Последние новости

ГЕВОРГ АКОПЯН НА СЦЕНАХ МИРА

Он только артист. И этим все сказано. Солист Национального академического театра оперы и балета Геворг Акопян странным образом избежал соблазнов и искушений своих коллег - не пытается ставить спектакли, руководить театром, не занимается бизнесом. Он просто поет. Впрочем, это утверждение не совсем верно. Нет, он-то как раз очень серьезный, порой непредсказуемый певец-зеркало. В том смысле, что зачастую весь спектакль воспринимаешь через его персонаж, в глазах которого, мимике, пластике, мгновенных реакциях отражается все, что происходит на сцене.

ВЛАСТНЫЙ АРТИСТ, ГЕВОРГ УМЕЕТ ЗАСТАВИТЬ АУДИТОРИЮ принять точку зрения своего героя. Уж слишком убедителен он в роли, даже если его персонаж не совсем "положительный", а напротив, скорее зловещий, нелицеприятный. О таких персонажах принято говорить, что они обладают "отрицательным обаянием". Да, отрицательным, но обаянием же. Как, например, барон Скарпия из оперы "Тоска" Верди, партию которого Геворг блистательно исполняет не только на нашей оперной сцене. Пару лет назад в этой партии он выступил и на сцене Мариинского театра Санкт-Петербурга, где его партнерами были прославленная Мария Гулегина (лучшее сопрано мира), исполнявшая заглавную партию, и замечательный тенор Максим Аксенов. Спектакль шел под управлением маэстро Станислава Кочановского.

Партией Геворг Акопян владеет в полном смысле слова. Мне посчастливилось дважды видеть и слышать артиста в роли Скарпии в нашем Оперном театре. Он заполняет собой всю сцену и воспринимается безусловным лидером.

Магия этого артиста в том, что он не просто виртуозно извлекает нужный эффект из тембра своего голоса. Пожалуй, больше всего в нем поражают импровизационность, даже своего рода экспромтность, помноженные на совершеннейшее владение средствами выразительности. Понимание особой пластики музыкальной фразы, тембральное насыщение, великолепная дикция позволяют одаренному певцу быть достойным и спектакля, собравшего лучшие силы оперной труппы Мариинки, и других театров.

Чувство меры, присущее актеру, проявляется и в лаконизме портретной характеристики. Он не увлекается излишними и бесцельными движениями, не стремится насытить свою игру большим количеством логически не оправданных находок. Каждое движение певца связано с текстом, обладает экспрессивностью, соответствует музыкальной фразе и характеру пения. Тембр голоса, особенности дыхания между музыкальными фразами получают индивидуальное выражение, поэтому не существует двух абсолютно похожих трактовок.

Его Скарпия чувствует себя настолько непогрешимым, что почти уверен в своей искренности. Он не подчиняется закону - он сам его творит. Скарпия уверовал в неотразимость своего "обаяния", исполненного злобы и властности. Когда надо, он может быть обходительным, почти уступчивым, но и необыкновенно упрямым. В конечном счете его губит чрезмерная самоуверенность.

К СВОИМ УСПЕХАМ ГЕВОРГ ОТНОСИТСЯ ВПОЛНЕ СПОКОЙНО. Абсолютно не страдает манией величия, хотя снискал популярность и любовь зрителей далеко за пределами своей страны. Около десятка лет его имя украшает оперные афиши театров разных стран: Михайловского и Мариинского театров Санкт-Петербурга, Казанского и Воронежского оперных театров, сценических площадок Испании, где он в разные годы выступал в баритоновых партиях: Шарпенса в "Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини, Альфио в "Сельской чести" Масканьи, Амонасро в "Аиде" Верди под управлением легендарного маэстро Лорина Маазеля; Тонио в "Паяцах" Р.Леонкавалло и в партии Альфио в индийском театре Royal Opera Hoyse (Мумбай) под управлением дирижера Антонелло Аллеманди. Регулярно Геворг выступает в городах Италии - Риме, Турине, Портофино, Кальяри... В 2008 году дебютировал в роли Федора Поярока в "Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова с участием труппы Большого театра в Teatro lirico в Кальяри. Спектаклем дирижировал Александр Ведерников. Позже в этом же театре он спел и партию Беса в "Черевичках" Чайковского под управлением Донато Ренцетти, а в Культурном центре Redio в Турине Геворг исполнил партию Паоло в опере "Симон Бокканегра" Верди. Очень памятны выступления в заглавной роли в опере "Набукко" на сценах Teatro Ventigo Basso, Teatro della Aguille, Teatro della Fortuna. Значительными для карьеры певца были и выступления в Германии в операх "Набукко", "Тоска", "Евгений Онегин".

