АРНО БАБАДЖАНЯН В ВОСПОМИНАНИЯХ ДРУЗЕЙ
Нынешний год - год многих замечательных музыкальных дат - обращает наш взгляд и к Арно Бабаджаняну, представляющему в искусстве XX века армянскую национальную традицию. 22 января исполнилось 96 лет со дня рождения выдающегося композитора и почти 34 года со дня его безвременной кончины. Его яркая жизнь в искусстве, его наследие, остающиеся и сегодня музыкой новой, освоение которой еще предстоит в масштабе мировой истории, - все еще задача для думающего слуха, лишь постоянно постигающего заложенную в ней естественность.
Созданное Арно Бабаджаняном мы сегодня видим еще лучше, чем прежде. Арно Бабаджаняну никогда не быть в прошлом, а всегда в настоящем и будущем. В этом его ценность и суть.
Вниманию читателей представляем несколько отрывков из воспоминаний его друзей - представителей армянской "могучей кучки".
Эдвард МИРЗОЯН, народный артист СССР:
"Мерилом для него была музыка высокого качества"
Вероятно, я один из немногих счастливцев, кому довелось быть свидетелем всего творческого пути Бабаджаняна - от становления, мужания вплоть до блистательного расцвета.
МНЕ УЖЕ ПРИХОДИЛОСЬ ГОВОРИТЬ, ЧТО МЫ С ДРУЗЬЯМИ ПОКАЗЫВАЛИ ДРУГ ДРУГУ свои произведения и в процессе работы, и после ее завершения. Но с годами сложилось так, что меньше стали показывать в процессе работы, а больше - после завершения. И только Арно до конца дней своих продолжал делиться со мной в процессе работы. У него, можно сказать, это было потребностью. И всегда это было одним из проявлений огромной общительности его натуры, как и следствием беспощадной требовательности к себе. Наверное, сомнение, поиск, отрицание и "утверждение через отрицание" - неотъемлемое свойство большого таланта.
Мысленно прослеживаю, как произведения Арно одно за другим уверенно занимали свое место в наступательном движении армянской музыки. Причем, не побоюсь сказать, каждое произведение. Полифоническая соната и "Героическая баллада", "Трио и Скрипичная соната", "Шесть картин" и Виолончельный концерт, фортепианная "Поэма" и Квартет памяти Шостаковича, фортепианные пьесы, песни, музыка к драматическим спектаклям и кино... Все это богатейший, а главное - звучащий пласт нашей музыки. Для Арно не существовало "хороших" или "плохих" жанров: мерилом для него была музыка высокого качества. Ниже однажды заявленной очень высокой планки он не опускался никогда...
Бабаджанян творил в эпоху крайностей, "запретных зон", неправедных огульных обвинений и гонений, критики слева и справа... В этом окружении он шел своим путем, подчиняясь только своей тончайшей интуиции, велению своего большого сердца и совести художника - творца...
Он был, бесспорно, выдающимся пианистом, и не просто сильнейшим, но и стоящим особняком по стихийности таланта, по своеобразию и неповторимости видения мира. Поистине здесь в досадное противоречие входили необъятные возможности его пианизма и невозможность (по нехватке времени, по болезни) их полной реализации.
А как обожал Арно свой инструмент, как его тянуло к роялю, как любил он музицировать! В обществе за рояль он садился, как правило, только по собственному желанию (не любил и даже обижался, когда его об этом просили). Под его необыкновенными пальцами рождалась музыка. Прекрасно он играл классику и романтику (предпочтение отдавалось Рахманинову и Шопену), был непревзойденным исполнителем собственных произведений, неподражаемо импровизировал - в любой манере, в стиле любого композитора...
Играя, уходил в себя, целиком погружаясь в музыку, и в этот момент для него не существовало никого и ничего. А присутствующие, полностью поглощенные его игрой, испытывали ни с чем не сравнимое наслаждение.
Александр АРУТЮНЯН, народный артист СССР:
"Армянская рапсодия"
...Однажды нас с Арно Бабаджаном пригласил к себе новый начальник Управления по делам искусств Геворк Ованесян. Сообщив, что намечается большой правительственный концерт, он предложил нам написать к этому вечеру произведение для хора и оркестра (возможно, он помнил нашу совместную работу над гимном).
