ПОВЕСТЬ О ДВУХ ГОРОДАХ
Предлагаемая вниманию читателей статья представляет собой отклик на цикл статей о воссоздании в центре столицы Армении старого Еревана, создаваемого по лекалам творцов так называемого старого Тбилиси.
НАЧНЕМ С ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ. НЕТ НИ "СТАРОГО ТБИЛИСИ", НИ "СТАРОГО ТИФЛИСА", А ЕСТЬ ТИФЛИС. Есть еще и советский Тбилиси, дополнивший старый город. Это Ваке, Сабуртало, Третий массив, Дигоми, Глдани etc - районы, построенные в советское время и дополнившие его облик. Отцы города не горели желанием показывать этот неприглядный новодел его гостям, но наших зодчих почему-то не осеняет простая мысль сравнить советский Ереван с советским, а не "старым" Тбилиси.
Справедливости ради надо сказать, что во второй половине 30-х годов в Тбилиси в самом деле предпринимались попытки создать новый советский архитектурный стиль по предписанию Сталина с учетом классических традиций, национальный по форме и социалистический по содержанию, и было построено много действительно хороших зданий. Их заметную часть выстроили армяне (Тер-Микелов, Микаэлян, Сатунц), так что в довоенный период наша зодческая традиция в городе в какой-то мере продолжалась.
Однако создание нового стиля не состоялось уже в силу неясности и внутренней противоречивости задачи, а значение странного словосочетания "социалистическая по содержанию" в применении к архитектурным формам не знал вообще никто, что грузинские власти трактовали, как бог на душу положит. Довоенный город гостям представляли как часть "старого Тбилиси", не указывая имен строителей.
И сегодня подавляющее большинство тбилисцев (не только грузин) не знают имен авторов лучших зданий тех лет. В послевоенную эпоху была осуществлена другая формула вождя - выдвижение национальных кадров, что привело к полному изгнанию из архитектуры негрузин. Кстати, в 40-50-х годах не было создано почти ничего сколько-нибудь заметного, а с конца 60-х начинается создание "старого Тбилиси", фальшивого городка, набитого теремками с обилием балконов там, где их вообще не должно быть, - тбилисский вариант колониальной архитектуры с выставленными на передний план дворовыми галереями.
Смысл реконструкции - в воссоздании с высокой степенью достоверности некогда существовавшего, но разрушенного по политическим, военным, природным и т. д. причинам города или какой-либо его части. Целью "реконструкции" Тбилиси было уничтожение его старой, преимущественно армянской части (хотя уничтожили ряд мусульманских, в основном персидских, кладбищ и старую мечеть Шаха Аббаса на Майдане) с возведением на их месте новодела, лишившего эти районы присущего им ранее национального колорита.
ТАК КАКОЙ ЖЕ ЦЕНОЙ СОЗДАВАЛСЯ "СТАРЫЙ ТБИЛИСИ"? В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ советским и иностранным туристам предлагали несколько маршрутов, призванных ознакомить любознательных гостей с достопримечательностями грузинской столицы, вернее, с тем, что власти считали представляющим культурную и историческую ценность. Несмотря на официальную атеистическую идеологию, в них обязательно включали бесспорно ценные грузинские памятники - Анчисхатскую базилику, церковь Мама Давид и, в обязательном порядке, Сионский и Метехский соборы (последний храм расположен в населенном ремесленниками-армянами районе Авлабар). Кроме них, обязательным было посещение построенного бельгийцами фуникулера, вагончики которого поднимали гостей на самую вершину Мтацминды, откуда открывается захватывающий дух вид на грузинскую столицу.
Негрузинским церквам, кладбищам и пр. объектам "повезло" меньше. Их не только не показывали гостям, но целенаправленно уничтожали. Снесли огромный русский Военно-Кафедральный собор на нынешнем пр. Руставели, достигавший 80 метров в высоту (на его месте в 30-х годах построили Дом правительства), и лютеранскую церковь на нынешней пл. Марджанишвили. Но главной мишенью было армянское историческое наследие города.