Сейчас у Геворга около 30 готовых партий, которые он поет на сценах разных театров мира. Он внимателен и точен в музыкальном рисунке партии, избегает "расточительности" внутренней энергии, чисто внешней театральности. Ему органически не свойственны манерность и наигранность, напротив - полная слитность с изображаемым персонажем.

За свою четырнадцатилетнюю творческую деятельность Геворг Акопян спел в нашем Оперном театре все баритоновые партии текущего репертуара. Среди  лучших - роль Моси в опере "Ануш" А.Тиграняна в постановке Гегама Григоряна, которой он дебютировал на сцене Национального театра оперы и балета. Главным было то, что он, тогда еще студент 3-го курса Ереванской консерватории, затмил прочно сложившийся в нашем сознании стереотип образа Моси - изначально жестокого, мрачного. Певец нашел новую трактовку образа исходя, на мой взгляд, из общей концепции спектакля, предложенной музыкальным руководителем, испытывающим высокий пиетет перед каждой нотой Тиграняна, восстановив всю музыкально-драматургическую линию образа, который из-за некоторых купюр в иных постановках терял свою осмысленность.

УСПЕХ, ВЫПАВШИЙ НА ДОЛЮ АРТИСТА, ВО МНОГОМ ПРЕДОПРЕДЕЛИЛ его дальнейшую творческую судьбу. Но не аплодисменты и не успех сыграли основную роль, а удивительное чувство, возникшее на сцене, осознание того, что люди понимают и разделяют то, что он хотел выразить голосом. Красивый, глубокий баритон певца покорил и специалистов, и публику. Поэтому неудивительно, что без колебаний после окончания Ереванской консерватории, где он учился профессии сначала у знаменитого профессора Сергея Даниеляна, а потом у прославленного певца Гегама Григоряна, его пригласили в качестве солиста в Национальный оперный театр.

Следующей работой Геворга в Оперном театре была заглавная роль в ранней опере С.Рахманинова "Алеко". Спектакль всегда захватывает прежде всего благодаря музыке, щедрым задушевным мелодизмом, взволнованной лирикой, ярким драматизмом и эмоциональной открытостью. Но постановка особенно волнует воплощением образа Алеко. Геворгу оказался близок мир романтического героя Пушкина. Проникновенно и глубоко он передал его характер, трагическую раздвоенность, душевное одиночество. Певец уверенно соразмеряет свои чувства, свободно и естественно перенося их на создаваемый образ. Он сумел вложить столько значительности в каждую фразу своего персонажа, что эта романтическая фигура обрела в его исполнении новое дыхание.

Потом были другие работы, которые также стали вехами в его биографии: Аршак II в опере Чухаджяна, заглавная роль в "Давид-беке" Тиграняна, Эбн-Хакия в "Иоланте" Чайковского, Тонио в опере "Паяцы" Леонкавалло, Альфио в "Сельской чести" Масканьи, Амонасро в "Аиде" Верди, Эскамильо в "Кармен" Бизе, Скарпия в "Тоске" Пуччини... Геворгу посчастливилось выступать с очень яркими партнерами.     

"Партнеры бывают разные, среди них есть просто легендарные имена, - говорит артист. - Одно осознание того, что твое имя стоит рядом с их именами в программе, приносит радость. Но подчас среди них встречаются люди с тяжелыми характерами, заботящиеся в основном о личном успехе. А вот Пласидо Доминго, с которым мне посчастливилось петь в спектаклях "Симон Бокканегра" и "Двое Фоскари" Верди в Валенсии, - безупречный джентльмен на сцене и доброжелательный человек в жизни. Контакт с ним установился как-то особенно легко. Должен сказать, что по-настоящему большие певцы, как правило, необыкновенно доброжелательные люди, готовые оказать любую поддержку своему партнеру по сцене. Общение с такими партнерами выработало во мне правило: самому быть надежным на сцене. Я получил огромное удовольствие не только от таланта и мастерства, но и от общения с Марией Гулегиной на сцене Мариинки". 

ОДНИМ ИЗ САМЫХ СЧАСТЛИВЫХ СОБЫТИЙ В СВОЕЙ ЖИЗНИ ГЕВОРГ считает встречу со своим знаменитым соотечественником Гегамом Григоряном. "Мне, как и многим другим, повезло быть сопричастным его уникальному таланту. Главное, что я воспринял от моего учителя и друга, - это стремление проявить индивидуальность в работе над ролью, избегать штампов и актерских стереотипов. Он не был склонен к долгим объяснениям, наставлениям. Был краток и выразителен, сразу попадал в самую суть. И тем словно озарял. Вот это умение провоцировать состояние озаренности для нас особенно ценно.