ОДНАКО НАС С АРНО ЗАХВАТИЛА ИДЕЯ НАПИСАНИЯ ПЬЕСЫ ДЛЯ ДВУХ ФОРТЕПИАНО. Придя к нему домой, мы стали обсуждать форму предлагаемого произведения и решили, что оно будет двухчастным, в чередовании медленного и быстрого разделов. Отец Арно Арутюн Яковлевич, человек очень музыкальный, посоветовал нам взять в основу медленного раздела мелодии народной песни "Эх, садовник".
Работали мы каждый у себя дома, а потом встречались в консерватории, в классе с двумя роялями. Проигрывая материал, мы совместно искали и фактуру, и приемы развития, стараясь при этом, чтобы оба инструмента имели равные права. Вспоминаю, что я "сходу" предложил фактуру первого раздела, А Арно, импровизируя, "нашел" тему. Дальше все пошло уже легче, и дней через десять мы завершили работу, назвав наше детище "Армянской рапсодией". Работать с Арно было чрезвычайно интересно. Конечно, возникали и споры, иногда горячие, но все это было естественно.
Рапсодию впервые мы сыграли на этом правительственном концерте в зале Оперного театра. Было это в марте 1950 года. После исполнения в кабинете директора театра нас благодарил Анастас Иванович Микоян, к приезду которого был приурочен этот концерт... Арно в нашем дуэте заражал меня какими-то труднообъяснимыми импульсами, что, вероятно, определяло качество нашего исполнения - с неизбежными красками и игрой светотени.
Рапсодию мы с Арно играли десятки раз в престижных залах разных стран. Произведение завоевывало популярность и вошло в концертный и учебный репертуар, "Армянская рапсодия" была издана в Армении, а в 1996 году - в Японии ...
Адам ХУДОЯН, заслуженный деятель искусств РА:
У меня не было от него тайн
1983 год был отмечен горестным событием: не стало Арно Бабаджаняна. Я не мог смириться с мыслью, что нет рядом человека, с которым был пройден весь мой жизненный путь. Душой мы были вместе даже тогда, когда находились в разных городах и странах. Это был человек, от которого у меня не было тайн, который все понимал без слов и видел меня насквозь. В день рождения я всегда получал поздравительные открытки Арно, которых у меня хранится немало.
НАВЕРНОЕ, ЕЩЕ МНОГО БУДЕТ СКАЗАНО О ДОБРОТЕ АРНО, ЕГО РЕДЧАЙШЕЙ отзывчивости, готовности прийти на помощь. Эти свойства его натуры еще будут изучены и поставлены, я уверен, в прямую связь с удивительной человечностью, эмоциональной наполненностью и редчайшей "контактностью" его музыки.
Вглядываясь в фотографии, вспоминаю встречи - Арно всегда в центре внимания, быть может, даже не сознавая этого. Он удивительно умел заполнять собой окружающее его пространство...
Меня тронуло письмо, полученное из Парижа от француженки, побывавшей в Армении летом 1983 года с группой музыкантов и встретившейся в Дилижане с Арно.
"Дорогой Адам Худоян!
Сразу же по возвращении в Париж хотела Вам написать, до какой степени мы с подругой Режин были проникнуты Вашей чрезвычайной любезностью и Вашим желанием с пользой организовать каждую минуту нашего времени.
А уже прошло больше двух месяцев. Увы, в течение этих месяцев ушел из жизни Ваш знаменитый, талантливый композитор и друг Арно Бабаджанян. Трудно выразить словами, как мы понимаем и чувствуем Вашу глубокую скорбь. Никогда не забудем, что мы с ним познакомились благодаря Вам. Как невозможно забыть и то, как гостеприимно и сердечно Вы с ним принимали всю нашу группу в Доме композиторов в Дилижане...
Трудно было поверить, когда мы получили известие о его смерти! Ведь он нам казался тогда таким здоровым, живо общался, шутил... Ну что сказать...
Посылаю Вам некоторые фотографии. Вероятно, мы были последними, кто фотографировал Бабаджаняна!