Снесли 20 армянских церквей, главной из которых был уникальный трехкупольный Ванкский собор XVI века (остается колокольня, в которой поныне молятся живущие неподалеку армяне). Ванк, в котором указ Александра I о присоединении Грузии к России был оглашен на армянском языке на следующий день после его оглашения в Сионском кафедрале по-грузински, был настолько мощным сооружением, что его пришлось взрывать несколько дней подряд. Через полвека взрывать пришлось уже прекрасное здание тбилисского вокзала, выстроенное Тер-Микеловым в добротном грузинском стиле (зданию не повезло с автором). Огромный армянский некрополь Ходжеванк сносили поэтапно, от него остался лишь крошечный осколок в виде Пантеона деятелей армянской культуры. Петхаинскую церковь XII века "реконструировали" и передали ГПЦ, как и Кусаноц (девичий монастырь) и церковь Сурб Ованес.
ЕЩЕ В 70-х ГОДАХ Я ВИДЕЛ В ГОРСОВЕТЕ ПЛАН АВЛАБАРА (ТОГДАШНЕГО Шаумяновского района), на котором территория Ходжеванка была обозначена как принадлежащая Грузинской Православной Церкви. Действительно, ее передали ГПЦ после развала Союза и на деньги Бидзины Иванишвили возвели там огромный кафедрал Троицы. Главный храм Грузии возвели на армянских костях, не задумавшись о чудовищной кощунственности этого решения. С большим трудом армяне смогли отстоять Сурб Геворг и Сурб Эчмиадзин.
Был составлен список "спорных" церквей, в который вошли все армянские церкви города, и издана грязная книжонка Бондо Арвеладзе - "Грузинские или армянские церкви в Грузии?" Ответ был однозначен: все они - грузинские. Наличие в Грузии армянского наследия доказывает заботу ее царей об армянах, в которых они видели братский грузинам народ, но пещерный шовинизм лишил автора разума и здравого смысла.
Теперь о балконах. В Тифлисе было множество домов с деревянными балконами, что вполне уместно в южном городе. Но в пылу "реконструкции", проводившейся под руководством Кавлашвили, балконы стали лепить куда попало, за что зодчего насмешливо прозвали Шота Балконским. Легкий балкон подчас могли поставить на тяжелые колонны, не считаясь с геометрией фасада.
Например, балкон башни Дареджан служил естественной смотровой площадкой, но на реконструированных городских стенах на нынешней ул. Бараташвили, нередко приводимой в пример, это выглядит как неграмотность, бутафория и безобразный провинциализм. Очнитесь, господа реставраторы, откройте глаза и подумайте еще раз, что вы навязываете армянскому народу в качестве эстетического эталона. Речь идет даже не о сохранении старины, а об элементарном профессионализме.
ТЕПЕРЬ О СТАРОМ ЕРЕВАНЕ. ЧТО СОБИРАЮТСЯ "ВОССТАНАВЛИВАТЬ", "реконструировать" и т. п. ереванские власти? На самом деле это попытка создать не существовавший никогда в истории город, что даст огромный простор болезненной фантазии людей, идеал которых составляют "культурно-исторические ценности" 1937 года с его архитектурным реформаторством при реконструкции "старого Тбилиси". Мы стали заложниками дурного провинциального вкуса невежественных людей, не имеющих представления о предмете, о котором они с апломбом выносят суждения.
Честно признаем, что дореволюционный Ереван был мелким невзрачным городом, в котором, за исключением нескольких церквей, полутора сотен домов, построенных в самом начале ХХ века из черного туфа, урартских развалин, персидских мечетей и дворца сардара не было ничего особенно примечательного, заслуживающего реставрации. Если господа-реставраторы выделили бы где-нибудь пустырь, где воплотили бы неуемную страсть к старине, это еще можно было бы понять - у Еревана появился бы городок-спутник, убогий памятник столь же, увы, убогому периоду нашей истории. Но они собираются строить выдуманные теремки посреди замечательно цельного монументального города, построенного в тяжелейший период истории Армении гениальным Таманяном.
