Кафедрального собора Святого Креста, также резиденцию Патриаршего экзарха (главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви) и множество иных подсобных сооружений.

В России культурное наследие нашего народа в наибольшей степени сохранилось в городе Новый Нахичеван (ныне - Пролетарский район Ростова-на-Дону), основанном в XVIII веке армянскими переселенцами из Крыма: здесь помимо нескольких весьма примечательных церквей сохранился также Ново-Нахичеванский армянский театр, который нынче именуется Ростовским областным академическим молодежным театром.

Среди церквей Нового Нахичевана есть как образцы типично армянской архитектуры (к таковым относятся церковь Святого Всеспасителя, церковь Святого Карапета, Иоанна Предтечи, и другие), так и сооружения в стиле русского классицизма, например, монументальная церковь Святого Креста XVIII века.

Трудно даже просто перечислить множество иных армянских храмов, гордо стоящих сегодня по всей территории необъятной России, но невозможно не упомянуть небольшую Армянскую церковь Святой Екатерины XVIII века в самом сердце Санкт-Петербурга, на Невском проспекте, напротив Гостиного двора, нареченную так во имя великомученицы Екатерины, небесной покровительницы императрицы, благоволившей, как известно, к армянам.

А находясь в Москве на Красной площади, мы испытываем особую гордость, когда глядим на величественный собор Василия Блаженного, одна из девяти церквей которого посвящена Григорию Армянскому - первосвященнику Великой Армении, крестившему в далеком 301 году первого христианского царя Трдата и его семью. Церковь эта построена, конечно, не армянами и не имеет никакого отношения к армянскому зодчеству, но она символизирует идущую из глубины веков великую дружбу между нашими народами, а эта дружба тоже бесценное национальное достояние, и мы обязаны, может, даже в наибольшей степени заботиться о ее сохранности. Ведь не случайно церковь нарекли именем нашего Григория Просветителя - это был знак благодарности царя Ивана Грозного за весьма ощутимую помощь, которую оказали армяне при взятии Казани. Помнить о славном боевом сотрудничестве - наш общий долг.

 Монастырь святого СтефанаАРМЯНСКОЕ ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ - ЭТО ТЕМА отдельного большого разговора. Только перечисление с кратким описанием всех армянских сооружений, когда-либо существующих на этой земле, заняло бы слишком много места и отвлекло бы нас от основной темы данной публикации. Засим ограничимся лишь констатацией того факта, что уже к VII в., когда здесь была основана Армянская патриархия, нашим соотечественникам принадлежало до 70 монастырей и церквей. Их строили княжеские дома Армении и посылали туда монашество из своих епархий. В последующем немалый вклад в укрепление позиций Армянской Апостольской Церкви внесли и киликийские армянские цари (1080-1375 гг.) строительством церквей и щедрыми дарами. К сегодняшнему дню под юрисдикцией Армянской патриархии находится до дюжины объектов, многие из которых состоят из нескольких самостоятельных сооружений. Важно отметить, что армянам принадлежат также особые приделы в главных храмах Святой земли. Так, в храме Гроба Господня - самом почитаемом святилище христианского мира - армянам принадлежит отдельная церковь, а литургия здесь проводится на трех языках: греческом, латинском и армянском.

Главной собственно армянской церковью Иерусалима является Кафедральный собор святых Иаковов (Србоц Акопянц), находящийся в армянском квартале Старого города. Храм построен в XII веке и посвящен двум святым - апостолу Иакову и брату Иисуса Христа, также Иакову, который считается первым епископом Иерусалима. Многое можно было бы рассказать об этой и других армянских церквах Святой земли, но, экономя место и, соответственно, время читателя, скажу несколько слов только о храме Рождества (Цнндян Тачар) в Вифлееме, построенном на месте рождения Иисуса Христа. Примечателен он тем, что являясь собственностью одновременно трех конфессий - армянской, католической и греческой, он символизирует единство христианской веры, братство служителей ее разных направлений, в отличие от того же храма Гроба Господня, где, к сожалению, нередки стычки между служителями веры из-за мелочных в общем-то амбиций.

