Последние новости

КОЩУНСТВО КАК ФОРМА БОРЬБЫ С КОНКУРЕНТАМИ

Утром 19 марта житель города Гюмри – художник, реставратор и специалист по натуральным краскам Тигран Акопян, как обычно, явился на свое рабочее место (хотя это было воскресенье, но творческие натуры трудятся без выходных и праздников), отворил тяжелую дверь – и обомлел… Внутри царил разгром, здесь явно побывал непрошеный гость. А может, он был не один, пока неизвестно. Вследствие этого визита уничтожены результаты многомесячного кропотливого труда. Практически все придется начинать заново. 

ОКОЛО ГОДА Т. АКОПЯН ЗАНИМАЕТСЯ РЕСТАВРАЦИЕЙ ВНУТРЕННЕГО ОБЛИКА одной из красивейших и значимейших церквей не только Гюмри и Ширакского региона, но и всей Армении – Сурб Аменапркич (Святого Всеспасителя). Церковь сильно пострадала от землетрясения в декабре 1988 года. Долгое время она оставалась в руинах. Несколько раз церковь пытались отреставрировать, но каждый раз работы стопорились из-за нехватки средств. Несколько лет назад за ее восстановление взялся благотворительный фонд, который возглавляет бывший мэр Гюмри Вардан Гукасян. Он-то и привлек Тиграна к работам в качестве главного реставратора, не понаслышке зная о недюжинных способностях земляка в этой сфере. Тот взялся за дело, почтя за честь принять посильное участие в возрождении духовной жизни родного города.

Работа постепенно продвигалась, хотя порой возникали трудности с красками, кистями, время от времени свои коррективы вносила погода: в зимний период в недостроенной церкви довольно холодно, летом напротив, духота, больше двух-трех часов напряженной работы за один присест нипочем не выдержать; а ведь каждый день нужно "курсировать" по строительным лесам, забираясь порой на самую верхотуру – почти на 40-метровую высоту, нанося изображения и орнаменты. Так что работа не из легких. Тем сильнее потрясение от того, с чем пришлось столкнуться.

- Я просто в шоке, - говорит Тигран. - Разорваны три живописных полотна – "Крещение Христа", "Воскресение Христа", "Месроп Маштоц и Саак Партев", изуродована одна фреска. Весь многомесячный труд – коту под хвост. Не знаю, кому понадобилось уничтожать мою работу, таких явных недоброжелателей у меня в Гюмри вроде нет. Но даже если кому-то не нравится то, что я делаю, разве не святотатство – так по-хамски вести себя в храме божьем? Рвать на части, осквернять изображения святых?

            Действительно, до такого свинства мы еще, честно говоря, не докатывались. Можно, наверное, по-разному относиться и к церкви как таковой, и к поведению иных священнослужителей, и к тому, что сегодня церковная тема нередко заслоняет насущные социальные нужды. Но в армянском обществе с незапамятных времен укоренилось искреннее уважение к церкви, поддерживавшей народ в периоды тяжелейших испытаний. И религиозные строения никому не придет в голову осквернять ни снаружи, ни изнутри, мы же не Pussy Riot какие-то... А тут – такая подлая гнусность. Ради чего?

 Уничтожены результаты многомесячного кропотливого трудаСАМ Т. АКОПЯН УСМАТРИВАЕТ В ПРОИСШЕДШЕМ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ЗЛОЙ умысел. "Сегодня, когда и без того непросто, не следовало так настраивать людей друг против друга, дополнительно озлоблять их", - заявил расстроенный художник в комментарии гюмрийской телекомпании "Цайг". Но пребывать в унынии он тем не менее не собирается. И заверяет, что непременно восстановит уничтоженные работы, какого бы дополнительного напряжения это ему ни стоило.

Уникальность церкви Сурб Аменапркич, возведенной в 1860-1873 гг. группой архитекторов во главе с "первым мастером" Тадевосом Антикяном, в том, что она была построена по образу Анийского кафедрального собора, ныне уже, к сожалению, не существующего. При этом церковь Аменапркич все же не является его точной копией: она более просторна, имеет довольно большие окна округлой формы. В западной ее части находится колокольня. Внутреннее убранство церкви довольно богатое, стены украшены орнаментами. В советский период храм был закрыт, а потом превращен в концертный зал. Дважды – в 1926 и 1988 годах – ему пришлось испытать удары подземной стихии. В первый раз храм выстоял, но второе испытание оказалось слишком тяжелым. Сейчас его постепенно возрождают к новой жизни. Правда, службы здесь пока не возобновились, поскольку незавершенность внутреннего убранство и оформления не позволяет к ним приступить. А после того что случилось, придется, видимо, подождать еще некоторое время.  