Жозет
Памяти Арно я посвятил свою Вторую виолончельную сонату соло (1994г.)... Сонату впервые исполнила Медея Абрамян.
Зарубежная премьера сонаты прошла в исполнении немецкого виолончелиста Ганса Иоахима Шайцбаха на фестивале "Дни Советского Союза в ГДР".
Из ГДР я возвратился со специальной медалью Общества германо-советской дружбы. Этой очень дорогой для меня награды я был удостоен за Первый квартет и Сонату памяти Арно.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-09-09 10:12
8 сентября – день рождения выдающегося дирижера, народного артиста Армении Огана Дуряна. На фоне светящегося ряда фамилий армянских дирижеров – лишь несколько имен сияют в своей исключительной отдельности. Оган Дурян – среди них. Сколько бы времени ни прошло со дня его ухода, его имя не сотрется из нашей памяти. При каждой мысли о нем на душе становится удивительно светло. Это драгоценное чувство передано нам художником, которому был дан божественный дар общения с духом музыки и людскими душами.
-
2024-09-04 09:59
Мы выехали из города рано утром на рассвете. Надо торопиться, чтобы до наступления дневной жары преодолеть километры, отделяющие Ереван от Гарни. Небо еще серовато-голубое. Мир вокруг - ранний, неспелый, свежий. Наши гости - давние московские знакомые впервые в Армении. С ними мы познакомились во время туристической поездки в Прагу. Естественно, приезжим в Армении есть что посмотреть: языческие святилища и урартские крепости, спрятанные глубоко в горах храмы и уникальные фрески в заброшенных монастырях - трудно перечислить все, что может увидеть здесь человек, впервые посетивший страну.
-
2024-08-22 09:42
День был жарким. Казалось, после Еревана гюмрийское солнце будет более щадящим. Но нет! Наша машина, нагретая солнцем до оранжевого свечения, свернула на улицу Варпетац (улица Мастеров), где нам предстояло посещение Мемориального музея Ованеса Шираза. Нас четверо - известный исследователь творчества поэта, его большой друг и почитатель, литературовед Самвел Мурадян, Вардан Гомцян с женой Анаит и я, примкнувшая к ним. Где-то в относительной тени машина останавливается, и мы выходим в зной. Словно "сто сорок солнц" направили на нас свои горячие лучи, положили раскаленные ладони на наши лица, плечи, слепили глаза. Пересекая не очень широкую улицу, мы оказываемся у красивого одноэтажного особняка. Таких в старом центре Гюмри немало. Свой неповторимый облик этот город имел благодаря ансамблям таких зданий, сложенных в основном из темного гладкотесаного туфа с резными украшениями вокруг больших парадных окон и дверей.
-
2024-07-31 09:50
У нас в гостях - руководитель Молодежной оперной программы Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова Левон ДЖАВАДЯН. Имя его широко известно в музыкальных кругах. И все же для более широкого читателя есть необходимость дать о нем короткую справку.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-08-23 09:45
22 августа сего года исполнилось 130 лет со дня рождения одного из великих сынов армянского народа, Героя Советского Союза, маршала, государственного и военного деятеля, адмирала Ованеса Степановича Исакова (Исаакяна). По этому случаю духовно-культурный и научно-просветительский комитет РПА и Армянская епархия России и Новой Нахичевани организовали мероприятие, посвященное юбилею великого армянина.
-
2024-06-24 10:31
7 июля ученый мир отметит 100-летие со дня рождения нейрофизиолога, крупного исследователя мозга, научного руководителя Института мозга РАН (1990-2008), академика Натальи Бехтеревой.
-
2024-06-11 10:06
К юбилею школы Нерсисян В нынешнем году исполняется 200 лет со дня основания первой армянской средней школы в Закавказье - Тифлисской семинарии Нерсисян. Она была создана в 1824 году по инициативе главы епархии ААЦ в Грузии Нерсеса Аштаракеци и в дальнейшем названа его именем.
-
2024-05-17 14:00
17 мая исполнилось 80 лет одному из самых заслуженных и известных спортивных деятелей Армении – Деренику Абрамовичу Габриеляну. Этот человек прошел славный жизненный путь, а его вклад в развитие армянского спорта трудно переоценить.