Уже внешний вид этого массивного сооружения наглядно свидетельствует, как мирно могут уживаться и даже дополнять друг друга в архитектурном плане христианские церкви и каким неприступным бастионом представляется миру вера, когда она подкреплена единством.

Как уже было замечено выше, духовное наследие включает в себя отнюдь не только материальные объекты, и, говоря о ценностях оставленных миру нашими далекими предками, невозможно не акцентировать внимание на том, какое влияние оказали армянские религиозные учения на развитие теологической мысли Европы. Фундаментальные идеи реформации, прежде чем получить свое окончательное оформление в трудах Мартина Лютера и Жана Кальвина, прошли длинную цепочку от персидского манихейства, армянских павликиан и тондракийцев, болгарских богомильцев до французских катаров (альбигойцев) и интернациональных вальденсов, и роль армянских "еретиков" в этой длинной духовной цепочке была отнюдь не второстепенной - именно они через Болгарию принесли в Европу отличное от канонического учения толкование религиозных догматов, именно они впервые с оружием в руках поднялись на защиту своей новой, значительно более демократической по своей сущности веры. Принимаем мы отдельные религиозные учения или нет, мы не можем не отдать должное людям и поколениям, которые не щадили самой своей жизни во имя совершенствования нашего мира, как они это понимали.

 Колокольня Армянского собора во ЛьвовеВЕРНЕМСЯ, ОДНАКО, К МАТЕРИАЛЬНОМУ НАСЛЕДИЮ, КОТОРОЕ, КОНЕЧНО, производит гораздо более сильное и непосредственное впечатление на любознательного человека, чаще всего удовлетворяющего свою страсть к новым знаниям через туризм. Нам не хватит никакого места, чтобы описать все объекты армянского культурного наследия по всему миру, но еще об одном уникальном сооружении рассказать необходимо. Речь идет о церкви Святого Григория Просветителя в далеком Сингапуре, построенной в 1835 году. Она является старейшим христианским храмом в этой стране, признана властями национальным памятником и находится под охраной государства. В Сингапуре чтят память многих армян, оставивших свой добрый след в истории этой страны, среди них наиболее заметные - братья Саркис, основавшие всемирно известный отель Raffles (1887 год), Кэтчик Мозес, положивший начало изданию в 1845 году газеты Straits Times, которая вскоре стала англоязычной национальной газетой Сингапура, и, наконец, Агнес Джоаким, которая в 1893 году вывела первый гибридный сорт орхидей, принятый в 1981 году в качестве национального цветка страны под названием "Ванда мисс Джоаким". Память об армянах запечатлена также в наименованиях нескольких улиц сегодняшнего Сингапура. Мы бесконечно благодарны сингапурцам за то, что они ценят то хорошее, что было сделано нашими соотечественниками в этой стране, и не забывают обо всем этом. Давно ведь замечено: благодарность - самая забывчивая. Но не в благородных сердцах.

Мы испытываем также чувство глубокой благодарности за то, что в соседней стране сохранена и отреставрирована жемчужина армянской средневековой архитектуры - церковь X века Святой Крест (Сурб Хач) на острове Ахтамар озера Ван. Спасибо, что она не оказалась в числе тысяч других армянских памятников, уничтоженных недрогнувшей рукой человека, лишенного чувства красоты. Но это все-таки человек, и когда-нибудь он прозреет, он уже прозревает, свидетельством тому - сам этот восставший из пепелища храм. Каждый человек, каждый народ рано или поздно познает не простую, но очень важную истину: то, что не является духовной ценностью, нам не принадлежит.