Правоохранительные органы поставлены в известность о происшедшем и, по имеющимся сведениям, ведут расследование инцидента. Надеемся, что им удастся обнаружить и исполнителей, и, самое главное, вдохновителей и заказчиков. Со своей стороны, не претендуя на дедуктивный эксклюзив, рискнем все же предположить, что в данном случае вряд ли действовал маньяк-одиночка либо персональный недруг Т.Акопяна. Церковь Сурб Аменапркич реставрируется по инициативе экс-мэра Вардана Гукасяна, а он выставил свою кандидатуру на предстоящих 2 апреля парламентских выборах. Предвыборное соперничество обостряется с каждым днем, уже имели место случаи "войны компроматов". А в войне, говорят, все средства хороши. Сопоставление фактов дает некоторые основания для того, чтобы подумать о политическом подтексте как о побудительной причине святотатства. 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА: АРМЯНСКИЙ АРХИВ
      2021-09-30 12:54
      1538

      Заместитель директора Национального архива Армении Бабкен Саакян в среду, 29 сентября, в формате онлайн принял участие в Межрегиональной научно-практической конференции "Ленинградская блокада в документах государственных архивов РФ и стран СНГ".

    • ЦИНИЗМ И ДЕМАГОГИЯ: СЧЕТ УГРОЗАМ УЖЕ ПОТЕРЯН
      2021-08-23 10:17
      2026

      Власти Азербайджана продолжают целенаправленно наращивать контингент своих пограничных войск на границе с Арменией. Так, только в июле официальный Баку на "освобожденных территориях Нагорного Карабаха" сформировал три полнокомплектных подразделения. Более того, по информации Минобороны Азербайджана, количество воинских частей на азербайджано-армянской границе и численность их личного состава будет последовательно увеличиваться.

    • CLASSIC PIANO В ДУБАЕ
      2021-08-19 09:43
      4477

      Государственный симфонический оркестр Армении под управлением дирижера Сергея СМБАТЯНА будет сопровождать два финальных тура II международного конкурса пианистов Classic piano, заключительные этапы которого стартовали 15 августа в крупнейшем городе Объединенных Арабских Эмиратов - Дубае.

    • КРАСНАЯ НИТЬ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ
      2021-08-12 10:00
      2663

      Видный французский политический деятель, депутат Национального собрания Франция от партии "Союз за народное движение", вице-мэр Марселя Валери Буайе разместила на своей странице в Facebook видеоматериал о фоторепортаже, сделанном в Арцахе нашим соотечественником Антуаном Агуджяном.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЖАН ЖАНСЕМ С НАМИ НАВСЕГДА
      2021-07-15 10:21
      4651

      Мы живем без оглядки. Остановиться нет времени, полюбоваться - тем более. Иногда забываешь, что судьба осчастливила нас городом, где много музеев и галерей. Появляются они часто и в самых неожиданных местах. И, слава богу, что в наше рыночное время, далекое от искусства, открываются не только торговые точки - магазины, рестораны, кафе с зазывными вывесками, но и музеи, галереи, созданные усилиями, энергией, а главное - средствами подлинных патриотов.

    • ВОЙНА ВАНДАЛОВ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ В РАЗГАРЕ
      2021-05-29 10:03
      2966

      В последние недели вектор угрозы армянской государственности сместился с Арцаха в сторону Сюника, тем не менее Азербайджан не теряет возможности развязывать варварские атаки и по второй армянской республике.

    • КАК АРШИЛ ГОРКИ РИСОВАЛ НА ОБУВНЫХ КОРОБКАХ
      2021-05-10 10:31
      5680

      Аршил Горки - последний из великих сюрреалистов, первый из абстрактных экспрессионистов и важнейшая фигура в искусстве ХХ века. Наиболее часто повторяющиеся образы в его творчестве основаны на трагических воспоминаниях детства, хотя, конечно, на Горки-художника повлияли самые передовые течения в искусстве XX века.

    • "ЖИВОЕ ИСКУССТВО - ЭТО ГЛОБАЛЬНО"
      2021-05-01 10:15
      6100

      В Москве в Музее современного искусства с 13 апреля  открыта выставка "Комната загадок" талантливого армянского художника Рафаэля МЕГАЛА (Меликян). Она организована совместно с Ереванским комитетом ассоциации Данте Алигьери и продлится до 16 мая.