Начав работать со мной, Гегам Григорян заставлял преодолевать невероятное количество различной музыки - камерно-инструментальной, вокальной, симфонической. Он очень умно подбирал музыкальные произведения для работы, все более трудные в профессионально-техническом отношении, нежели предыдущие. О самодовольстве не могло быть и речи. Он убеждал, что вся сила пения - в правильности интонации, в окраске слова и фразы".

Надо сказать, что молодой певец четко усвоил уроки Григоряна. Чуткие музыканты, слушающие Геворга, всегда отмечают значение интонационного мастерства в общем впечатлении от его исполнения роли. Его искусство - это синтез голосового дара, интонации, ритма, сценической пластики.

Когда слушаешь Геворга, сразу становится ясно, что его мышление не задето штампами. Оно вне заданных категорий. Главным в театре Г.Акопян считает певца. Между прочим, он не сторонник активной режиссуры и против того, чтобы певцу мешали петь излишества сценического действия. Сценические трюки, по его мнению, мешают музыке.

Музыкальная критика отзывается восторженно на каждое его выступление, будь то на оперной сцене, в международных гала-концертах, фестивалях, на телевидении.

Творческая биография Геворга далека от завершения. Впереди  множество интересных гастролей, встреч, о чем мы еще расскажем.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.

    • ПОСВЯЩАЕТСЯ КШИШТОФУ ПЕНДЕРЕЦКОМУ
      2024-04-09 09:15

      Не трудно заметить, что имя Сергея Смбатяна, а также руководимого им Армянского государственного симфонического оркестра часто появляется на страницах прессы. Такой режим наибольшего благоприятствования объясняется, конечно, не субъективными склонностями обозревателей, но необычайно высокой творческой активностью одаренного дирижера, его художественными инициативами, миновать которые невозможно. Тоновая программа, то мировая или ереванская премьера, то важнейшие фестивали, то масштабные гастроли, конкурсы… Вот и недавно, не успел завершиться фестиваль Армянского композиторского творчества, как взял старт другой фестиваль, не менее значимый – "Современные классики", носящий имя Кшиштофа Пендерецкого.

    • ТОРЖЕСТВО "СИМФОНИИ ВОСКРЕСЕНИЯ"
      2024-04-05 10:41

      Каждый чем-нибудь интересный, нерядовой концерт в Большом зале им. Арама Хачатуряна в тысячный раз убеждает: филармония - лучшее место на земле. Только музыка, в отличие от других видов искусства, способна по-настоящему защитить и спасти наши души от всех сует, напастей и тягот нынешней жизни. Это с особой силой дала осознать и прозвучавшая в последний мартовский день Вторая симфония ("Симфония Воскресения") Малера в исполнении Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна, Академической капеллы Армении (художественный руководитель и главный хормейстер Оганес Чекиджян) и талантливых солистов – Ануш Оганесян (сопрано) и Алины Черташ (меццо-сопрано)- солистки оперной труппы Большого театра России.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ТЕАТР ВАНАДЗОРА – "НАДО ЖИТЬ!"
      2024-03-04 10:40

      Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.

    • ФЕСТИВАЛЬ В АРТАШАТЕ - ПОДАРОК К ЮБИЛЕЮ
      2023-11-01 14:00

      Арташатский Драматический театр им. Амо Харазяна отмечает нынче двойной юбилей - 90-летие со дня своего основания, точнее, предоставления ему статуса государственного, и 80-летие со дня получения собственного здания. Именно к этому событию приурочен Республиканский театральный фестиваль, который пройдет в Арташате с 1-7 ноября и который организован Союзом театральных деятелей Армении и самими харазяновцами при поддержке администрации марза. Подарок к юбилею - себе и, конечно, местному зрителю!

    • HIGHFEST - "КРУТЫЕ В ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ!"
      2023-10-11 09:14

      В программе 21-го Ереванского Международного театрального фестиваля исполнительских искусств HIGHFEST были заявлены многие звезды, вплоть до Дианы Вишневой и Джона Малковича. Но "завтра была война", и фестиваль, как выразился его президент Артур ГУКАСЯН, прошел так, как будто он есть, но словно его и нет. И все-таки он состоялся! Потому что те, кто его делает, уверены - чтобы когда-нибудь снова пройти звонким шагом, нужно, пускай на цыпочках, но ходить!