Последние новости

Шарль Азнавур: Главная армянская черта моего характера – работоспособность

Всемирно известный французский шансонье Шарль Азнавур дал эксклюзивное интервью российскому интернет-изданию «Частный Корреспондент» перед концертом в Кремлевском дворце 5 апреля.

«Есть люди-символы своей эпохи. Есть люди-символы своей нации. Есть люди-символы своей страны. А есть люди-символы общемировые, и Шарль Азнавур точно из их числа. Как ему это удалось? Возможно, это случилось потому, что вся его жизнь – отражение нашего непростого, вечно меняющегося времени. В прошлом геноцид, война, его неподражаемый, ставший классикой шансон – а сегодня дуэт с Zaz, благотворительность и звание почетного посла Армении в ЮНЕСКО.

Конечно, дело в его голосе и песнях, которые хочется слушать всегда. Он написал их больше тысячи, и похожи они, пожалуй, только в одном – песни Азнавура задевают вас глубоко внутри и попадают прямо в сердце. Поэтому каждую из них можно принимать как лекарство, в зависимости от настроения. Вам нужно, чтобы кто-то понял вашу печаль? Этот голос умеет звучать на грани отчаяния, набирая мощь от исступленной тоски. Вы влюблены? Он зазвучит легко и игриво, искренне веря, что все впереди. Вы счастливы? И этот голос ликует вместе с вами, звучит жизнеутверждающей волной, как будто торопится жить.

В этом феномен Шарля Азнавура. А еще Азнавур свой всюду – во Франции, России, разумеется, в Армении и даже в Грузии», – говорится в материале.

Интервью маэстро автору «Часкора» Данаре Курмановой приводим ниже без изменений и сокращений:

– Месье Азнавур, я знаю, что ваш отец родился в Ахалцихе, Грузии, где я не так давно была с репортажем. Вас и там очень любят. Скажите, вы бывали на родине отца?

– Конечно, и не один раз. Последний раз я был в Ахалцихе в 2012 году с концертом, меня сопровождала моя дочь Катя. У нас были очень тесные отношения в семье, поэтому для меня важна наша история, корни. К сожалению, практически вся моя родня со стороны матери была истреблена во время геноцида. А со стороны отца есть родственники, я встречался с ними. В последний приезд в Ахалцихе местные показали мне место, где предположительно находился дом моего отца.

– Вашего отца вспоминают как человека очень доброго. Известно, что в Париже он держал ресторан «Кавказский», и ему пришлось его закрыть – настолько он был щедрым и так часто кормил людей в кредит. А вы, когда случилось землетрясение в Спитаке, организовали акции по сбору помощи пострадавшим, и ваш фонд, желание всем помогать – это от папы?

– Да, меня и мою сестру Аиду так воспитывали. Судьба наших родителей, бежавших от геноцида, и их поведение, стали для нас примером. Они часто вспоминали смелость и доброту итальянского капитана, который спас их от смерти во время побега из Константинополя. Они уже были на корабле, когда один из турецких солдат услышал армянскую речь и побежал за ними. Но капитан корабля заступился за моих родителей. Я думаю, им удалось выжить благодаря помощи и доброте многих людей, поэтому они и сами всегда старались всем помочь.

Мы жили очень скромно, но при этом двери нашего дома всегда были открыты. Они делились всем, что имели. Когда наступила Вторая мировая война и был голод, оккупация, родители укрывали в нашей квартире евреев и противников режима. Они не изменяли своим ценностям. Отец ушел на фронт, мама переносила оружие в коляске, а мы с Аидой помогали прятать старую одежду и добывали новую.

– Вы однажды сказали, что восхищаетесь людьми, которые побеждают обстоятельства. А как вы считаете, какое главное обстоятельство в своей жизни победили вы?

– Наверное, вся моя жизнь – победа над самим собой. Я начал с самого нуля, мне всему приходилось учиться самому: музыке, литературе, актерскому мастерству. В то время учеба была платной, а возможности нашей семьи были скромными, поэтому мне пришлось рано покинуть школьную скамью. И с того момента все в жизни мне пришлось постигать самому.

– Начать все с нуля – это очень по-армянски. Вообще, какова главная армянская черта вашего характера, на ваш взгляд?

– Работоспособность. Я не верю во вдохновение, я верю в пот. Я как мастер выковываю каждое слово, оттачиваю каждую фразу. Если мне нужно провести дни, недели или даже месяцы, чтобы найти нужную фразу, я упорно ищу ее.

– А свободное время? Вы же сами повторяете: время украшается занятием. Как любите украшать свое свободное время вы?