В городе есть пустыри и непригодные для жилья хибары, подлежащие сносу. На их месте полезнее строить здания, не нарушающие сложившегося облика города. Надо найти мастеров, способных строить в стиле, не нарушающем ампирной гармонии таманяновского города. Это должно быть комплексное ансамблевое строительство, и его просто обязано возглавить управление главного архитектора Еревана. Армяне умеют находить ансамблевые решения, как показал опыт таманяновской реконструкции, и задача сохранения (и даже приумножения) архитектурных красот Еревана вполне осуществима. Конечно, понадобятся деньги, и немалые. А разве они не нужны для псевдореставрации?
Георгий МИКАЭЛЯН
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-23 09:41
Азербайджан шаг за шагом, постепенно выполняет свою задачу: под вывеской делимитации окапывается и будет действовать в соответствии с ситуацией – как и в какой момент ему выгодно. Так член Исполнительного органа РПА, депутат фракции «Честь имею» Тигран Абрамян прокомментировал 168.am заявление командира погранвойск Азербайджана Араза Мамедова о том, что в следующем году в селах Кызыл Гаджили, Хейримли, Неркир Воскепар, Баганис-Айрум будут построены новые погранзаставы.
-
2024-11-21 16:15
21 ноября на перегоне Советакан-Эчмиадзин на неохраняемом переезде автомобиль марки «БМВ» в нарушение правил дорожного движения выехал на железнодорожные пути, не остановившись перед знаком «СТОП». В результате произошло столкновение автомобиля со следующим по перегону тепловозом компании «Южно-Кавказская железная дорога».
-
2024-11-20 19:12
Америабанк примет участие в форуме EngageArmenia2024, который пройдет 23 ноября в Дубае. Форум является динамичной площадкой для предложений, предусмотренных для соотечественников из диаспоры, с возможностью проведения панельных дискуссий и установления новых связей.
-
2024-11-20 10:33
Ситуация с отставками - показуха, а не попытка приведения в соответствие с требованием борьбы с коррупцией правоохранительной системы страны. Почему? Потому что с должности не снят Генеральный прокурор!
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2022-10-18 11:18
Второе воскресенье октября в Армении считается днем ее столицы – города Еревана, который долгие годы праздновался в рамках проекта «Ереван – Эребуни». В этом году праздник не состоялся: ситуация вокруг Армении и в мире тревожная.
-
2022-10-12 09:36
В Европе стартует показ нового документального фильма об Армении и Арцахе «Армения Сакра» (Armenia terra sacra), 65-минутный документальный фильм французско-армянского режиссера Нарека Восканяна, будет показан в Париже и других городах Европы в ближайшее время. Фильм является вторым полнометражным документальным фильмом режиссера после «Сокровищ Армении». Принимаются любые предложения, связанные с показом фильма...
-
2022-03-04 09:55
На днях широкие круги итальянской общественности получили возможность познакомиться с одной из жемчужин армянского средневекового зодчества – монастырем Дадиванк и его знаменитыми фресками. Произошло это в итальянской провинции Беллуно, где в музее замка Палаццо Фульчис (Palazzo Fulcis) двое самоотверженных специалистов – архитектор-реставратор Ара Зарян и художник-реставратор Кристин Ламуре организовали презентацию авторской книги-альбома «Монастырь Дади – Дадиванк: консервационная реставрация фресок 1297 г. в церкви Катогике, построенной в 1214 г.».
-
2022-02-24 10:17
В последнее время, в связи с поступающей информацией о возможном визите экспертов ЮНЕСКО, а также известным заявлением министра культуры Азербайджана, тема защиты культурного наследия на оккупированных территориях Республики Арцах вновь чрезвычайно актуализировалась. Со всех сторон раздаются требования предпринять соответствующие меры для защиты культурного наследия и предотвращения культурного геноцида. Мы же попытаемся в настоящей статье в этом контексте рассмотреть вопрос о том, что именно мы можем и должны сделать, какая подготовительная работа должна быть проведена и как необходимо реагировать на существующие вызовы.