А сегодня, восхищаясь чудом сохранившимся шедевром архитектора Манвела на острове Ахтамар, мы в утешение себе можем вспомнить древнюю японскую мудрость: "Один цветок лучше, чем сто цветков, передает великолепие цветка". Воистину один этот храм полностью раскрывает нам весь объем созидательного гения армянского мастера, силу его чувств и мощь его интеллекта. Сказано: рукописи не горят. Смею добавить: высокие купола божественных храмов не склоняются перед варваром; не закатываются кружевные хачкары (кресты-камни) в грязно-серый бетон. Всему свое время, и время всякой вещи под небом.

И несколько слов в заключение. Каждый человек гордится своим корнями - это естественно. Семейными, родовыми, национальными корнями. И каждый человек, каждый народ вкладывает свой смысл в это чувство гордости, в соответствии со своими представлениями о чести и доблести, о добре и зле. Пусть другие гордятся тем, что прошли с одного конца света до другого, огнем и мечом создавая так называемые великие империи, - это их право и их выбор продолжать в том же духе и в будущем, наставление идущим на смену поколениям.

Мы же гордимся тем, что за многие тысячелетия нашей истории своим упорным трудом, своими умелыми руками и светлой головой создавали непреходящие ценности, придающие смысл человеческой жизни. Мы строили храмы и дворцы, мы создавали литературу и искусство, мы писали музыку и придумывали танцы - мы творили Красоту. В этом наша гордость, и мы передадим ее следующим поколениям. Они продолжат наше дело. В чем видеть величие - в созидании красоты или в ее уничтожении - вот в чем вопрос. Мы свой неколебимый выбор сделали тысячелетия назад, и мы не отступим от него.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПИСЬМО
      2024-05-10 10:21

      Решил написать Деду. Все знают, чего он напортачил за все эти тысячелетия, так что я решил не церемониться и изложить ему все, что я о нем думаю, и точно - не только я. Я был откровенен также и потому, что знал - письмо, где я излил все "нежные" к нему чувства, все равно не дойдет до адресата, так что бояться мне нечего. А хоть бы и дошло: разве не самых мерзких людей он все время брал под свое крыло, так пусть хоть раз простит и правдолюба. И я припомнил ему все, начиная от великого потопа и далее все его "художества" по порядку, вплоть до Варфоломеевой ночи, уничтожения целых культур по всему миру и особенно - геноцидов двадцатого века.

    • ПРИЙТИ К КОНСЕНСУСУ
      2023-06-17 10:43

      Хочу внести предложение. Второе в нашу эпоху всплывшей на чистую поверхность дурно пахнувшей субстанции. Кому интересно, может найти первое предложение здесь. Как показала жизнь, то предложение, которое касалось адекватного наказания супостата, было несколько преждевременным – должно быть, автору, как и всем остальным нашим людям, не хватило прозорливости правильно оценить степень помощи извне навязанному нам режиму, устраивавшему всех, кроме самого армянского народа. Засим мы и получили то, чего заслуживали за свою наивность – ту самую субстанцию на самом верху, и сегодня имеем то, что имеем, а именно – полный швах. Но даже не это самое страшное – нет! Оценим трезвым  взглядом сложившуюся ситуацию.

    • ПРАВО ВЫБОРА
      2022-03-08 10:53

      Миссия всякого сообщества людей, претендующего на то, чтобы называться народом – сотворение собственной уникальной Красоты; все остальное по своей глубинной сути - лишь усилия, потуги по обеспечению максимально благоприятных условий для выполнения этой миссии, для творчества. Конечно, у каждого народа свои критерии, свои представления о красоте, свои источники вдохновения, и слезы от переполняющих душу эмоций на глазах одного порой могут вызвать лишь кривую усмешку, а то и язвительный смех у другого из иной культурной среды. Именно потому особую ценность найденные данным народом крупицы Красоты приобретают, когда их принимают в качестве таковой и другие народы – тогда мы называем их общечеловеческими ценностями, и это могут быть достижения человеческого духа в любой сфере его активности – науке, искусстве, философии, литературе и т.д. Красоту творят индивидуальности, но она приобретает общественное звучание и признается собственно красотой, когда принимается таковой обществом, народом. А само общество, сам народ формируется вокруг этих самых символов красоты – в этом также состоит их великое предназначение и взаимосвязь с народом.