– Читаю новости, литературу или смотрю фильмы. Пишу. Написал целую книгу специально для начинающих артистов. Они могут найти все мои советы в ней.

– Один из советов я знаю. Вы однажды написали, что всегда надо рисковать. Но риск больше свойственен молодости. Вы способны на него сегодня?

– Конечно! Я каждый раз иду на риск, поднимаясь на сцену в 92 года, чтобы провести полноценный концерт без антракта и глотка воды! И это не учитывая многочасовые перелеты во все точки земного шара. Иногда в турне за неделю облетаю четыре страны. И я до сих пор бросаю себе вызов. Сейчас хочу отправиться в те редкие уголки, где мне еще не доводилось петь – например, в Китай или Южную Корею.

– А выступать на сцене сейчас психологически труднее, чем в юности, или наоборот? С одной стороны, в юности у вас не было такой оглушительной славы, публику нужно было завоевывать, а сейчас планку надо держать, ответственность возрастает.

– Знаете, когда вы молоды и выступаете на разогреве у артиста, вы никогда не знаете, как на вас отреагирует публика. Но когда зрители приходят специально для вас – это другое дело. К тому же у меня публика верная, преданная, я встречаюсь с ней, как со старым другом. Раньше я не делился своими мыслями с залом, сейчас говорю со зрителями откровенно о многих вещах. Например, что меня память порой подводит. Да и как запомнить больше тысячи написанных песен? Поэтому я использую промптеры (суфлер – прим. авт.). Практически все артисты делают это, но я единственный готов говорить об этом открыто.

– Вы написали столько песен, а какую музыку слушаете сами?

– Находясь в турне, люблю выйти на улицу и послушать уличных музыкантов. Если время позволяет, всегда захожу в музыкальный магазин, ищу новые диски, увожу их с собой. Например, из последнего турне из Бразилии я привез диск Симона.

– Если бы вы могли изобразить всю свою музыку одной картиной, что бы это было?

– У меня столько разных песен и сюжетов… Думаю, невозможно было бы вместить это в одну картину (улыбается). Скорее всего, она была бы похожа на фреску Босха!

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ДНИ АРЦАХА В РАЗНЫХ УГОЛКАХ АРМЕНИИ
      2024-10-23 10:32

      С 18 по 20 октября в разных уголках Армении прошли Дни Арцаха, наполнившие ярким светом и теплом нашу обыденность и сердца людей. В течение трех дней жители разных регионов продолжали знакомиться с богатством арцахской культуры и творчества арцахцев, отраженным в живописи, музыке, песнях и танцах, народно-прикладном искусстве, национальных играх и, конечно же, кухне.

    • ВДАЛИ ОТ РОДИНЫ И С РОДИНОЙ В ДУШЕ
      2024-10-07 10:24

      Армяне живут на Дону уже 245 лет. Их предки - в далеком прошлом выходцы из столицы Багратидов Ани и окрестных сел - были вынуждены оставить родную землю и прекрасный процветающий город из-за постоянных набегов турок-сельджуков и разрушительных землетрясений. Покинув Ани, беженцы преодолели множество испытаний, потом надолго осели в Крыму, где их жизнь складывалась в целом неплохо, но тесная связь Крымского ханства с Турцией оставалась фактором риска.

    • ШЕКСПИР И МЫ - "SAVE CULTURE, STOP AGGRESSION!"
      2022-10-22 08:55

      "Город мечты", "женщина мечты"... Оказывается, бывает еще и спонсор мечты для арт-проекта. А еще оказывается, что главное в человеке, финансирующем такой проект, - не толстый кошелек с толстым слоем щедрости, а органическая связь и органическое понимание того самого искусства, которое решил поддержать. XVI Ереванскому Международному Шекспировскому фестивалю повезло. Его спонсор, проживающий в Лос-Анджелесе бизнесмен, основатель общественной организации "Менк" Айк ГРИГОРЯН именно такой - совершенно "свой человек", а значит совершенно экзотическая птица в наших краях.

    • "РОДЕН" - ВЫСОКИЙ СТИЛЬ ВЫСОКИХ СМЫСЛОВ
      2022-10-11 09:25

      Сто раз прав был президент Международного фестиваля исполнительских искусств High Fest Артур Гукасян, когда говорил: " Тренд развития я вижу в том, что в Армению должны приезжать очень крутые коллективы больших форм - Ереван давно уже для этого созрел"! Отвальный успех спектакля «Роден, ее вечный идол» культового Санкт-Петербургского Государственного академического театра балета Бориса Эйфмана, два показа которого состоялись в рамках юбилейного фестиваля, стал железным аргументом в пользу того, что "Ереван давно созрел".