    • ДЕНЬ И ВЕК ПАМЯТИ
      2021-10-06 10:28

      На днях Эмануилу Егиаевичу Долбакяну исполнилось бы 80 лет. Увы, уже более пяти лет его нет с нами. Наверное, не только у меня до сей поры (и, видимо, уже навсегда) сохраняется такое ощущение, что наш любимый Манвел по-прежнему скромно, без пафоса и лишних слов там, у себя в Москве все тянет свою лямку, тащит свой нелегкий груз, который сам же и взвалил на свои плечи, сам же определил для себя его объем и содержание – определил как гражданин, как патриот, как армянин.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • «РЕСТАВРАЦИЯ» ПО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИ, или КАК УНИЧТОЖИТЬ СЛЕДЫ АРМЯН
      2024-11-09 10:51

      Реставрация историко-культурных памятников имеет в Азербайджане свои, особые традиции. Если весь цивилизованный мир понимает под этим термином укрепление и восстановление разрушающихся памятников материальной культуры с целью их долгого сохранения в максимально оригинальном виде, то азербайджанские «профессионалы» к данному вопросу подходят с точностью до наоборот. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники армянского наследия, которые «реставрировались» по приказу официального Баку как в советскую эпоху, так и сегодня, когда их «приводят в порядок» на территории оккупированного Арцаха. Под рукой горе-специалистов и по приказу высшего эшелона власти соседнего государства армянские церкви, монастыри, хачкары, надгробия и другие образцы мирового цивилизационного наследия теряют свой исконный вид, лишаясь не только многочисленных надписей на армянском языке, оставленных нашими предками на камне, но и теряют свой истинный архитектурный стиль и предназначение.

    • ДНИ АРЦАХА В РАЗНЫХ УГОЛКАХ АРМЕНИИ
      2024-10-23 10:32

      С 18 по 20 октября в разных уголках Армении прошли Дни Арцаха, наполнившие ярким светом и теплом нашу обыденность и сердца людей. В течение трех дней жители разных регионов продолжали знакомиться с богатством арцахской культуры и творчества арцахцев, отраженным в живописи, музыке, песнях и танцах, народно-прикладном искусстве, национальных играх и, конечно же, кухне.

    • УВИДЕТЬ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АРЦАХА - ТЕПЕРЬ ТОЛЬКО ИЗ КОСМОСА
      2024-07-23 09:42

      "Тысячелетнее наследие Нагорного Карабаха находится под угрозой. Это не только страх 100 000 армян, бежавших со своей земли в сентябре 2023 года после военной операции Азербайджана, но и вывод, сделанный Европейским центром права и правосудия (ECLJ)", - публикация в конце прошлой недели французской Le Figaro стала очередным подтверждением Геноцида армянского культурного наследия Арцаха, последовавшего за Геноцидом его армянского населения. В докладе ECLJ он назван "культурным уничтожением".  "От того, какие конкретные действия (заявления из общих слов не в счет!) начнут предпринимать власти Азербайджана в отношении христианских памятников Нагорного Карабаха, и можно будет судить о том, каково этическое здоровье этой страны, о дееспособности всех тех положительных, нравственных качествах ее народа, которые преподносятся его руководителем как образец для подражания", - писал портал Regnum.ru еще в ноябре 2020 года, сразу после окончания 44-дневной войны.

    • УТРАЧЕННОЕ БОГАТСТВО АРЦАХА
      2023-05-20 11:51

      Ереванцы и гости столицы проявили огромный интерес к истории армянского народа, воспользовавшись акцией «Ночь музеев», приуроченной к Международному Дню музеев, отмечаемому 18 мая. Увы, в послевоенном и блокадном Арцахе туристы и гости лишены возможности ознакомиться с богатейшим культурным наследием древнего края.